Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

БРЮСОВ Валерий Яковлевич

(01/13.12.1873–09.10.1924)
Поэт, писатель, критик, один из основоположников русского символизма.

Родился в Москве в купеческой семье. В 1899 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. Впервые был опубликован в детском журнале «Задушевное слово» в возрасте 11 лет, а в студенческие годы издал сборник «Русские символисты», состоявший в основном из собственных стихов. В 1899 г. принял участие в организации издательства «Скорпион», в 1900 г. выпустил книгу «Третья стража».

В 1901–05 гг. под его руководством создавался альманах «Северные цветы», с 1904 по 1909 г. редактировал журнал «Весы» центрального органа символистов. Выпустил поэтические сборники «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906), «Все напевы» (1909), а также роман «Алтарь победы» (1911—1912), сборник рассказов «Ночи и дни» (1913), повесть «Обручение Даши» (1913) и др. Октябрьскую революцию 1917 г. встретил как праздник освобождения от оков самодержавия. В 1920 г. вступил в партию большевиков и возглавил президиум Всероссийского союза поэтов. Организовал Высший литературно-художественный институт, где был первым ректором. Умер в Москве.

А.А. Блок написал о В.Я. Брюсове как о «первом в России поэте». Н. Гумилев упоминал его как поэта, «восстановившего позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать».

  • В любви душа вскрывается до дна, / Яснеет в ней святая глубина, / Где всё единственно и не случайно.
  • В минуту смертельной опасности к человеку возвращаются способности животного.
  • Вдохновение – миг более живого чувствования.
  • Великое вблизи неуловимо, / Лишь издали торжественно оно, / Мы все проходим пред великим мимо / И видим лишь случайное звено.
  • Все средства в борьбе с коварным врагом хороши, дурно одно – не пользоваться никакими средствами.
  • Всё, что неожиданно изменяет нашу жизнь, – не случайность. Оно – в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием.
  • Грех, совершаемый за другого, тяжел лишь в половину на весах справедливости.
  • Душа человека подобна морской глубине, где грубый камень можно принять за перл, а драгоценный коралл – за простую водоросль.
  • Единственный признак истинного искусства – своеобразие; искусство всегда создает нечто новое.
  • Если любовь велика, всё должно умолкнуть, все другие соображения.
  • Если можешь, иди вперед века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века.
  • Есть ли такое в мире, чего не могут сделать двое, если ими движет любовь?
  • Жизнь наша теряет смысл, если не вникаем мы в наше прошлое.
  • Задача искусства – искать настоящие имена для предметов и явлений мира.
  • Искусство жаждет самовластья / И души черпает до дна. / Едва душа вздохнет о счастье – / Она уже отрешена.
  • Искусство изучает составные элементы жизни, как химия – составные элементы вещества.
  • Искусство – то, что в других областях мы называем откровением. Создания искусства – это приотворенные двери в Вечность.
  • Каждое время верует в того Бога, который ему соответствует.
  • Каждый миг есть чудо и безумье, / Каждый трепет непонятен мне, / Все запутаны раздумья, / Как узнать, что в жизни, что во сне?
  • Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет.
  • Когда идеи ветшают, когда начинают вскрываться их внутренние, роковые противоречия – они проникают наконец в сознание большой публики.
  • Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил.
  • Люди глупо доверчивы… Вся реклама мира основана на трех принципах: «Хорошо, много и даром». Поэтому можно давать скверно, мало и дорого.
  • Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя – яснее проступают его самобытные черты.
  • Меняются приемы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создание искусства.
  • Мужчины любят каждую женщину исчерпать до дна.
  • Мучения очищают душу, как огонь – золото.
  • Наверняка выигрывает лишь тот, кто играет в нечестные кости.
  • Надо верить тому, кого любишь, – нет высшего доказательства любви.
  • Настоящее изящество дается только рождением, все остальное – подражание, которое может обмануть лишь невежду.
  • Наука не имеет притязаний проникнуть в сущность вещей. Наука знает только соотношения явлений, умеет только сравнивать их и сопоставлять. Наука не может рассматривать никакой вещи без ее отношения к другим. Выводы науки – это наблюдения над соотношением вещей и явлений.
  • Наука, поскольку она не ремесло, не изобретение удобств жизни, а занята открытием законов природы, есть удовлетворение жажды деятельности мысли.
  • Не добивайся, чтобы твоя жена была красавицей: женщина некрасивая ласкает мужа не менее нежно, а любит всегда больше.
  • Не ищи почестей: они принесут с собой зависть и ненависть.
  • Немыслимо провести границу там, где кончаются предчувствия и начинается подлинная любовь.
  • Нет, не случайность, не любовь, не нежность, – / Над нами торжествует Неизбежность.
  • Никогда не бойся ошибаться – ни увлечений, ни разочарований бояться не надо.
  • Никогда не разорвутся звенья / Между душой и прелестью земли!
  • Писатели читают для того, чтобы узнать, чего писать не надо.
  • Поэт творит прежде всего затем, чтобы самому себе уяснить свои думы и волнения.
  • Поэт – художник слов. Они для него то же, что краски для живописца или мрамор для скульптора.
  • Признание богов бессмертных необходимо человеческому уму, чтобы внести порядок и стройность во Вселенную.
  • Проходят дни, проходят сроки, / Свободы тщетно жаждем мы. / Мы беспощадно одиноки / На дне своей души-тюрьмы.
  • Разочарование есть плата за что-то прежде полученное, может быть, несоразмерная иногда, но будь щедр. Бойся лишь обобщать разочарование и не окрашивай им все остальное. Тогда ты приобретешь силу сопротивляться злу и правильно оценишь ее хорошие стороны.
  • Речи знакомые – новы опять, / Если любовью согреты.
  • Сверкает жизнь везде, грохочет жизнь повсюду! / Бросаюсь в глубь веков – она горит на дне… / Бегу на высь времен – она кричит мне: буду! / Она над всем, что есть; она во всём, во мне!
  • Сладость сладострастия – уверенность на мгновение, что ты не одинок.
  • Слово бьет иногда насмерть.
  • Сломать себе шею сумеет каждый дурак, умного же человека дело – сообразить, стоит ли затея пота.
  • Способность к художественному творчеству есть природный дар, как красота лица или сильный голос; эту способность можно и должно развивать, но приобрести ее никакими стараниями, никаким учением нельзя. Poetae nascuntur (поэтами рождаются).
  • Стихи – всегда исповедь.
  • Стихи – совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков – грешно и стыдно.
  • Только глупость одностороння, а истину можно повернуть любой гранью.
  • Только доблесть бессмертно живет, / Ибо храбрые славны вовеки.
  • Ты – женщина, и этим ты права.
  • Угроза смерти размягчает душу, как сильный жар – металлы.
  • Художник не может сделать большего, как верно воспроизвести действительность, хотя бы и в новых, фантастических сочетаниях ее элементов.
  • Человек умирает, его душа, не подвластная разрушению, ускользает и живет иной жизнью. Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, – душа его всё та же, жива и для земли, и для человечества.
  • Юность моя – юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать мое поведение могут только великие деяния.
  • Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками.

Материал создан: 10.07.2015



Хронология доимперской России