Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Русская Православная идентичность

Русская Православная идентичность

Преамбула
Православие - это неотъемлемая часть русской этнической идентичности

Православие – это комплексный и многомерный религиозный фактор, воздействующий на российское общество и он, этот фактор, обладает тремя характерными гранями влияния:

  1. Православие как вера,
  2. Православие как идентичность,
  3. Православие как образ жизни

Связь человека хотя бы с одной из вышеуказанных граней позволяет причислять его к православным, а притеснение в любой из этих сфер можно считать притеснением на религиозной почве.

Православие как вера

Религия как вера связана с убеждениями и глубиной конфессиональных знаний. Например, как человек осознает и трактует сущность Троицы, природу Иисуса Христа, что знает об основополагающих доктринах Православия и т.д. Эта грань религии проявляется в том, как человек воспринимает догматические положения в соответствии с религиозным учением. Религия как вера наиболее полно проявляется в глубоко и истово верующих людях.

Православие как идентичность

Эта грань религии показывает связь с определенной группой или социумом. Она проявляется в некоей общности сознания и родства мировоззрения. Логика такой связи очень похожа на причисление себя к этносу или народу. Человек верит в свою принадлежность к православной конфессии по двум основным фактам:

  • рождение в данной группе и
  • связи с данной культурной средой

При этом он может даже не задумываться над сутью религиозных догм существующих в Православии. Например, человек знает, что рожден в православной среде, был крещен в детстве и уже этого ему достаточно, чтобы называть себя православным. Факт принадлежности к группе русских православных важнее личных знаний и представлений о нюансах религиозного учения.

Для этой грани религии важно не то, что личность имеет общее со всеми представление о религиозном учении, а то, что члены этого общества связаны общей этничностью, культурой, традициями и историей. Люди считают себя православными на основе принадлежности к этносу или культуре, несмотря на то, что верующими их назвать будет сложно.

Такая ассоциация может усиливаться, когда своей религии грозит опасность. Ведь в этом случае, опасность для Православия рассматривается как угроза русскому народу, так как привычной идентичности, заключающей в себе этническое одновременно с религиозным, угрожает новая или другая идентичность. Ярким примером проявления этого, является то, что защищаясь от инославного прозелитизма, Русская Православная Церковь взывает к этническим чувствам своей реальной или потенциальной паствы.

Православие как образ жизни

В данном случае, религия предписывает выполнение определенных обрядов, что формирует привычку следовать определенной традиции и обычаям. Человек может соблюдать обряды, традиции и обычаи по следующим причинам:

  • признание догматики Православия,
  • соотнесение себя с определенной группой, в которой так принято,
  • либо из-за того и другого одновременно

Например, православная религия как образ жизни мотивирует людей соблюдать посты и не есть мясо, красить яйца и печь куличи на Пасху и т.д. Когда человека с Православием связывает именно образ, уклад жизни, то его религиозность наиболее ярко будет проявляться по самым значимым событиям:

  • большие праздники,
  • рождение ребенка,
  • свадьба,
  • похороны,
  • народные гулянья

Грани Православия в России

В России, в среде русских, религия проявляется прежде всего на общественном уровне, что делает перевес влияния Православия как идентичности и образа жизни, в некоторый ущерб самой вере. Общинность и соборность русского общества автоматически обозначает, формирует и утверждает «православность» любого русского. Русский не рассматривает, как это принято на Западе, православную религию, как личное дело каждого, - для русского Православие осознается коллективным Я.

воинствующий атеизм советских безбожников

Принимая во внимание влияние советского периода с его воинствующим атеизмом и насильственной атеизацией русского общества, всех людей связывающих себя с Православием в современной России, можно разделить на три условные группы:

  • верующие, но не обязательно практикующие,
  • ассоциирующие,
  • практикующие

Эти три группы взаимно пересекаются, порождая определенные пограничные состояния: один и тот же человек может относиться как к одной, так и к двум, и к трем группам. Причем, на данный исторический момент число русских ассоциирующих себя с Православием значительно превышает количество верующих и практикующих. Такой факт факт указывает на то, что религиозная Православная идентичность очень важна для русских как для народа. Этнизация Православия и православная рехристинизация идут рука об руку в деле сохранения русского народа.

Культурные функции Православия

Важность культурных функций религии подчеркивало большинство ученых этнографов и религиоведов. Существуют такие знаковые утверждения:

  • религия больше чем просто вера – религия является стержнем культурной традиции группы и берет на себя большинство культурных функций,
  • религия – это не просто вера в сверхъестественное, это, прежде всего, отношение людей друг к другу по поводу этой веры.

Культурная функция Православия чрезвычайно важна, и к силе культурной православной традиции нельзя относиться как к чему-то малозначимому. Православие укоренено в русской культуре и русском укладе жизни очень глубоко.

В России идентификационная грань Православия настолько сильна, что ее не удалось разрушить даже в советское время. Православие как часть русской идентичности становится каналом, по которому люди приходят к личной вере. Историко-культурное Православие очень широко распространено среди современных русских, - оно является своеобразной переходной фазой между ассоциирующими и практикующими верующими.

На этнокультурный аспект делает упор и Русская Православная Церковь, чтобы через него привести людей к реальной глубокой личной вере, понимая, что быстро рехристинизовать русское население, которому семьдесят лет советской власти внушался атеизм, нереалистично.

В современной России в религиозности православных наиболее важное место занимает «православная идентичность», что постепенно ведет к укреплению веры и образу жизни.

Материал создан: 21.09.2015



Хронология доимперской России

Русская блогосфера

Русская блогосфера. Материалы русских блогеров.
В России проживает около 190 народов и по этой цифре можно смело утверждать что Российская Федерация — это многонациональное государство. Все они находятся в тесном и противоречивом взаимодействии друг с другом, одновременно, дополняя и влияя один на другой. Но далеко не все из них находятся в теме "межнациональный конфликт", то есть в фазе, той или иной степени, вражды между собой.
Telegram-канал Сыны Монархии
1815, 8(20) ноября, Второй Парижский мирный договор, предусматривавший пятилетнюю оккупацию Франции ивойсками союзных держав (прекращена досрочно в 1818).
Реклама в Российской Империи
Известные русские
Арсеньев Владимир Клавдиевич, 29 августа 1872 – 4 сентября 1930, город Санкт-Петербург, Российская империя. Владимир Арсеньев – русский путешественник, географ, исследователь Дальнего Востока, этнограф. Он – потомок крепостных и мещан. Отец с детства приучил Володю к чтению. Мальчика увлекали приключенческие книги. Он не отличался усидчивостью, любил шалости. Из-за этого его отчислили из второго Петербургского училища. Арсеньева отдали во Владимирское мужское училище, где у него проснулась тяга к учебе. Известен Владимир Арсеньев и как писатель по приключенческим книгам «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала».
Процесс покорения Сибири включал в себя постепенное продвижение русских казаков и служилых людей на Восток вплоть до их выхода к Тихому океану и закреплению на Камчатке. В фольклоре народов Северо-Востока Сибири для обозначения пришельцев с этнонимом "русский" используется слово "казак".
Покровский храм в станице Орджоникидзевская, Ингушетия