Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович

(12/24.07.1828–17/29.10.1889)
Русский революционер, публицист, писатель, философ.

Родился в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 г. окончил историко-филологическое отделение Петербургского университета. Защитил магистерскую диссертацию «Эстетическое отношение искусства к действительности», которая положила начало разработке материалистической эстетики в России. Работал сначала в журнале «Отечественные записки», а потом в «Современнике», где скоро занял руководящее положение.

Там опубликовал ряд статей, посвященных крестьянской реформе: «О новых условиях сельского быта», «Труден ли выкуп земли?», «Устройство быта помещичьих крестьян» и др., в которых выступал за ликвидацию помещичьей собственности на землю без всякого выкупа, призывал к революционному срыву реформы. В конце 1850-х годов опубликовал ряд работ по политической экономике, в которых доказывал неизбежность смены капитализма социализмом: «О поземельной собственности» (1857), «Суеверие и правила логики» (1859), «Капитал и труд» (1860) и др. В 1861 г. стал идейным вдохновителем революционной народнической организации «Земля и воля», в результате чего в июле 1862 г. был заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где в 1863 г. написал роман «Что делать?», а также повесть «Алферьев», «Повести в повести», «Мелкие рассказы» и др. В 1864 г. был осужден на 7 лет каторги, после чего получил разрешение жить в Саратове, где написал философскую работу «Характер человеческого знания» (1890), перевел «Всеобщую историю» Г. Вебера, добавив собственные комментарии. Умер в Саратове.

Сочинения Чернышевского оставались запрещенными в России вплоть до Революции 1905–07 гг.

  • Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние – вещь, необходимая для счастья.
  • В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.
  • В семейной жизни главное – терпение. Любовь продолжаться долго не может.
  • Важнейший капитал нации – нравственные качества народа.
  • Во всяком деле обнаруживается существование двух партий: консервативной и прогрессивной, соответствующих силе привычки и желанию улучшений.
  • Всё настоящее, хорошее приобретено борьбой и лишениями людей, готовивших его; и лучшее будущее должно готовиться точно так же.
  • Всякий образованный человек чувствует, что истинная жизнь – жизнь ума и сердца.
  • Где нет жизни – нет идеи; где нет бесконечного разнообразия – нет жизни.
  • Движение есть реальность, потому что движение – это жизнь, а реальность и жизнь – одно и то же.
  • Деятельность человека пуста и ничтожна, когда не одушевлена идеею.
  • Для измены родине нужна чрезвычайная низость души.
  • Добр тот, кто делает хорошее для других; зол – кто делает дурное для других. Соединим теперь эти простые истины и в выводе получим: «добрым человек бывает тогда, когда для получения приятного себе он должен делать приятное другим; злым бывает он тогда, когда принужден извлекать приятное себе из нанесения неприятности другим».
  • Добро и разумность – два термина, в сущности, равнозначащие: что с теоретической точки зрения разумность, то с практической точки зрения – добро; и наоборот: что добро, то непременно и разумно.
  • Добро – это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза.
  • Если из круга моих наблюдений, из сферы действия исключены гражданские мотивы, что остается наблюдать мне? В чем остается участвовать мне? Остается хлопотливая сумятица отдельных личностей с узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах.
  • Женщина, имеющая своим мужем честного человека, не может бояться никого.
  • Жизнь так широка и многостороння, что в ней человек почти всегда найдет досыта всего, искать, чего чувствует сильную и истинную потребность.
  • Знание возбуждает любовь: чем больше знакомишься с наукою, тем больше любишь ее.
  • Исторический путь – не тротуар Невского проспекта.
  • Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и наконец достигает такого развития, что они буквально «не могут жить друг без друга».
  • Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла.
  • Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.
  • Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.
  • Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви.
  • Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.
  • Личное счастье невозможно без счастья других.
  • Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них.
  • Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.
  • Любовь – не мимолетное явление в жизни человека, относящееся только к добрачному периоду, как думают пошляки. Это чувство, живущее и крепнущее на всем протяжении жизни супругов.
  • Любовь юная, прелестная, поэтическая, уносящая в мир грез, – на земле только она одна может дать счастье!
  • Молодость – время свежести благородных чувств.
  • Мужчина, не одухотворенный гражданскими интересами, только существо мужского пола, которое бреет усы и бороду.
  • Нас очаровывает всё, в чем проявляется наш идеал, цель и предмет наших желаний и нашей любви.
  • Не судите о нравственных или умственных качествах человека по его счастью или несчастью в жизни.
  • Незнание природы является корнем тех неизвестных сил, перед которыми так долго трепетал человеческий род, и тех суеверных вероучений, которые были источниками всех его бедствий.
  • Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие.
  • Никакое внешнее принуждение не может поддержать человека ни на умственной, ни на нравственной высоте, когда он сам не желает держаться на ней.
  • Никакое положение не оправдывает бездействия; всегда можно делать что-нибудь не совершенно бесполезное; всегда надобно делать всё, что можно.
  • Нужно иметь такое дело, от которого нельзя отказаться, которого нельзя отложить, – тогда человек несравненно тверже.
  • Опера – полнейшая форма музыки как искусства.
  • От умного и ученого человека надобно требовать многого; если он говорит пустяки, его можно по всей справедливости упрекать за это, – снисходительность, на которую имеют право простаки, была бы относительно его неуместна.
  • Отвергать прогресс – такая же нелепость, как отвергать силу падения.
  • Ошибки людей сильного ума именно тем и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей.
  • Падающему всякая опора хороша, лишь бы подняться на ноги.
  • Патриот – это человек, служащий родине, а родина – это прежде всего народ.
  • Подобно силам природы, сила страсти выказывается тем, как велики сокрушаемые ею препятствия, на которые гневно обращается она.
  • Право жить и быть счастливым – пустой призрак для человека, не имеющего средств к тому.
  • Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья.
  • Принуждение по самой сущности своей вредно: оно приносит огорчение стесняемому и наказываемому, оно портит его характер, возбуждает в нем досаду на запрещающих и наказывающих, вводя его во враждебные столкновения с ними.
  • Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг ему; она то удобное, то неудобное поприще для его деятельности.
  • Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан.
  • Противник, не церемонящийся относительно деликатности своих слов, дает право отвечать ему таким же образом.
  • Пуста и бесцветна бывает жизнь только у бесцветных людей, которые толкуют о чувствах и потребностях, на самом деле не будучи способны иметь никаких особенных чувств и потребностей, кроме потребности рисоваться.
  • Рассудителен только тот, кто добр, и ровно настолько, насколько добр.
  • Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастет человеком, более сознающим свое достоинство.
  • Самую жалкую фигуру представляют не те люди, которые имеют ошибочный образ мыслей, а те, которые не имеют никакого определенного последовательного образа мыслей, которых мнения – сбор бессвязных обрывков, не клеящихся между собой.
  • Семейная любовь – наиболее распространенное между людьми и наиболее прочное потому в смысле влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное изо всех добрых чувств человека.
  • Сила человека – разум.
  • Случайности жизни безразлично поражают замечательных и незамечательных людей, безразлично благоприятствуют тем и другим.
  • Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: «Я недовольна тобой, прочь от меня»; смотри на нее так, и она будет внушать тебе такое же поэтическое чувство, как невеста.
  • Талант… дает всякому двойную цену.
  • Труд доктора – действительно самый производительный труд: предохраняя или восстанавливая здоровье, доктор приобретает обществу все те силы, которые погибли бы без его забот.
  • Труд должен быть сообразен силам человека. Он дурен, то есть неприятен тогда, когда превышает их.
  • Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости.
  • Характер средств должен быть таков же, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели… Дурные средства годятся только для дурной цели.
  • Характер человека больше всего выказывается в том, какого рода отдых легче и приятнее для него.
  • Человек никогда не может утратить влечения улучшать свою жизнь.
  • Чем больше мы говорим о своих достоинствах, тем меньше в них верят.
  • Честь – одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: «не обманывай», «не воруй», «не пьянствуй»; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс «чести» в правдивом смысле слова.
  • Что же милее всего для человека? Жизнь: потому что с нею только связаны наши радости, всё наше счастье, все наши надежды.
  • Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина.

Материал создан: 10.07.2015



Хронология доимперской России