Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

ЕКАТЕРИНА II

(урожденная София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская)
(1729—1796)
Российская императрица (1762—1796).

В 1744 г. была приглашена в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича, с которым обвенчалась в 1745 г. В ночь на 28.06.1762 г., опираясь на поддержку Измайловского полка, осуществила государственный переворот, свергнув своего мужа Петра III и венчавшись на царство. Увлекалась идеями Вольтера, Ж.Ж. Руссо и др. просветителей, стала последовательной сторонницей идей просвещения и, вступив на престол, имея определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывающую особенности исторического развития России, стала последовательно, учитывая общественные настроения, претворять ее в жизнь.

Осуществила реформу Сената (1763), сделавшую работу этого учреждения более эффективной; провела секуляризацию церковных земель (1764), значительно пополнившую государственную казну и облегчившую положение миллиона крестьян; ликвидировала гетманство на Украине, что соответствовало ее представлениям о необходимости унификации управления на всей территории империи; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья; основала ряд новых учебных заведений, в том числе для женщин (Смоленский институт, Екатерининское училище); осуществила губернскую реформу (1775), которой было введено новое административно-территориальное деление страны; издала жалованные грамоты дворянству и городам (1785), юридически закрепляющие все права и привилегии. При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768—1774, 1787—1791) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Сев. Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под Российское подданство Восточную Грузию (1783). Осуществила разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). Среди литературных достижений – многие беллетристические, драматургические, публицистические, научно-популярные сочинения, наиболее известны среди них «Записки».

Екатерина II была тонким психологом и знатоком людей, умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов.

  • Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят.
  • Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры; ваше величие да не препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и ставить себя в их положение так, чтобы эта доброта никогда не умаляла ни вашей власти, ни их почтения. Выслушивайте всё, что хоть сколько-нибудь заслуживает внимания; пусть все видят, что вы мыслите и чувствуете так, как вы должны мыслить и чувствовать. Поступайте так, чтобы люди добрые вас любили, злые боялись и все уважали.
  • Во всяком возрасте почитай родителей.
  • Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать.
  • Двоедушие чуждо великим людям: они презирают все низости.
  • Доблесть не лезет из толпы, не жадничает, не суетится и позволяет забывать о себе.
  • До'лжно возбуждать в них (юношестве) охоту к трудолюбию и чтоб они страшились праздности как источника всякого зла и заблуждения.
  • Если государственный человек заблуждается, если он рассуждает плохо, принимает ошибочные меры, то целый народ испытывает пагубные следствия этого. Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это начинание? Полезно ли?
  • Законы, не сохраняющие меру в добре, бывают причиною, что отсюда рождается безмерное зло.
  • Зараза пошлости да не помрачит в вас античного вкуса к чести и доблести.
  • Искусный стрелок, не попадая в цель, вину не кладет на лук или стрелы, но у самого себя в проронке требует отчета: однако для того бодрости духа и охоты не теряет.
  • Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют.
  • Кто говорит что хочет, услышит чего и не хочет.
  • Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья.
  • Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна.
  • Леность есть дурной учитель.
  • Ложь изо всех вреднейший есть порок.
  • Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невинного.
  • Меня обворовывают точно так же, как и других, но это хороший знак и показывает, что есть что воровать.
  • Мое желание и мое удовольствие было бы всех делать счастливыми, но так как всякий хочет быть счастливым лишь сообразно со своим характером или разумением, то мои желания часто встречали в том препятствия.
  • Правила воспитания суть первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами.
  • Праздность есть мать скуки и многих пороков.
  • Прежде всего государственному человеку следует иметь в виду следующие пять предметов: 1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно создать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом, и нужно преподать ему некоторые искусства, без которых он почти не может обойтись в повседневной жизни.
  • Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учеными.
  • Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился во младости.
  • Разумный человек всегда может найти упражнение.
  • Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания.
  • Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу.
  • Сделай добро, дабы делать добро, а не ради того, чтоб приобресть похвалу или благодарность. Добрые дела сами собою воздаяния приносят.
  • Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем.
  • Храните в себе те великие душевные качества, которые составляют отличительную принадлежность человека честного, человека великого и героя. Страшитесь всякой искусственности. Зараза пошлости да не помрачит в вас античного вкуса к чести и доблести.
  • Человек с добрым сердцем старается обращать всякую вещь и дело в добро; человек с дурным сердцем старается в добре найти злое. О некоторых сердцах можно сказать, что они свойства непромокаемого: слезы ближних не пробивают их, а только скользят по ним.

Материал создан: 10.07.2015



Хронология доимперской России