(01/13.03.1888–01.04.1939)
Русский педагог, писатель.
Родился в городе Белополье Харьковской губернии в семье железнодорожного рабочего. В 1917 г. окончил Полтавский учительский институт. В 1919 г. организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей, а с 1927 г. руководил трудовой детской коммуной в Харькове, где на практике применял разработанную им педагогическую систему. С 1934 г. стал членом Союза советских писателей. Среди наиболее известных литературных произведений: «Марш 30-го года» (1932), «Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1938), «Честь» (1938). Среди научно-педагогических работ: «Методика организации воспитательного процесса» (1936), «Книга для родителей» (1937) и др. Умер в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
- Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ одновременно.
- Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.
- Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость.
- Дети – это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным.
- Дисциплина – это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность. Всё, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины.
- Если я буду так поступать, чтобы все остальные были счастливы, тогда и я буду счастлив.
- Книги – переплетенные люди.
- Коллектив – не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.
- Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
- Мораль буржуазного мира – это мораль жадности, приспособленной к жадности.
- Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности.
- Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
- Необходимый аксессуар счастья – это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни скверна.
- Несмотря на длящийся веками опыт народного страдания, люди всегда верили, что счастье есть законная норма человеческой жизни, что оно может быть и должно быть обеспечено и гарантировано в самом устройстве общества.
- Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
- Отказаться от риска – значит отказаться от творчества.
- Самая трудная вещь – требование к себе.
- Смысл авторитета в том, что он не требует никакого доказательства, что принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность.
- Храбрый не тот, который не боится, а тот, который умеет подавить свою трусость. Другой храбрости и быть не может.
- Цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина. Мы должны воспитывать человека, который обязан быть счастливым.
- Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного.
Материал создан: 10.07.2015