Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

МАКАРЕНКО Антон Семенович

(01/13.03.1888–01.04.1939)
Русский педагог, писатель.

Родился в городе Белополье Харьковской губернии в семье железнодорожного рабочего. В 1917 г. окончил Полтавский учительский институт. В 1919 г. организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей, а с 1927 г. руководил трудовой детской коммуной в Харькове, где на практике применял разработанную им педагогическую систему. С 1934 г. стал членом Союза советских писателей. Среди наиболее известных литературных произведений: «Марш 30-го года» (1932), «Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1938), «Честь» (1938). Среди научно-педагогических работ: «Методика организации воспитательного процесса» (1936), «Книга для родителей» (1937) и др. Умер в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

  • Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ одновременно.
  • Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.
  • Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость.
  • Дети – это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным.
  • Дисциплина – это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность. Всё, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины.
  • Если я буду так поступать, чтобы все остальные были счастливы, тогда и я буду счастлив.
  • Книги – переплетенные люди.
  • Коллектив – не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.
  • Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
  • Мораль буржуазного мира – это мораль жадности, приспособленной к жадности.
  • Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности.
  • Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
  • Необходимый аксессуар счастья – это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни скверна.
  • Несмотря на длящийся веками опыт народного страдания, люди всегда верили, что счастье есть законная норма человеческой жизни, что оно может быть и должно быть обеспечено и гарантировано в самом устройстве общества.
  • Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
  • Отказаться от риска – значит отказаться от творчества.
  • Самая трудная вещь – требование к себе.
  • Смысл авторитета в том, что он не требует никакого доказательства, что принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность.
  • Храбрый не тот, который не боится, а тот, который умеет подавить свою трусость. Другой храбрости и быть не может.
  • Цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина. Мы должны воспитывать человека, который обязан быть счастливым.
  • Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного.

Материал создан: 10.07.2015



Хронология доимперской России