(07/19.07.1893–14.04.1930)
Поэт, драматург.
Родился в селе Багдади (Грузия) в семье лесничего. Учился в московской гимназии, общался со студентами-большевиками. В 1908 г. вступил в РСДРП, был арестован, полгода содержался в Бутырской тюрьме, там начал писать стихи. Выйдя на свободу, решил «делать социалистическое искусство». В 1911 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1913–15 гг. в альманахе группы футуристов были опубликованы первые стихотворения – «Ночь», «Утро», «Порт». В 1913 г. написал трагедию «Владимир Маяковский».
Неприятие основ буржуазного общества характерно для поэм 1915–17 гг.: «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». В 1919 г., переехав в Москву, работал в «Окнах РОСТА» – рисовал плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 «окон»). В стихотворениях и поэмах 1920-х годов личное тесно переплетается с социальным: «Люблю» (1922), «Про это» (1923), «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928) и др. В 1923 г. организовал группу Леф (Левый фронт), толстый журнал «Леф» (в 1923–25 гг. вышло семь номеров). В результате поездок в капиталистические страны (США, Германия, Франция, Куба и др.) появились циклы стихов «Париж» (1924—1925), «Стихи об Америке» (1925—1926). В 1926–29 гг. активно сотрудничал в «Комсомольской правде». Печатался в журналах: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонек», «Крокодил», «Красная нива» и др. В 1927–28 гг. выпускал тонкий журнал «Новый леф» (вышло 24 номера). Напряженная работа, а также трагедия в личной жизни привели к тому, что 14 апреля 1930 г. В.В. Маяковский покончил с собой. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В.В. Маяковский, реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию XX в. Никогда до него поэзия не была настолько свободно экспрессивна и метафорична, сочетала энергию митинга и демонстрации с лиричной камерностью.
Афоризмы Владимира Маяковского
- А вы ноктюрн сыграть могли бы / На флейте водосточных труб?
- Агитация – реклама идей. Агитация вещей – реклама.
- Ведь если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно?
- Гвоздями слов прибит к бумаге я.
- Искривился позвоночник, как оглоблей ударенный. / Но ученому ли думать о пустяковом изъяне? / Он знает отлично написанное у Дарвина, / Что мы – лишь потомки обезьяньи.
- Какого же черта, звезда, еще праздновать, если не день рождения человека?
- Коммивояжеры – хозяева жизни.
- Лошади никогда не кончают жизнь самоубийством, потому что, будучи лишены дара речи, они не имеют возможности выяснять отношения.
- Мой стих трудом громаду лет прорвет / И явится весомо, грубо, зримо.
- Мужчины, залежанные, как больница, и женщины, истрепанные, как пословица…
- Не пейте спиртных напитков. / Пьющим – яд. Окружающим – пытка.
- Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!
- Нет на свете прекраснее одежи, / Чем бронза мускулов и свежесть кожи.
- Одна напечатанная ерунда создает еще у двух убеждение, что и они могут написать не хуже. Эти двое, написав и будучи напечатанными, возбуждают зависть уже у четырех.
- Поэзия – та же добыча радия. / В грамм добыча, в год труды. / Изводишь единого слова ради / Тысячи тонн словесной руды.
- Поэты – не хорошенькие бабочки, созданные к удовольствию «полезных обывателей», а завоеватели, имеющие силу диктовать вам свою волю.
- Прежде чем начнет петься, / Долго ходят, разомлев от брожения, / И тихо барахтается в тине сердца / Тупая вобла воображения.
- Природа – только материал, с которым волен художник обращаться как ему угодно лишь при одном условии: изучать характер жизни и выливать ее формы, до художника никому не известные.
- Ритм – это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм или электричество.
- Свободная игра познавательных способностей – вот единственная вечная задача искусства.
- Слово ласковое – мастер дивных див, / Слово – полководец человечьей силы.
- Счастливый обладатель здравого смысла имеет громадное преимущество перед другими людьми – быть всегда и всеми понятым.
- Так и жизнь пройдет, как прошли Азорские острова.
- Театр – не отображающее зеркало, а увеличительное стекло.
- Тот, кто постоянно ясен, / Тот, по-моему, просто глуп.
- Халтура, конечно, всегда беспринципна, она создает безразличное отношение к теме – избегает трудную.
- Хотите – / Буду безукоризненно нежный, / Не мужчина, а – облако в штанах.
- Я знаю силу слов, я знаю слов набат.
- Я себя смирял, становясь на горло собственной песне.
Материал создан: 10.07.2015