Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович

(01/13.08.1803–27.02/11.03.1869)
Писатель, философ, музыковед.

Родился в Москве. Был последним представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей. В 1822 г. окончил Московский университетский благородный пансион. В 1823–25 гг. пробовал силы в литературе: совместно с В.К. Кюхельбекером издавал альманах «Мнемозина», написал роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино». Переехав в Санкт-Петербург, писал романтические и дидактические повести, рассказы, сказки, многие из которых в 1844 г. вошли в состав сборника «Русские ночи», публицистические статьи, философские эссе; сотрудничал с журналом «Современник», «Вестник Европы», несколькими энциклопедиями; редактировал «Журнал Министерства Внутренних дел».

В 1846 г. был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. В 1861 г. вернулся в Москву, где был назначен сенатором московских департаментов сената. Одновременно с литературной и общественной деятельностью занимался теорией музыки. Результаты его исследований нашли отражение в серии статей: «Русская и так называемая общая музыка», «Об исконной великорусской песне», речь к открытию Московской консерватории «Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки», «Музыкальная грамота или основания музыки для немузыкантов», «Музыка с точки зрения акустики». Умер в Москве.

Афоризмы Владимира Одоевского

  • Будьте сами и человеком, и младенцем, для того чтобы учить ребенка.
  • В жизни народа, как в жизни человека, существуют периоды энергии – это всем известно; но от воли человека зависит воспользоваться сими мгновениями силы или убить их в сладострастии и пороках; когда сие время пройдет, тогда тщетны все усилия, дабы произвесть, что было бы легким в период энергии.
  • Всякое страдание может измеряться лишь организациею того существа, которое оно поражает.
  • Выражение относится к мысли и чувству, как дробь к единице; выражение не может вполне достигнуть целости чувства или мысли. Мы по выражению не узнаем мысль, но только угадываем ее, дополняя собственным чувством то, чего недостает выражению.
  • Говоря о чести, о правде, действительно ли вы честны и правдивы? Если нет, то вы вашими словами обманете взрослого человека, но не обманете ребенка, не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами.
  • Гордость, самоуверенность необходимы для науки; искусство презирает мир, что также необходимо для искусства; но если человек совершенно доволен собою, он не пойдет далее; надобно, чтобы на верхней ступени науки и искусства человек был еще недоволен собою – смирялся, тогда только ему возможны новые успехи.
  • Жизнь их есть беспрерывная забота, никогда не достигающая своей цели, ибо они столько пекутся о средствах для жизни, что жить не успевают!
  • Известно, что самые пошлые мысли суть самые высокие, и наоборот, самые высокие суть самые пошлые, точно так самая смешная острота есть всегда самая грубая; всё зависит от той точки зрения, с которой они представлены и кем представлены.
  • Как пар, не находя себе выхода, рвет котлы и машины, так точно и мысль, задержанная в своем нормальном развитии, перестает быть созидательным началом и обращается в разрушение.
  • Кому недоступно убеждение (дело труднейшее), на того можно подействовать нравственным влиянием.
  • Молодость – такой недостаток, который с каждым днем проходит.
  • Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают.
  • Мы спасаемся от омерзения, которое наводит на душу политика, искусственным образом, – т. е. отказываемся читать газеты, а глупцы самым естественным – т. е. читают и не понимают.
  • Напрасно иные боятся дурных мыслей; всего чаще общество больно не этим недугом, но отсутствием всяких мыслей и особенно чувств.
  • Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть.
  • Новые идеи могут приходить в голову только тому, кто привык беспрестанно углубляться в самого себя, беспрестанно представать пред собственное свое судилище и оценять все малейшие свои поступки, все обстоятельства жизни, все невольные свои побуждения; в сии минуты внезапно раскрываются пред ним новые миры идей.
  • Открытия может делать всякий, и образованный, и невежда, с тою разницею, что сей последний откроет чаще то, что уже до него было открыто, но ему не известно.
  • Поэзия есть предвестник того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнет пользоваться достигнутым.
  • Причина падения народов не в одних политических происшествиях, но в нем самом, в том роде жизни, который он сам для себя избрал.
  • Религия производит то чувство, которого не может произвести ни наука, ни искусство и которое есть необходимое условие обеих: смирение; наука порождает гордость, самоуверенность необходима для науки; искусство презирает мир, что также необходимо для искусства; но если человек совершенно доволен собою, он не пойдет далее; надобно, чтобы на верхней ступени науки и искусства человек был еще недоволен собою – смирялся, тогда только ему возможны новые успехи.
  • Самые жестокие, самые ясные для нас терзания – те, которые человек передать не может. Кто умеет рассказать свои страдания, тот вполовину уже отделил их от себя.
  • Скептицизм есть леность ума.
  • Смешное есть отрицательная сторона мысли.
  • Совершенствование не бесконечно, но бесконечны наслаждения совершенства.
  • Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается. Можно ненавидеть человека, как подлеца, а можно умереть за него, как за ближнего.
  • Чтение – зеркало; наблюдение – самый предмет; чтение – первый шаг к подражанию; наблюдение – верный путь к созиданию.

Материал создан: 10.07.2015



Хронология доимперской России