Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович

(29.01/0.02.1890–30.05.1960)
Поэт, писатель.

Родился в Москве в интеллигентной семье. Окончил философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, изучал философию в Марбургском университете в Германии. Вернувшись в Москву, участвовал во встречах кружка символистского издательства «Мусагет», с 1914 г. примкнул к содружеству футуристов «Центрифуга», в 1920-е годы поддерживал связи с группой В.В. Маяковского «Леф», но после революции занял независимую позицию, не входил ни в какие объединения.

Первые стихи опубликовал в 1913 г. (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга – «Близнец в тучах» – вышла в 1914 г. В 1928 г. половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены автором в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью). В 1916 г. вышел сборник «Поверх барьеров». В 1920-е годы вышли: сборник «Темы и вариации», книга «Сестра моя – жизнь», роман в стихах «Спекторский», цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1930-х годах обратился к прозе и переводам, которые в 40-х годах стали основным источником его заработка: создал ставшие классическими переводы многих трагедий Шекспирa, «Фауста» И. Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера. С 1945 по 1955 г. создавал роман «Доктор Живаго», негативно встреченный советской литературной средой. В 1958 г. стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Умер после инфаркта миокарда в подмосковном Переделкине. Сотни людей, несмотря на опалу поэта, пришли на его похороны.

Афоризмы Бориса Пастернака

  • Бедствие среднего вкуса хуже бедствия безвкусицы.
  • Бездеятельное отчаяние – забвение и нарушение долга.
  • Будущее – это худшая из всех абстракций. Будущее никогда не приходит таким, каким его ждешь. Не вернее ли сказать, что оно вообще никогда не приходит? Если ждешь А, а приходит Б, то можно ли сказать, что пришло то, чего ждал? Всё, что реально существует, существует в рамках настоящего.
  • Вещи, едва замеченные днем, мысли, не доведенные до ясности, слова, сказанные без души и оставленные без внимания, возвращаются ночью, облеченные в плоть и кровь, и становятся темами сновидений, как бы в возмещение за дневное к ним пренебрежение.
  • Всегда рядом с неряшливою щедростью самородка следует что-нибудь завистливо рядовое и посредственное. Дела и поступки счастливого соперника кажутся ему чудачеством и безумием.
  • Всякая стадность – прибежище неодаренности, всё равно, верность ли это Соловьеву, или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит ее недостаточно.
  • Гений есть кровно осязаемое право мерить все на свете по-своему, чувство короткости со вселенной, счастье фамильной близости с историей и доступности всего живого. Гений первичен и ненавязчив.
  • Быть женщиной – великий шаг. Сводить с ума – геройство.
  • Вокруг – иных влюбленных хаос.
  • Все мы стали людьми настолько, насколько научились любить и понимать других.
  • Грудь под поцелуи, как под рукомойник.
  • Для вдохновителей революции суматоха перемен и перестановок – единственная родная стихия, их хлебом не корми, а подай им что-нибудь в масштабе земного шара. Построения миров, переходные периоды – это их самоцель. Ничему другому они не учились, ничего не умеют.
  • Если бы дремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, всё равно, каталажки или загробного воздаяния, высшею эмблемой человечества был бы цирковой укротитель с хлыстом.
  • Жизнь ведь тоже только миг, / Только растворенье / Нас самих во всех других / Как бы им в даренье.
  • Законы внешности всего сильнее определяют женский склад и характер.
  • Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь.
  • Искусство есть рассказ о счастье существования.
  • Каким непоправимым ничтожеством надо быть, чтобы играть в жизни только одну роль, занимать одно лишь место в обществе, значить всего только одно и то же!
  • Любимая – жуть! Когда любит поэт, / Влюбляется бог неприкаянный.
  • Любить иных – тяжелый крест…
  • Надо жить без самозванства, / Так жить, чтобы в конце концов / Привлечь к себе любовь пространства, / Услышать будущего зов.
  • Невежда начинает с поучения и кончает кровью.
  • Нельзя быть злодеем другим, не будучи и для себя негодяем. Подлость универсальна.
  • Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя.
  • Несвободный человек всегда идеализирует свою несвободу.
  • Переделка жизни! Так могут рассуждать люди, хотя, может быть, и видавшие виды, но ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие ее духа, души ее. Для них существование – это комок грубого, не облагороженного их прикосновением материала, нуждающегося в их обработке. А материалом, веществом, жизнь никогда не бывает. Она сама непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало, она сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий.
  • Под посредственностью обычно понимают людей рядовых и обыкновенных. Между тем обыкновенность есть живое качество, идущее изнутри и во многом, как это ни странно, отдаленно подобное дарованию. Всего обыкновеннее люди гениальные. И еще обыкновенное, захватывающе обыкновенна – природа. Необыкновенна только посредственность, то есть та категория людей, которую составляет так называемый «интересный человек». С древнейших времен он гнушался делом и паразитировал на гениальности, принимая ее как какую-то лестную исключительность, между тем как гениальность есть предельная и порывистая, воодушевленная собственной бесконечностью правильность.
  • Революции производят люди действенные, односторонние фанатики, гении самоограничения. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, многие годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне.
  • Сознание – свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтоб не споткнуться.
  • Талант – единственная новость, которая всегда нова.
  • Терять в жизни более необходимо, чем приобретать.
  • Тишина – ты лучшее из того, что слышал.
  • Философия должна быть скупою приправой к искусству и жизни. Заниматься ею одною так же странно, как есть один хрен.
  • Хорошо, когда человек обманывает ваши ожидания, когда он расходится с заранее составленным представлением о нем. Принадлежность к типу есть конец человека, его осуждение. Если его не подо что подвести, если он не показателен, половина требующегося от него налицо. Он свободен от себя, крупица бессмертия достигнута им.
  • Цель творчества – самоотдача, / А не шумиха, не успех. / Позорно, ничего не знача, / Быть притчей на устах у всех.
  • Человек в других людях и есть душа человека. Вот что вы есть, вот чем дышало, питалось, упивалось всю жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием, вашей жизнью в других. И что же? В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, ушедшая в состав будущего.
  • Шаг вперед в искусстве делается по закону притяжения, с подражания, следования и поклонения любимым предтечам. Шаг вперед в науке делается по закону отталкивания, с опровержением царящих заблуждений и ложных теорий.

Материал создан: 10.07.2015



Хронология доимперской России