Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

ПУШКИН Александр Сергеевич

(25.05/06.06.1799–29.01/10.02.1837)
Великий русский поэт, прозаик.

Родился в Москве в дворянской семье. В 1811 г. был зачислен в Царскосельский Лицей. Именно в лицее написал свои первые стихи. Окончив лицей, служил в Коллегии иностранных дел. Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, тем не менее был связан со многими членами декабристских обществ, писал политические эпиграммы и стихотворения: «Вольность» (1818), «К Чаадаеву», (1818) «Деревня» (1819) и др. В 1820 г. опубликовал поэму «Руслан и Людмила».

Вольнолюбивые настроения в творчестве не остались без внимания властей, и под видом служебной необходимости в 1820 г. поэт был отправлен на юг. Во время пребывания на Кавказе и в Крыму написал «Кавказский пленник» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1824) и др. С 1824 по 1826 г. был выслан в имение отца Михайловское. Осенью 1830 г. отправился в нижегородское имение отца Болдино, где из-за холерных карантинов задержался на 3 месяца, ставших самыми плодотворными в его творчестве. Именно здесь написал «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказку о попе и работнике его Балде», последние главы «Евгения Онегина», а также около 30 стихотворений. Осенью 1833 г. вернулся в Болдино, где создал «Пиковую даму», «Медного всадника», «Сказку о рыбаке и рыбке» и др. С ноября 1833 г. жил в Петербурге, где основал журнал «Современник». Умер от перитонита в результате ранения через два дня после дуэли с Ж. Дантесом. Похоронен на кладбище Святогорского монастыря Псковской губернии.

  • А счастье было так возможно, / Так близко!
  • Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад.
  • Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел.
  • Болезнь любви неизлечима!
  • Брак холостит душу.
  • Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей.
  • В одну телегу впрячь не можно / Коня и трепетную лань.
  • Вообще несчастие жизни семейственной есть отличительная черта во нравах русского народа. Шлюсь на русские песни: обыкновенное их содержание – или жалобы красавицы, выданной замуж насильно, или упреки молодого мужа постылой жене. Свадебные песни наши унылы, как вой похоронный.
  • Врагов имеет в мире всяк, / Но от друзей спаси нас, Боже!
  • Всегда так будет, как бывало; / Таков издревле белый свет: / Ученых много – умных мало, / Знакомых тьма – а друга нет!
  • Вся жизнь – одна ли, две ночи.
  • Глаголом жги сердца людей.
  • Глупец тщеславный, не забудь о том, / Что слава добывается трудом.
  • Говорят, что счастье – хорошая школа. Может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному.
  • Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.
  • Да, да, ведь ревности припадки – / Болезнь так точно, как чума, / Как черный сплин, как лихорадка, / Как повреждение ума.
  • Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.
  • Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь, зачем ты мне дана?
  • Если женщина в печали / Сквозь слез, украдкой, как-нибудь, / Назло привычке и рассудку, / Забудет в зеркало взглянуть, – / То грустно ей уж не на шутку.
  • Если жизнь тебя обманет, / Не печалься, не сердись! / В день уныния смирись: / День веселья, верь, настанет.
  • Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным.
  • Зависть – сестра соревнования.
  • Здравствуй, племя младое, незнакомое!
  • Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы.
  • И всюду страсти роковые, / И от судеб защиты нет.
  • И сердце вновь горит и любит – оттого, / Что не любить оно не может.
  • Клеветник без дарованья, / Палок ищет он чутьем, / А дневного пропитанья – / Ежемесячным враньем.
  • Кто раз любил, тот не полюбит вновь.
  • Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить / И в подлости осанку благородства.
  • Любви все возрасты покорны.
  • Любите самого себя, / Достопочтенный мой читатель! / Предмет достойный, ничего / Любезней, верно, нет его.
  • Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения.
  • Молодость – величайший чародей.
  • Мы почитаем всех нулями, / А единицами себя.
  • На свете счастья нет, но есть покой и воля.
  • Нас пыл сердечный рано мучит, / Как говорил Шатобриан, / Не женщины любви нас учат, / А первый пакостный роман.
  • Не должно русских писателей судить, как иноземных. Там пишут для денег, а у нас (кроме меня) из тщеславия.
  • Не лгать – можно; быть искренним – невозможность физическая. Перо иногда остановится, как с разбега перед пропастью – на том, что посторонний прочел бы равнодушно.
  • Недолго женскую любовь / Печалит хладная разлука: / Пройдет любовь, настанет скука, / Красавица полюбит вновь.
  • Нельзя надеяться на женскую верность; счастлив, кто смотрит на это равнодушно.
  • Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.
  • Но грустно думать, что напрасно / Была нам молодость дана.
  • Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание.
  • Обычай – деспот меж людей.
  • Одна из причин жадности, с которой читаем записки великих людей, – наше самолюбие: мы рады, ежели сходствуем с замечательным человеком чем бы то ни было: мнениями, чувствами, привычками – даже слабостями и пороками.
  • Вероятно, больше сходства нашли бы мы с мнениями, привычками и слабостями людней вовсе ничтожных, если б они оставляли нам свои произведения.
  • Односторонность в писателе доказывает односторонность ума, хотя, может быть, и глубокомысленного.
  • Отсутствие общественного мнения – это равнодушие ко всякому долгу, справедливости, праву и истине. Это циничное презрение к мысли и к достоинству человека.
  • Переводчики – почтовые лошади просвещения.
  • Повторенное острое слово становится глупостью.
  • Пошлость – это то, что пошло в народ.
  • Поэзия – добрая умная старушка, к которой можно иногда зайти, чтобы забыть на минуту сплетни, газеты и хлопоты жизни, повеселиться ее милым болтаньем и сказками; но влюбиться в нее – безрассудно.
  • Скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа.
  • Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.
  • Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце.
  • Тонкость не доказывает еще ума. Глупцы и даже сумасшедшие бывают удивительно тонки.
  • Точность – вежливость поваров.
  • Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей, без них блестящие выражения ничему не служат.
  • Ты понял жизни цель, счастливый человек, / Для жизни ты живешь.
  • Ученый без дарования подобен тому бедному мулле, который изрезал и съел Коран, думая исполниться духа Магометова.
  • Хвалу и клевету приемли равнодушно, / И не оспоривай глупца.
  • Чем более мы холодны, расчетливы, осмотрительны, тем менее подвергаемся нападениям насмешки. Эгоизм может быть отвратительным, но он не смешон, ибо благоразумен. Однако есть люди, которые любят себя с такой нежностью, удивляются своему гению с таким восторгом, думают о своем благосостоянии с таким умилением, о своих неудовольствиях с таким состраданием, что в них и эгоизм имеет смешную сторону энтузиазма и чувствительности.
  • Чем меньше женщину мы любим, / Тем легче нравимся мы ей.
  • Чтение – вот лучшее учение!
  • Что было, то не будет вновь.
  • Что пройдет, то будет мило.
  • Что слава? Яркая заплата.
  • Чувство выздоровления – одно из самых сладостных.
  • Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
  • Я пережил свои желанья.

Материал создан: 10.07.2015



Хронология доимперской России