Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич

(настоящая фамилия – Алексеев)
(05/17.01.1863–07.08.1938)
Театральный режиссер, актер, педагог.

Родился в Москве в богатой купеческой семье. В 1881 г. окончил Лазаревский институт. Много лет проработал на фабрике отца, а вечерами играл в Алексеевском театральном кружке, где его признавали лучшим актером-любителем. В 1888 г. был одним из основателей Московского общества Искусства и Литературы. В 1898 г. совместно с В.И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный Театр. Его Режиссура была поистине гениальной.

Он разгадывал краски жизни, открывавшейся ему в пьесе, рисовал себе образ мира, в котором происходило действие, и мгновенно оживлял его своей фантазией. Роли, созданные Станиславским как актером, – Астров («Дядя Ваня»), Штокман («Доктор Штокман»), Вершинин («Три сестры»), Сатин («На дне»), Гаев («Вишневый сад»), Шабельский («Иванов») – были признаны гениальными как русской, так и европейской критикой. Основываясь на традициях русского театра, где отдавалось предпочтение «переживанию» нежели «представлению» чувств героя, выработал систему актерского мастерства, являющуюся основой для современных актеров как в России, так и за рубежом. Умер в Москве.

  • 75% того, что делается на репетиции, обычно не входит в спектакль.
  • Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким, легкое прекрасным.
  • Актер прежде всего должен быть культурным и понимать, уметь дотягиваться до гениев литературы.
  • Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь, которым владел бы актер, а не такой, который владел бы актером, как это делает путь чувства. Таким путем, которым может легче всего овладеть актер и который он может зафиксировать, является линия физических действий. Когда эти физические действия ясно определяются, актеру останется только физически выполнять их.
  • Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием.
  • Гении родятся веками, большие таланты – десятилетиями, таланты – годами, посредственности – днями и бездарности – часами.
  • Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше.
  • Для тех, кто не умеет одеваться, созданы моды.
  • Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям.
  • Единственный царь и владыка сцены – талантливый артист.
  • Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать.
  • Жест должен аккомпанировать чувству, но не слову.
  • Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале – то же, что петь в помещении с хорошей акустикой.
  • Искренность и простота – дорогие свойства таланта.
  • Искусство должно раскрывать глаза на идеалы, самим народом созданные.
  • Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
  • Когда играешь злого – ищи, где он добрый.
  • Либо вы (режиссер) инициатор творчества, а мы (актеры) простой материал в ваших руках, попросту ремесленники, либо, наоборот, мы творим, а вы нам только помогаете. Иначе что же выйдет?
  • Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.
  • Мы ненавидим театральность в театре, не любим сценичное на сцене. Это огромная разница.
  • Мысль, прежде чем стать мыслью, была чувством.
  • Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда.
  • Не существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и не существует окончательной меры для полноты этой виртуозности.
  • Нельзя плевать в алтаре, а потом молиться там же, на заплеванном полу.
  • Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры.
  • Основа всей жизни человека – ритм, данный каждому его природным дыханием.
  • Подлинное искусство всех народов и веков понятно всему человечеству.
  • Подлинность вещей должна смениться подлинностью чувств.
  • Понимать – значит чувствовать.
  • Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость.
  • Сначала убедись, а потом уж убеждай.
  • Собственный пример – лучший способ заслужить авторитет.
  • Сцену нужно сделать, а потом сыграть.
  • Творчество есть прежде всего полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но и все пять чувств человека, она захватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Вся духовная и физическая природа должна быть устремлена при творчестве на то, что происходит в душе воображаемого мира.
  • Театр начинается с вешалки.
  • Театр – сильнейшее оружие, но, как и всякое оружие, о двух концах: оно может приносить великое благо людям и может быть величайшим злом.
  • Тот, кто умеет парить над землей, тот не упадет на нее.
  • Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе.
  • Хорошие декорации для любителей – спасение. Сколько актерских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актерских и режиссерских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, кубизм, футуризм и другие «нэмы», с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя.
  • Чем талантливее художник, тем опаснее его ошибки.
  • Что такое талант? Душа.
  • Чувство зафиксировать нельзя.

Материал создан: 10.07.2015



Хронология доимперской России