Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич

(19.02/02.03.1824–22.12.1870/03.01.1871)
Русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

Родился в Новгород-Северске. В 1844 г. окончил юридический факультет Московского университета. В 1857 г. в «Журнале для воспитания» опубликовал первые статьи по педагогике. В 1859 г. был назначен инспектором Смольного института, одновременно с этим работал редактором «Журнала Министерства Народного Просвещения», превратив его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, информирующий о новых течениях в области образования и воспитания.

Свою педагогическую систему, включающую идеи о демократизации народного образования и народности воспитания, отразил в составленных им книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861), «Родное слово» (1864), а также своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» в 2-х томах (1868—1869). Умер в Одессе.

  • Внимание – это та единственная дверь нашей души, через которую всё, что есть в сознании, непременно проходит.
  • Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности… не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю.
  • Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
  • Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитания, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности.
  • Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
  • Для того чтобы воспитание могло создавать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения – в привычки. Когда убеждение так укоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы.
  • Для того, чтобы преодолеть чувство стыда, требуется иногда не менее геройства, как и для того, чтобы преодолеть чувство страха.
  • Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге.
  • Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.
  • Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала, и зерна многих великих идей не созрели незримо в радужной оболочке юношеских утопий.
  • Именно труд, и труд не всегда интересный, но всегда осмысленный и полезный, есть величайший двигатель умственного и нравственного развития человека и человечества.
  • Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятым, а иным даже делом легким, – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
  • Не в умственных способностях женщины, но в характере ее природы скрыты богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания, точность, терпение, настойчивость, любовь к порядку, нежность, манеры, вкус и, наконец, врожденная любовь к детям – всё это такие качества, которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине.
  • Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.
  • Не уметь хорошо выражать своих мыслей – недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей – еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.
  • Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
  • Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.
  • Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно кроме знаний, требует способности и наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемого и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека.
  • Под влиянием гнева мы возводим иногда такие обвинения на человека, возбудившего в нас гнев, какие показались бы нам забавными в спокойную минуту.
  • Право на счастье составляет неотъемлемое право человека.
  • Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.
  • Самая важная часть воспитания – образование характера.
  • Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения.
  • Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства.
  • Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствие, только раздражается и усиливается еще более; но зато, опрокинув препятствие, прокладывает для себя глубокое русло.
  • Смелость – жизненная энергия души.
  • Состояние бестолкового, необузданного гнева так же гибельно, как и состояние бестолковой доброты или ненужности.
  • Страх есть самый обильный источник пороков.
  • Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство.
  • Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью – самое отвратительное явление в человеке.
  • Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу, и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью или дорога добровольного незаметного самоуничтожения.
  • Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья.
  • У кого нет своего дела, тому дело до всего.
  • Убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело.
  • Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он.
  • Уменьшить массу человеческих страданий и увеличить массу человеческих наслаждений. К этой цели клонились всегда сознательно или бессознательно, прямо или косвенно, все усилия всех умных и честных людей.
  • Умственный труд – едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно.
  • Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.
  • Человек не только любит удивляться, но любит удивлять других.
  • Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд – лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека.
  • Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.

Материал создан: 10.07.2015



Хронология доимперской России