Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Святыни Сербии

Сербы приняли христианство в VII веке, состояли то в римской, то в греческой, то в охридской юрисдикции. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, пока в IX столетии не начали свою проповедь на славянском языке святые братья Кирилл и Мефодий.

Сербская Церковь родилась на Афоне. В 1191 году в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне поселился сербский княжич Растко, будущий святитель Савва Сербский. (См.Св. Савва)

В 1198 году на Святой Горе Афон был основан сербский монастырь Хиландарь, что стало важным этапом на пути к обретению Сербской Церковью независимости. По преданию, в Хиландаре находится принесенная из Палестины св. Саввой чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», принадлежавшая св. Иоанну Дамаскину.

В 1346 году могущественный король Сербии Стефан Душан созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, при этом патриаршая резиденция помещалась в Пече.

Константинопольский же патриарх Каллист не только не признал Сербскую Патриархию, но в 1352 году наложил на нее анафему. Однако по настоянию афонского монаха сербского происхождения Исаии Константинопольский патриарх в 1374 году анафему снял.

В 13‑14 веках в Сербии возникло множество православных монастырей (Студеница, Жича, Милешево, Грачаница и др.), причём их храмы строились в соответствии с уже сложившейся оригинальной сербской архитектурной традицией («рашская школа»). Окончательно закрепилась принадлежность Сербии византийско‑православному миру, католическое влияние было практически устранено, а богомилы изгнаны из страны.

На территории парка Фрушка‑Гора (в пер. «гора франков», где проходила граница между славянами и франками) когда‑то было около 30, а к 1941 году – 17 монастырей, большинство которых создавалось под влиянием моравской и рашской школы зодчества XV‑XVIII веков.

Печский патриархат, восстановленный в 1557 году, в период османского господства играл роль центра национального и культурного сплочения сербского народа.

До сегодняшнего дня на Фрушка – Горе сохранилось 16 монастырей, ряд из них все еще в руинах или же восстановлен только частично: Врдник Раваница, Велика Ремета, Ново Хопово / Старое Хопово, Гргетег, Крушедол и др.

С конца XVI века фрушкогорские монастыри активно налаживают и поддерживают связи с Россией. В одном из монастырей до сих пор хранятся дары царя Ивана Грозного.

Во время Второй мировой войны монастырь Беочин пострадал от хорватских усташей, которые ограбили обитель. В монастыре и сейчас хранится икона Богородицы, пронзённая штыком, и картина, изображающая Вука Караджича, которую усташи использовали как мишень. После войны обитель стала женской. К святыням Беочина относится находящая в монастырской церкви чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В этом же храме находится могила исповедника православия епископа Хвостанского Варнавы (Настича).

В Сербии у каждой семьи есть свой покровитель (он переходит в роду по мужской линии), праздник которого называется «Крсной Славой» и торжественно отмечается.

Именины в Сербии обычно не отмечают, хотя название для них существует – Имендан.

Сербские имена далеко не всегда связаны со святыми – но иногда с церковными праздниками (Вайо, Божко), иногда с пожеланием благополучия (Здравка, Радован, Живан), иногда с семейными традициями.

Все сербские монастыри находятся в некотором удалении от крупных населенных пунктов.

Деревянные церкви в сербских деревнях построены из дуба и их можно легко переносить с места на место.

Внешний вид сербских церквей романский, а внутреннее убранство – византийское. Иконография выражает восточные традиции, а фасады, как у католических церквей – декорированы животными и растениями вокруг порталов.

В православных храмах Сербии свечи ставят не у икон, а в отдельных 2х‑полочных конструкциях с песком, верхняя – за здравие, нижняя – за упокой.

Храм Святого Савы в Белграде – одна из самых больших православных церквей в мире.

На подворье Русской Православной Церкви в Белграде находится могила Врангеля.

В Милешевском монастыре (женском) покоятся мощи святого Владислава, короля Сербского. В 1237г. в Милешево из болгарской столицы Тырнова были перенесены мощи Святителя Саввы.

Самые ранние фрески в Вознесенском храме Милешевского монастыря были написаны в 1220‑х годах предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная фреска – Белый Ангел на гробе Господнем – стала духовным символом православной Сербии.

Мужской монастырь Студеница, получивший свое название от протекающей рядом речки, был основан в XII веке святым Симеоном Неманей, объединителем сербских земель, и был задуман как одна из главных обителей Сербии и как «задушбина» (место последнего упокоения, где будут молиться о его душе) главы рода Неманичей.

В 8 километрах от монастыря Студеница, высоко в горах, находится «испостница» святого Саввы – место его подвигов в дни Великого поста, где святитель написал монастырский Устав. Прямо в скале вырублена небольшая келья, рядом источник, небольшой храм великомученика Георгия Победоносца.

Монастырь Жича из красного кирпича, названный так вслед за селом, что располагалось неподалеку, расположен на одинаковом расстоянии, как от Рима, так и от Константинополя.

Жича стала первым престолом сербского архиепископа, после основания автокефальной Сербской церкви в 1219 году, а в 1221 году здесь был коронован первый король Сербии Стефан Первовенчаный, и семь других сербских королей.

В Жиче в одном из храмов сохранилась фреска императора‑страстотерпца Николая II, написанная сразу после Первой мировой войны, рядом с образом равноапостольного князя Владимира и преподобного Серафима Саровского.

Ковильский монастырь называют сербским Афоном. Ковиль славится своим пением в византийской традиции. Гостеприимство Ковиля особенно подчеркивается тем, что у монастыря отсутствуют ворота, гостю обязательно предложат чашечку кофе. Сигналом к подъему служит, по святогорскому образцу, афонское било. Здесь изготавливаются свечи для всей епархии, делается мед, за который Ковиль недавно получил бронзовую медаль в Сербии.

Образцом для сербских монастырей является святогорский Хиландарь, (другое название Сланцы), основанный еще святителем Саввой и его отцом, преподобным Симеоном Мироточивым, в самом конце XII века.

В монастыре Хопово, построенном в 16 веке, с 1920 по 1943 год укрывались монахи, сбежавшие от советской власти.

Фрески в монастыре Хопово выполнены мастерами с горы Афон.

Интерьер Церкви Георгия Победоносца представлен мозаичными фресками с изображением шестидесяти сербских монастырей. Здесь выложены 725 композиций и 1500 фигур из 40 миллионов кусочков мозаики 15000 различных оттенков. В склепе церкви находятся могилы 22 членов королевской семьи.

На одной из стен монастыря Троноша (XIV век) сохранились одни из солнечных часов средневековья.

Патриарха Сербского Павла называют ангелом сербской церкви. За время Патриаршего служения Его Святейшества было восстановлено и основано большое количество епархий.

В 1992 году восстановлена семинария в Цетине (Черногория). В 1994 году была открыта Духовная академия святого Василия Острожского в Србине (Фоча), в 1997 году – семинария в Крагуеваце (филиал семинарии святого Саввы в Белграде). Была организована Пресс‑служба Сербской Православной Церкви. В этом году на майском заседании Священного Синода было принято решение об открытии Православного богословского факультета в Университете города Ниш.

В 1993 году в Белграде была основана Академия иконописи и реставрации Сербской Православной Церкви.

У сербов есть такие праздники как Йовандан (Собор Иоанна Крестителя), Никольдан (святителя Николая), Митровдан (великомученика Димитрия Солунского), Илиндан (пророка Илии), Джурджевдан (великомученика Георгия) и так далее.

Мирославово Евангелие – рукописное Евангелие‑апракос, написанное около 1180 года. Является древнейшим кириллическим памятником сербской письменности. Хранится в Национальном музее Сербии в Белграде.

Несмотря на религиозные трения католиков и православных, в центре Нови Сад, на Еврейской улице, расположилась самая большая на Балканах синагога.

Святой Савва

Святой Савва (Saint Sava, сербск. Свети Сава) – самый почитаемый святой Сербии, основоположник автокефальной Сербской православной церкви.

Святой Савва был младшим сыном великого жупана Сербии Стефана Немани, его мирское имя было Растко.

Подростком Растко убежал на Святой Афон и постригся в монахи, получив имя Савва. Через несколько лет его отец отрекся от престола и также постригся в монахи. На Святом Афоне они вместе основали монастырь Хиланадр.

Святой Савва добился независимости Сербской православной церкви и в 1219 году стал ее первым архиепископом.

В 1237 году Владислав переносит мощи Святителя Савы из болгарской столицы Тырново в соборный храм в Милешево. В 1594 году турки извлекли из ковчега останки Святого Савы и сожгли их на холме Врачар в Белграде (сейчас на этом месте воздвигнут Храм Святого Савы).

Храм святого Саввы – самый большой на сегодня православный храм в мире.

Надпись на пьедестале памятника Святому Савве на горе Врачар напротив храма: "Трудом своим все приобретёте".

День святого Саввы празднуется Сербской православной церковью 27 января (14 января по Юлианскому календарю).

Материал создан: 23.08.2015



Хронология доимперской России