Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Часть 2. Земские соборы в XVI веке

Кроме того, жизнь кантонов, не принимающих участия в сложных международных отношениях, отличается патриархальностью. В остальных государствах Европы народные собрания исчезли давным-давно. Новые условия жизни выработали и новую форму участия народа в управлении. Это — форма представительства. Она состоит в том, что в управлении участвует уже не весь народ, как было в народных собраниях, а выбранные им представители. Но форма представительства не сразу стала такой, какова она теперь в государствах с участием народа в управлены. Она от народного собрания до современных парламентов прошла промежуточную форму средних веков — так называемым сословныя собрания, сословное представительство.

Такой переход от народных собраны к сословным был, как на западе Европы, так и у нас на Руси, но с известной разницей. Разница зависела от различия в общих условиях развития русской и западно-европейской жизни. Поэтому, чтобы понять наши земские соборы, соответствующие, как увидим, второй форме участья народа в управлении, сословным собраниям западной Европы, надо рассмотреть их в связи с общими историческими условиями. На западе Европы исторические условия действовали так, что здесь очень рано образовались отдельные сословия. И королевская власть, которая не участвовала в образовании сословий, оказалась лицом к лицу со сплоченной сословной организацией. С такой сплоченной организацией, какую из себя представляли западно-европейские сословия, нельзя было не считаться и нужно было с ними установить известным отношения.

Сословия были старее королевской власти, имели за собою историческую давность. В течение веков они завоевали себе известное положение, усвоили известные обычаи, привычки, наконец, прибрели права и привилегии. Особенно в этом отношении выдвинулось дворянство и духовенство. Дворянство вначале, как и у нас, в древней Руси, составляло военную дружину, предводимую князем. Но западно-европейские дружинники очень рано осели на местах и пустили глубокие корни в занятой ими местности. Они образовали класс военно-служилых землевладельцев и вступили в прочные отношения к своим вождям (сюзеренам). Эти отношения — служебно-поземельные впоследствии закрепились в виде очень сложной феодальной системы. Система эта была построена на землевладении и службе.

Все землевладельцы, как крупные, так и мелкие, были связаны между собой службой. Самые мелкие служили менее мелким, мелкие—крупным, крупные—более крупным и т.д. Выходило так, что каждый землевладелец кому-нибудь да служил и сам пользовался службой кого-нинибудь. Не служил только никому стоявший наверху этой живой лестницы — король, и никто не служил стоявшему в самом низу лестницы — виллану (крестьянину). Служба, была военная. Те, которые служили другим, назывались вассалами (подданными), а те, которым служили — сеньорами (господами). Сеньоры (средневековые бароны, герцоги, графы и т. д.) в пределах своих владений были очень самостоятельны: творили суд, издавали законы, вели войны с соседними сеньорами, иногда даже с самим королем. Рядом с этими светскими феодалами стояли не менее самостоятельные духовные феодалы (аббаты, прелаты, епископы). Этой-то феодальной системой и был связан король с дворянством и отчасти с духовенством.

Хотя он, как мы видели, стоял наверху феодальной лестницы, однако, был частью её и притом не всегда самой большой. Случалось, что кто-нибудь из феодалов, его вассалов, обладал большею земельною собственностью, чем король. Понятно, какую серьезную силу имел перед собой король в лице дворянства. Если эта сила за него, — он силен, если она против него, — он слаб. А чтобы она была за него, нужно было с ней ладить, уважать её права. Не меньшую, если не большую силу представляло на западе Европы духовенство. Церковь занимала очень самостоятельное и обособленное положение, была, так сказать, государством в государстве и оспаривала власть у королей; кроме того, она обладала огромными богатствами. Успехи торговли и промышленности выдвинули городския и сельсюя вольные общины, которые тоже противопоставили свои права королевской власти. Главным орудием королевской власти были деньги и войско. Но то и другое находилось в руках сословий. Сословия обязаны были помогать королю деньгами и войском по договору и по стольку, по скольку требовал договор. Стало быть, пока король соблюдал договор, власть его была обеспечена. Нарушался договор — и помощь исчезала.

Материал создан: 29.08.2015



Хронология доимперской России