Порукой мира за выборных и ответственностью за них правительство крепко связало местное население с собой и обеcпечило себе осуществление государственных интересов. Эта новая система — выбора, поруки и ответственности была проведена в другую, финансовую область. На этой системе была построена выборка доходов от казенной продажи вина, соли и других продуктов. Доходы собирались назначенными от правительства лицами, но при помощи мирских выборных за порукой и ответственностью выбравших их миров. Вообще мысль управлять населением при помощи населения же и обеспечить себя порукой и ответственностью населения была очень плодотворна для московского правительства, и оно очень широко ею пользовалось во всех своих нуждах.
После, когда оно обзавелось собственными областными чиновниками, оно отказалось от этой мысли в самоуправлении и совсем уничтожило его. Но в XVI веке при помощи своеобразнего самоуправления, оно умело воспользовалось силами населения для своих целей. Та же мысль, только в более широком масштабе, нашла себе приложение в центральном управлении — в земских соборах XVI века. При помощи местнего самоуправления правительство разрешило текущие, повседневные нужды. При помощи земских соборов оно хотело привлечь население к разрешению чрезвычайных нужд. Достигши совершеннолетия, Иван IV решил избавиться от забравших в свои руки власть бояр и править самому государством.
Но так как за время его малолетства своеволие бояр причинило народу много бедствий, то царь хотел изгладить из памяти народа эти бедствия и приобрести его расположение к себе. Посоветовавшись с митрополитом, Иван IV приказал "собрать свое государство из городов всякего чина, и в один прекрасный день в 1550 году после обедни вышел с крестным ходом на Лобное место и сказал в присутствие народа речь. В речи царь разсказал о своем детстве, своеволие бояр, о многих слезах, пролитых в то время, и своей невинности в этом.
Затем, поклонившись на все стороны, сказал: "Люди Божии и нам дарованные Богом, молю вашу веру к Богу и к нам любовь. Теперь нам ваших обид, разорений и налогов исправить нельзя, вследствие продолжительного несовершеннолетия, пустоты и беспомощности, вследствие неправд бояр моих и властей, бессудства неправедного, лихоимства и сребролюбия, — молю, оставьте друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел; в этих делах и в новых я сам буду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разорять и похищенное возвращать."
Так изображает дело предание. Предполагают, что после этого всенароднего покаяния царя и торжественнего заявления о перемене в управлении и заседал первый земский собор. Хотя профессор Ключевский называет это совещание царя собором, однако, в настоящее время такое определение нельзя принять. Научное исследование известия о речи Грозного с Лобного места не подтверждает ни обстановки этого совещания, ни обычнего состава земских соборов в XXI веке. И потому приходится признать его не за земский собор, а за простое совещание царя с властями — церковными и гражданскими. По мнению профессора Ключевского, собор 1550 г. вызван был жалобами населения на наместников и волостелей. Царь в своей речи говорил именно о злоупотреблениях кормленщиков и просил народ забыть об этих злоупотреблениях, не вести тяжб с кормленщиками, а кончить дело с ними миром, помириться.
Следствием заявления царя было введение земского самоуправления. В 1566 году царь вторично устроил совещание. Но теперь он уже обратился не к властям, а к населеннию. Это совещание и следует считать первыми известными нам и несомненными земским собором ХУII века. В это время Россия вела войну с Польшей из-за Ливонии. Польша предлагала помириться, соглашаясь отдать России Полоцк без уезда. Но царь не соглашался и считал возможным отвоевать Ливонские города. И вот по этому поводу были запрошены представители земли. Больше в царствоваше Грознего земских соборов не было. При сыне его Федоре Ивановиче совсем не было соборов. По смерти Федора Ивановича был созван собор для избрания царя, так как прекратилась династия Рюриковичей.
Это собор 1598 года, избравший на царство Бориса Годунова. Собор 1598 г. был последними в XVI веке. Земские соборы XVI века, как мы знаем, были применением той же самой мысли правительства, которая легла в основу местнего управлешя — только в более широких размерах. Это лучше всего заметно на представителях населения, являвшихся на земские соборы. По составу представителей, соборы XVI в. резко отличаются от соборов XVII в. Кто были эти представители? На соборе 1566 года были вызваны представители военно-служилого (дворянства) и торгово-промышленного (купечества) классов. И те и другие были из столицы, т.-е. дворянство было представлено столичным дворянством, а купечество столичным купечеством — высшими слоями того и другого класса.
Но как высшее дворянство, так и высшее купечество были агентами правительства, исполнителями его поручений, дворянство по военной, а купечество по финансовой части. Из столичного дворянства назначались командиры дворянских отрядов, а на купечество возлагалось исполнение финансовых поручении (например, служба по сбору косвенных налогов), т.-е. те и другие были на службе у правительства. И в этом качестве они были призваны на собор, — о выборе их кем-либо нет указаний.
Материал создан: 29.08.2015