Историческая судьба земских соборов дает очень определенный ответ на то, что они из себя представляли, как учреждение, и какое имели значение. Судьба их глубоко поучительна. Начало оживленной деятельности соборов совпадает со временем тяжелых испытаний, посланных судьбой русскому государству в XVII веке. Вследствие пресечения династий и низложения царя (Шуйского), государство несколько раз оказывается без обычного своего руководителя, царя, и в это "безгосударное" время власть сама собой возвращается к народу. Так было после смерти бедора Ивановича, после смерти Годунова и, наконец, после низложения царя Шуйского. В такие исключительные моменты земские соборы, как видим, получали и исключительное значение: тогда они являлись верховною властью в государстве.
Избрание преемника Федору Ивановичу, а потом Годунову произошло сравнительно скоро. Не то было после низложения Шуйского. "Безгосударное" время затянулось, и прежде, чем был избран на царство Михаил Федорович Романов, государство испытало страшные бедствия от внешних врагов и внутренних неурядиц. Таким образом, в силу обстоятельству должен был выдвинуться на первый план народ, народная власть в виде земских соборов. Это мы и видим. Мы видим прежде всего небывалое оживление местной жизни, "местных миров". Отдельные города и области, тревожась за судьбу свою и судьбу всего государства и ища выхода из тяжелого положения, начинают деятельно сноситься друг с другом, обмениваться мыслями, планами, как бы им "быть в любви и в совете и в соединенна и стоять единомысленно " за христианскую веру и против врагов государства. В городах созываются местные соборы и от имени их разсылаются грамоты. В грамотах города просят друг друга сообщать "вести" и давать "советы". Эти оживленные сношения "местных миров", как известно, не остались без результата.
Они поддержали население в трудные минуты и подготовили "единомысленный" выход из кризиса избранием царя. Волна народной жизни, так сказать, вынесла государство, спасла его от гибели. Но кроме местных соборов представителем народной власти в это время был и всероссийский земский собор. После низложения Шуйского верховная власть официально перешла к Боярской думе с князем Милославским во главе, и до избрания царя дума считалась временным правительством. Но вследствие раздоров и борьбы партий (одни хотели избрать польского королевича Владислава, другие — царя русского происхождения), власть была спорна, и легко присваивалась другими. Так, земское ополчение Прокопия Ляпунова, князей Трубецкого и Заруцкого, подступив к Москве и расположившись станом около нея, избрало своих вождей в качестве временного правительства всей России и действовало в этом смысле. А само ополчение образовало из себя земский собор, в который вошли представители 25 городов.
Собор этот издал даже соборное постановление о внутренних распорядках и тоже, стало быть, действовал, как правительство. Но этот собор можно назвать только условно земским. На нем не было представителей от духовенства, ни посадских, зато в избытке были представлены служилые люди. Это скорее собор ополченцев, "походная дума" вождей ополчения, по выраженно историка Н.И.Костомарова. Гораздо интереснее и важнее другой собор — собор второго ополчения. Как известно, во главе второго ополчения, собранного для освобождения Москвы, стал князь Пожарский. Новый вождь счел долгом - прежде всего призвать народ к участию в установлены порядка и действовать от имени народа.
Поэтому он тотчас же разослал по городам грамоты с предложением прислать к нему в стан выборных от всех сословий.
"Для земского совета к нам вскоре ", как говорилось в его посланиях, — " и молити бы нам всем Всемилостивого Бога, чтобы нам православным христианам быть в любви и в совете, безо всяких сердечных злоб", чтобы "советовать со всякими людьми общим советом", "как бы нам в нынешнее конечное разоренье быти не безгосударным" (слова другой грамоты) и, наконец, чтоб "нам, по совету всего государства, выбрать общим советом государя"(слова той же грамоты). Города откликнулись на призыв князя Пожарского, выслали выборных, и таким образом около него составился уже действительно земский собор. С этого момента Пожарский не предпринимал уже ничего без участия собора, и все распоряжения - делались от имени собора. Так, от имени собора велись переговоры с Новгородом об избрании на царство сына шведского короля Карла IX.
Князь Пожарский поддерживали мысль новгородцев, чтобы сохранить со шведами дружественный отношения. В этом смысле он ответили новгородцами, прося их в то же время быть "с нами в любви и совете. Ответ написан от имени собора—"о томи мы к вам пишем всею землею, по крестьянскому (христианскому) своему - обету говорится в посланы. Дело о покушении на князя Пожарского разбиралось тоже на соборе "землею". Сначала собор находился в Ярославле, затем вместе с Пожарскими двинулся к Москве, а когда Москва была взята и очищена от поляков, собор заседали в Москве. Последними актом этого собора была рассылка по городам грамот с извещением о взятии Москвы и присылке в Москву выборных для избрания царя. После этого собор разошелся, и вместо него собрался уже новый, тот самый, который избрали на царство Михаила Феодоровича Романова.
Итак в это "безгосударное" время видная руководящая роль земского собора — вне всякого спора и сомнения. Он принимает деятельное участие в управлении, и его именем делаются распоряжения. Новое царствование началось при таких обстоятельствах, что участие народа являлось прямо необходимыми. Государство носит на себе свежие следы страшного разорения и потрясения всех жизненных устоев, а на престоле юноша, исполненный благих намерений, но совершенно неопытный, не знающий, как привести в порядок расстроенное смутой государство. Сознавая свою полную беспомощность, Михаил Федорович Романов даже согласился принять "бразды правления" лишь на том условии, что избравший его народ будет ему помогать в исполнении принятой им ка себя тяжелой задачи.
Материал создан: 29.08.2015