Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Часть 14. Значение земских соборов

И действительно, народ в первые годы царствования деятельно помогает своему избраннику в устроении земли. Земский собор почти не распускается, он делается постоянно действующим учреждением. Он не созывается, как это было после, только на известное время, по известному поводу и затем распускается. Он участвует в текущих делах, и все распоряжения идут от государя и земского собора вместе. Государь все делает по совету с земским собором. Земский собор даже по собственному почину вносит предложения. Так, в 1619 году он предложил (бил челом государю) о назначении отца государя Филарета патриархом. И отдельные сословия с редким единодушием на соборе отзываются на предложения правительства и оказывают ему свое содействие. Так, на соборе 1621 года, когда решается вопрос о войне с Польшей, все чины обнаружили полное единодушие и готовность к жертвам ради общего блага.

Они все били челом государю, чтобы он стоял за церкви Божии, за свою государскую честь и за государство против недруга своего, польского короля Сигизмунда и сына его Владислава. Духовенство заявило, что будет молить Бога и чудотворцев о победе и скором замирении. Служилое сословие обещалось "за их государей (Михаила Оедоровича и отца его митрополита Филарета) и за их государство против польского и литовского короля битися, не щадя голов своих". А чтобы никто не уклонился от службы, дворяне и дети боярсше просили велеть разобрать их в городах, "кому мочно их государства службы служити". Торговые люди, наконец, предложили в распоряжение правительства материальные средства — взять с них, "смотря по их прожитками", состоятельности. Такое исключительное положение земский собор занимал до 1622 года.

После этого чины московского государства стали созываться лишь по мере надобности, на короткое время, и тотчас же распускались, как проходила надобность, разрешался вопроси, по которому чины были созваны. Обыкновенно это были финансовые вопросы. Еще не приведенное в порядок государство очень нуждалось в средствах. Особенно нужда в деньгах обострялась во время войн, которые тогда были часты. И вот ради получения денег государь созывал земские соборы (1633—34, 1636—37, 1642 гг.). Но население, медленно оправлявшееся после смутного времени, начинало уже тяготиться частыми требованиями с него — то денег, то войска. Заметно убавилась прежняя готовность к жертвами, отличавшая земских выборных в первые годы царствовашя Михаила Федоровича. Народ, очевидно, устал. Правительство и само чувствовало это и старалось в таких случаях подействовать на народных представителей нравственными мерами: обращалось к чувству патриотизма, к религиозным чувствам.

Так на земском соборе 1633 года чинами говорили, что жертва с их стороны "будет приятна Богу и государю". "И то ваше прямое (нелицемерное) деяние приятно будет самому Создателю Богу. А Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович то ваше вспоможение учинит памятно (т.-е. помнить будет) и впереди учнет жаловать своим государским жалованием во всякихъ мерах" (слова соборнаго акта). На соборе 1642 года, созванном для решения вопроса о принятии от казаков г. Азова и войны с турками, эта усталость и уже рознь чинов, вместо былого единодушия, обозначились особенно полно и резко. Вопрос в сущности опять свелся к деньгам и войску. О войне же правительство решило само, еще до собора. И вот отдельные чины, высказавшись все за принятие Азова и за войну с турками, в то же время дали сбивчивый, уклончивый ответ о своем содействие правительству.

Все больше положились на волю государя — "как его Бог известит". Духовенство сказало, что его дело молиться Богу, а ратное дело ему "не за обычай". Торговые и посадские люди сослались на служащих людей, которым ратное дело "за обычай" и у которых для этого есть средства (поместья и вотчины). Они же, торговые люди, готовы тоже послужить, чем могут, но очень обнищали и "разорены в конец". Служилые люди — одни предложили послать на войну вольных охочих людей (охотников), другие, изъявляя полную готовность служить государю, в то же время заявляли о своей бедности, разорение от мздоимцев и советовали государю обратиться за средствами к монастырям и собирать ратных людей "окромя их (наших) крепостных и старинных людишек и крестьянишек".

Мало того, уездное дворянство некоторых городов даже просило государя, в виду их бедности, "взыскать своею государскою милостью, поместным и денежным жалованием ". И это в такой-то момент, когда государство нуждается в деньгах и людях, когда нужны жертвы со стороны населения! Собор высказался за войну с Турцией. Но это не меняет первого впечатления не в пользу собора. Новые жертвы, каких требует правительство, очень тяжелы и нежелательны; но так как обладание Азовом выгодно для России и желательно правительству (собор знал мнение царя), то надо уступить необходимости. Вот смысл ответа народных представителей на земском соборе 1642 г.

Таким образом, к концу царствования Михаила Федоровича замечается как бы упадок деятельности земских соборов. Переход престола от Михаила Федоровича к сыну его Алексею Михайловичу состоялся при участии представителей земли, земского собора. Современник, известный дьяк Котошихин рассказывает, что представители народа "обрали" (выбрали) сына Михаила Федоровича на царство. Однако, собор, о котором говорит Котошихин, не то, что избирательный собор 1613 года; это скорее торжественное признание нова го царя " землею сопровождавшееся поздравлением и принесением ему даров.

Материал создан: 29.08.2015



Хронология доимперской России