Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Белая Русь. Инородцы в России

Хотя Белая Русь не входит в состав Польши и находится в непосредственном соприкосновении с великорусскими центрами Империи, однако в последнее время и там обнаружились явления, указывающие на сильный рост польщины. Во многих православных приходах, особенно в Виленской губернии под влиянием польской агитации, совершены были нафанатизированные польскими крестьянами нападения на православные церкви и селения, с требованием перехода в латинство. Это случилось, например, в селениях Островец, Желядь, Засвирье, Сморогонь и многих других.

В селе, например, Сморогонь толпа католиков ночью 1 ноября 1905 года ворвалась в православный храм, разломала двери, уничтожила иконостас, а иконы, священные облачения и сосуды разбросала по земле, чтобы ветер очистил их от прикосновения схизматических рук. В самой Вильне возникло тайное общество, задавшееся целью преобразования в костелы до 80 православных церквей, в том числе Виленского кафедрального собора и Свято-Троицкого монастыря, под предлогом, что они были некогда униатскими.

Под влиянием этой агитации и интриг до 20000 православных белорусов перешли в католицизм, главным образом в Виленской епархии. Правда, переход этот в большинстве случаев не был искренним и впоследствии многие из отпавших возвратились в православие, но интрига не прекратилась и грозит опасностью в будущем.

О настроении польского духовенства в Белоруссии, с его наиболее видным представителем виленским епископом фон Роопом во главе, можно судить по опубликованной под эгидою этого епископа политической программы «конституционно-католической партии» для Литвы и Белой Руси.

Эта программа требует:

  • Возвращения католикам всех отнятых у них некогда, за участие в бунтах, католических монастырей и костелов, а равно конфискованных за то же церковных капиталов;
  • Упразднения Петербургской римско-католической коллегии;
  • Совершенно независимого от правительства назначения католических епископов;
  • Полной свободы учреждения в России всех католических орденов и конгрегаций;
  • Полной автономии местного управления Литвы и Белороссии, при участии в этом управлении только местных уроженцев;
  • Господства местных языков в школах и управлении, с допущением русского только в центральном управлении и в армии;
  • Образования особых католических полков, которые никогда не выводились бы из края.

Что касается центрального правительства, то епископ Рооп и его единомышленники предоставляют последнему лишь наблюдение за местным самоуправлением, да еще обязанность снабжать малоземельных белорусов казенною землею и обеспечивать рабочих под старость пенсиями не из местных, а из государственных средств. При этом сделана оговорка, что во главе русского центрального управления должно быть представительство, в состав которого поляки имеют занять подобающее место. Программа эта показалась генерал-губернатору Кршивицкому столь преступное, что он воспретил её распространение. Это не помешало однако названному епископу и многим его мамелюкам войти в Государственную думу.

http://rusemp.info/inorodcy/belarus.html

Материал создан: 14.01.2016



Хронология доимперской России