Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Богомольческая или нижняя трапеза на Соловках

Богомольческая или нижняя трапеза на Соловках

Преамбула
Отрывок из книги профессора медицины Федорова , 1889 года выпуска

В братскую трапезу всегда подается свежий хлеб, обыкновенно па другой день после печения; в богомольческую остаточные куски с братской трапезы, а если цельный хлеб, то не ранее как на третий день после печения. Вообще нижняя трапеза во всех отношениях хуже верхней: 

  • хлеб не свежий, квас 3-го и 4-го сорта, хрену и закусочной предобеденной селедки совсем не полагается; где в верхней трапезе подсолнечное масло — в нижней конопляное или совсем без масла;
  • где в первой цельное молоко — во второй снятое или вислое; пшеничный хлеб богомолец нижней трапезы получает только в двунадесятые праздники, а водки и совсем по получает (исключения бывают только на сенокосе для ускорения работы);
  • вместо трески богомольцы нижней трапезы часто едят пикшу или сайду — и та,и другая хуже и дешевле трески.

Подболтка, или мучная приправа к жидким кушаньям, для нижней трапезы бывает всегда хуже и в меньшем количестве, чем в верхней. Пищу для нижней трапезы готовят в особых котлах, и если приходится варить тут или другую рыбу, то ее кладется гораздо меньше и худшего достоинства. Все остатки с братской трапезы, идут в богомольческую, например, если останется сущиха или щи, то к ним подбавят воды, крупы и подают в богомольческую трапезу.

Одним словом, выносится такое общее впечатление, что вверху хозяева — господа, а внизу — работники—слуги.

Наконец, богомольческий стол состоит, из трех кушаний,а не из четырех, как братский. Пищу, принимают даровые трудники три раза в день — летом обедают, и паужинают и ужинают, зимой завтракают, обедают и ужинают (в те же часы, что и рабочие монашествующие). Относительно соблюдения скоромных рыбных, постных рыбных и постных безрыбных дней в нижней трапезе совершенно те же распорядки, как и в верхней.

Меню обеда в скоромные дни такое:

  1. холодное из трески или пикши с квасом без хрена и масла, иногда приправляется сметаной;
  2. щи с овсяной, ячменной крупой, с капустой, небольшим количеством подболтки и костей палтуса для вкуса;
  3. гречневая или ячменная каша с коровьим маслом.

На паужин полагаются первые два кушанья и иногда кислое молоко или же оставшаяся от обеда каша. Для паужина кушанья не готовятся внове, а подогреваются оставшееся от обеда.

В состав ужинного меню входят:

  1. холодное;
  2. щи;
  3. сущиха или же кислое молоко.

В постные рыбные дни кушанья те же, только без молока и вместо коровьего масла дается конопляное.

В истинно безрыбные дни на обеде подаются следующая кушанья:

  1. редька с толокном или рубленая капуста с квасом;
  2. щи с крупой, капустой и подболткой;
  3. каша с конопляным маслом.

На паужине первые два обеденных кушанья, третье — горох или грибовница или картофельная похлебка. На ужине те же кушанья, только третьим кушаньем иногда бывает гороховый кисель. Даровые трудники сравнительно с монашествующими в качественном отношении постничают, по в количеству пища дается достаточно, так что трудники встают из-за стола сытыми. Обстановка богомольческой столовой чрезвычайно проста: длинные крашеные красной масляной краской столы и скамеи, — на каждом столе блюдо с квасом и ковшом, солонка и больше ничего. Конечно, ни скатертей, ни тарелок, ни стаканов нет. Все выглядывает грязновато.

Богомольческая или нижняя трапеза на Соловках

Что касается питания трехдневных богомольцев, то оно различно, смотря по их одежде и наружности: лучше одетые допускаются в братскую трапезу, простолюдины в нижнюю, и наконец, женщины — в особую женскую, где их также делят на разряды по одежде. Нечего говорить, что лиц известных или высокопоставленных монахи садят на видные места в братской трапезе и стараются угостить их получше. Простолюдинам же даются кушанья нижней трапезы, только похуже и поменьше.

Прежде существовал обычай давать трехдневным богомольцам на обратный путь из Соловков по большому ломтю хлеба (от 3 до 5 фунт.), но с развитием быстрого, правильного пароходного сообщения этот обычай оставлен. Как монашествующим, так и даровым трудникам пища готовится в одной кухне, на одной плите и одними и теми же поварами, по в разных котлах. Устройство кухни с келарской, помещенных во 2-м этаже, представляет много интересного, но боясь наскучить подробностями, скажу только о наиболее бросающихся в глаза предметах.

По средине кухни — огромная плита в 2 сажени длины и 4 аршина ширины с 8 отверстиями (камфорками) для постановки в них больших котлов. Последние имеют такие же ручки в виде дуг, как на ведрах. Для подъема и спуска котлов близ плиты устроен железный с цепью подъемный крап ("ворот"), какие имеются на всех пристанях для разгрузки и нагрузки товаров с судов. Вследствие такого приспособления подъем и спуск тяжелых котлов с плиты чрезвычайно легок, безопасен и совершается быстро без малейших затруднений, гораздо легче, чем крестьянке вытащить из печи ухватом небольшой горшок с кашей.

Недалеко от плиты стоит духовая печь для постановки готовых кушаний, чтобы они не остыли. Рядом с этой печью выдается из пода четверти на 2—3 большой для горячей воды котел с краном, из которого, смотря по углу поворота, вытекают то холодная, то горячая вода, то, наконец, втекают в котел холодная из общего резервуара. Этот котел вмазан в печь, устроенную в нижнем этаже.

Келарская — это комната, куда из кухни приносятся на коромыслах котлы с готовой пищей, где эта пища разливается по блюдам, где режется хлеб, моется в ушате посуда, и стоит много разных хозяйственных шкафов.

Здесь обращает на себя внимание большой покатый в виде желоба стол, книзу суживающийся в трубу. При наливании пищи блюда ставятся на этот стол, а когда грязную посуду вымоют в ушате, то не вытирают ее полотенцем, а просто опрокидывают по краям этого желобовидного стола, причем вся грязная вода с остатками пищи стекает по желобу в отводную трубу.

При кухне в качестве главных поваров состоят 2 монаха и 5—7 даровых трудников; эти 7—9 человек готовят пищу для всех монашествующих и даровых трудников, а летом, кроме того, и для трехдневных богомольцев, иначе сказать, зимой для 800 — 850 человек, летом 1000—2500 человек, смотря по наплыву богомольцев; такое малое количество рабочих, конечно, было бы немыслимо, если бы кухня не была устроена так практично и удобно, и если бы сами кушанья не были такого простого, очень мало меняющегося состава.

Материал создан: 29.08.2015



Хронология доимперской России