Православные праздники установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божией Матери или памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года. Торжественным образом совершаемые годовые службы называются праздниками или праздничными службами.
Первым и древнейшим праздником является воскресный день или Воскресение. В книге Бытия вслед за рассказом о сотворении мира говорится, что Бог благословил седьмой день, и освятил его, потому в оный почил от всех дел. Таким образом, людям был подан пример, чтобы они шесть дней трудились, а в седьмой прекращали свои дела. Из десяти заповедей, данных Богом на Синае и содержащих в себе весь нравственный закон, четвертая заповедь обязывает человека шесть дней работать, а в седьмой прекращать свои дела и служить Богу.
Четвертая заповедь обязывает человека шесть дней работать, а в служить Богу
Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных. В IV–VI вв. покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки.
Император Константин Великий (274–337) запретил производить в воскресные дни торговлю. Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедывающих христианство, а также у магометан и иудеев. С принятием веры христианской на Руси все порядки церковной жизни, а также месяцеслов и богослужебные книги были восприняты из Греции. Те праздники, которые отмечали греки, стали праздноваться и на Руси. Но с течением времени совершались важные церковные события и появлялись свои святые. В память их установлены особые праздники.
В настоящее время все церковные праздники годичного круга разделяются на несколько разрядов. По предмету воспоминаний они разделяются на праздники Господские, Богородичные и праздники святых. Большая их часть упоминается в апостольских постановлениях, некоторые праздники сначала отмечались какой‑либо Восточной Церковью, потом сделались общими для всей Православной Церкви. Многие из праздников завершают многодневные или однодневные посты.
Церковные праздники по предмету воспоминаний
делятся на Господские, Богородичные и праздники святых
Особенностью Русской Православной Церкви является то, что до сих пор праздники отмечаются по старому стилю, поэтому в современных календарях указаны две даты – по старому и новому стилю.
По важности воспоминаемых событий общие праздники разделяются на большие, средние и малые. В зависимости от их значимости и времени они включают предпразднество, попразднество и отдание, которые также считаются праздничными днями.
Сообразно с различными назначениями и воспоминаниями различаются и все дни богослужений в кругу последования седмичного и особенно годового. Чем выше и важнее воспоминание, тем торжественнее церковь отмечает его. За несколько дней она обыкновенно встречает (сретает) его и предвозвещает в своем богослужении – встречает и предвозвещает пением катавасий, предпразднествами и навечериями. А провождает его славлением наутриями и попразднествами. Но чем менее воспоминание, тем сокращеннее оно совершается.
Большие праздники, в свою очередь, делятся на 3 разряда. К первому относится величайший из праздников Пасха, ко второму – двенадцать праздников, известные под именем двунадесятых, и к третьему – недвунадесятые. Помимо них есть еще великие праздники.
В Русской Православной Церкви все праздники отмечаются по старому стилю
По времени празднования праздники разделяются на подвижные и неподвижные. Это различие праздников происходит оттого, что одни из них приурочены к числу, а другие ко дню. Поэтому одни из них меняют день, не меняя числа, другие меняют число, не меняя дня. Первые называются неподвижными, а вторые – подвижными. Во главе неподвижных праздников Господских стоит праздник Рождества Христова, а во главе подвижных – праздник Пасхи.
Двунадесятые праздники по времени разделяются на переходящие и непереходящие.
Двунадесятые переходящие праздники в зависимости от дня празднования Пасхи ежегодно имеют различные даты. К ним относятся Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, день Святой Троицы, или Пятидесятница.
Двунадесятые непереходящие праздники отмечаются в одни и те же дни. К ним относятся Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Крещение Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявление, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Успение Божией Матери.
Средние праздники бывают двух видов: одни из них, как и великие праздники, имеют всенощное бдение, а другие только полиелей. К праздникам этого вида присоединяются храмовые праздники в честь мощей местного святого. Последования средних праздников первого вида, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию, потому что на них к праздничному канону прилагается канон Богородице на утрене. В средние праздники второго вида бдение не совершается.
Помимо церковных праздников Православная Церковь отмечает дни,
в которые воспоминаются священные события
Малые праздники тоже бывают двух видов. Святые, в честь которых совершаются такие праздники, в церковном уставе называются святыми со славословием. В некоторые из этих праздников имеющееся на тот же день последование другого святого поется на повечерии.
Кроме того, праздники подразделяются на общие, которые одинаково торжественно справляются во всех храмах, и местные, которые совершаются с особенной торжественностью только в некоторых местах. Чаще всего такие праздники отмечаются в дни освящения храмов и в воспоминание тех, во имя кого был устроен престол храма, поэтому они называются храмовые или престольные. По особенностям богослужения храмовые праздники принадлежат к разряду средних праздников.
Помимо этих праздников Православная Церковь отмечает дни, в которые воспоминаются другие священные события, которые сопровождаются предпразднеством. К ним относятся
- дни памяти великих святителей, мучеников, преподобных и других святых, например, трех святителей – (30 января/12 февраля) – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого (с 1084 г.);
- день святого Николая Чудотворца (6/19 декабря), которому на Руси с самого начала введения христианства воздавались особые почести, воздвигались в честь его монастыри, храмы, часовни; святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских (11/24 мая), живших в IX в. (в России этот день отмечается как день славянской письменности);
- день святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь, и многие другие.
Отличительной особенностью православных праздников является обязательное посещение храма. Ранее, по церковному уставу, те прихожане, которые в течение трех воскресений не посещали храм, отлучались от церкви. В праздники священнослужители одеваются в дорогие блестящие одежды. Этим знаменуется та одежда нетленная и бессмертная, в которую облекутся избранные Божии по воскресении из мертвых, тот божественный свет и слава, которыми они будут облечены в Царстве Божием.
В православные праздники обязательно нужно посещать храм
Смотря по высоте праздника, духовенство облачается в светлые одежды, «во весь светлейший сан», например, на Пасху, а при воспоминаниях менее торжественных – облачается в темные одежды, например, во дни страдания Спасителя. Во дни великой радости богослужение бывает при полном освещении храмов, в другие дни при меньшем свете. Светлым облачением и обилием света в великие праздники церковь выражает радость и благодарность Богу и святым за благодеяния ею воспоминаемые.
Помимо общих принадлежностей праздничного богослужения, включающего иконы, свечи, поклоны и т. д., особенным является и праздничное пение, соответствующее каждому празднику, включающее пение тропарей, акафистов, кондаков. В дни праздников совершается литургия – богослужение, центральным моментом которого является совершение Евхаристии (причащение), возношение даров.
Общее число православных праздников значительно превышает число дней в году и поэтому на каждый день церковного календаря приходится по несколько праздничных дат. В XX в. сонм Российских святых из числа новомучеников, пострадавших за веру, увеличился, соответственно возросло число праздничных дней, особенно после празднования в 1988 г. 1000‑летия христианства на Руси.
Литургия — это богослужение, центральным моментом которого
является совершение Евхаристии и возношение даров
Двунадесятые непереходящие праздники
- Рождество Христово – 25.12 (07.01)
- Богоявление Господне (Крещение) – 06.01 (19.01)
- Сретение Господне – 02.02 (15.02)
- Благовещение Пресвятой Богородицы – 25.03 (07.04)
- Преображение Господне – 06.08 (19.08)
- Успение Пресвятой Богородицы – 15.08 (28.08)
- Рождество Пресвятой Богородицы – 08.09 (21.09)
- Воздвижение Животворящего Креста Господня – 14.09 (27.09)
- Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21.11 (04.12)
Двунадесятые переходящие праздники
- Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)
- Светлое Христово Воскресение – ПАСХА
- Вознесение Господне
- День Святой Троицы. Пятидесятница
Великие праздники
- Обрезание Господне – 01.01 (14.01)
- Рождество Иоанна Предтечи – 24.06 (07.07)
- Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла – 29.06 (12.07)
- Усекновение главы Иоанна Предтечи – 29.08 (11.09)
- Покров Пресвятой Богородицы – 01.10 (14.10)
Сплошные седмицы
- Святки – 25.12–04.01 (07.01–17.01)
- Мытаря и фарисея Сырная (Масленица)
- Пасхальная (Светлая)
- Троицкая
Многодневные посты
- Великий Пост Петров пост
- Успенский пост – 01.08–14.08 (14.08–27.08)
- Рождественский пост – 15.11–24.12 (28.11–06.01)
Однодневные посты
- Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок
- Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) – 05.01 (18.01)
- Усекновение главы Иоанна Предтечи – 29.08 (11.09)
- Воздвижение Животворящего Креста Господня – 14.09 (27.09)
Дни особого поминовения усопших
- Вселенская родительская (мясопустная) суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
- Суббота 2‑й седмицы Великого поста
- Суббота 3‑й седмицы Великого поста
- Суббота 4‑й седмицы Великого поста Радоница.
- Поминовение усопших (вторник 2‑й седмицы по Пасхе)
- Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
- Димитриевская родительская суббота (суббота перед днем Св. Димитрия Солунского, обычно в начале ноября)
Материал создан: 05.09.2014