В истории русской культуры первой половины прошлого века есть четыре господина, которых я не просто люблю как авторов (я много кого люблю), но мне еще и очень близки их взгляды на многое, хоть и не на все. Это Розанов, Шульгин, Пришвин и Булгаков. Но вот что интересно: отношения этих авторов с интеллигентной общественностью, и тем самым кэнселингом, который она неизменно производит на протяжении столетий. С Розановым проще всего. Его распинали ровно как Трампа и Вуди Аллена, выгоняли и позорили. Шульгин для общественности пребывал в статусе "дно - и тут снизу постучали", но если Розанов - дно, то он был снизу.
Я люблю рассказ о том, как кто-то из самых благородных и прекраснодушных кадетов - кажется, кн. Дм. Ив. Шаховской, - обнаружил у себя в прихожей оставленную кем-то газету "Киевлянин" - и снес ее в камин, взяв щипцами, поскольку был не в силах прикоснуться к такому руками (сифа, как говорили в советской школе). Что касается Пришвина, то он много лет был известен условными рассказами о природе и прочими диктантами, поэтому никто просто не знал, что думает этот человек на самом деле.
А думал он уйму всего примечательного, но выяснилось это уже в новые времена, когда стали выходить его многотомные дневники, но тут уж выручил принцип "ниасилел многабукоф", и поэтому его не стали разрукопожимать посмертно. А вот с Булгаковым случилась самая удивительная история. Почему его не коснулась культура отмены? Так только, слегка попробовали в двадцатые годы, булгаков - устаревшее слово, а потом никто уже и не возмущался. А ведь взгляды Булгакова вполне прозрачны.
Кто такой Берлиоз? Погром кого, собственно, устраивает Маргарита? А Швондер? А кого страстно ненавидит автор в "Белой гвардии", кто представляется ему самым нестерпимым злом, хуже большевиков? И кого он мечтает уничтожить в рассказе "Я убил"? Некоторые его мнения даже для меня - перебор. Так, в "Ханском огне" - и не надо прикидываться, что там есть критическая нота автора по отношению к герою, нету ее, - Булгаков фактически сообщает нам, что культурное наследие России надо сжечь, чтобы оно не досталось представителям движения БЛМ.
Под этим даже и я бы все-таки не подписался. Но никакая Мариэтта Омаровна Чудакова - славная женщина, аннибал либерализма, люблю ее, - никогда не поднимала эту тему, да и вообще интеллигенция все это "пропустила". Пока писал все это, понял, что есть и еще один пропущенный герой кэнселинга, которого я тоже очень люблю. Это, конечно, Пастернак. Есть у него в "Живаго" такая сцена, после которой даже и непонятно, как его не уничтожило партсобрание, но не основное, советское, а другое, которое и до сих пор непрерывно заседает. Видимо, конфликт с Советской властью просто заслонил иные нюансы мировоззрения автора.
Отсюда мораль: политкорректный скандал силен здесь и сейчас, но чем больше проходит времени, тем менее важно, чем вы там могли провиниться перед общественным мнением современников.. Если, конечно, вас вообще вспомнят.
Автор текста: Ольшанский Дмитрий (facebook)
Материал создан: 23.04.2021