Святки, святые вечера – так обыкновенно называются в России, да и не в одном нашем отечестве, а и за границей, дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обыкновенно пятым января следующего года. Это торжество соответствовало священным ночам у немцев. По другим наречиям Святки (swatki) означают праздники.
В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие праздники известны под именем Святок (swiatki), как, например, Зеленые Святки, то есть Троицкая неделя. Поэтому профессор Снегирев заключает, что можно извлечь, как самое название, так и большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России. Если мы начали со Святок, то потому именно, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые Святки.
Празднование Святок очень богато обычаями, обрядами и приметами
На святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат: гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющей ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацеями, вертепом
и тому подобными предметами.
Между тем как самое слово «Святки» представляет понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности с незапамятных времен язычества вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя в разных видах и формах, более или менее измененными.
В Белоруссии и в Малороссии Святки называют Колядою, Каледою; название сходствует с римскими Kalendae от греческого глагола - связывать, также от санскритского kala. Кормчая книга говорит, что Святки, праздники приняты от эллинов (греков); то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле Стоглава. Впрочем, профессор
Снегирев свидетельствует, что святые отцы, говоря о эллинах, имели в виду безразлично языческие народы в противоположность православным грекам и иудеям.
История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, в Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Озириса или Новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города. Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фифах указывают, что такие маскарады совершались в новолетие исчитались обрядом священным.
Египетские жрецы, празднуя восстание Озириса или Новый год
надевали на себя личины и костюмы, соответствующие божествам
Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у
индийцев Перун, Монгол и Угады. У римлян праздники эти назывались днями солнца.
Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, святой Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр (календ) и папы Захарии, обычаи гадать
и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр Iпо возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейсте-
рами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с
ними к боярам по домам славить.
В книге Кормчей, на основании XXII главы стиха 5 Второзакония, упомянутые переряживания воспрещаются. Известно, что Моисей как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские. Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию.
Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они
получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак.
В Византии святки назывались готскими играми.
У скандинавов Святки были известны как Иольский праздника
Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам
проф. Снегирева, много славяно-русов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров. У скандинавов Святки были известны под именем
Иольского и Юльского праздника (Iool, Ioel)как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в
честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца.
Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние
затем дни были проводимы в веселье и пиршествах. Название Iuul происходит от Hjul, по-русски – колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец.
У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась
матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ.
В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки. Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля как священное животное. Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности.
У простого народа всегда найдется бездна смешных преданий по случаю этого дня
По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх. Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней.
Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребительна
свинина и пироги в форме свиней. В Англии за несколько дней до праздника Рождества
Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам.
В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночей страж
после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой – совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она
была слаще. Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества. Впрочем, сочельник в России менее весел как день постный, как день приготовления и встречи к празднику.
У простого народа всегда найдется бездна смешных преданий по случаю этого дня, и ночь перед Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений.
В целой Англии существует поверье, что будто бы если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях. Многие убеждены, что в сочельник все пчелы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе.
Кто первый отворит дверь в праздник Рождества,
тот будет счастлив во весь следующий год
Вечером женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы черт не вздумал вместо них сесть за работу. Молодые девушки дают этому другое толкование:
они говорят, что, если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придет за ними в церковь при венчании и мужья их подумают, что они Бог весть какие лентяйки. В этом убеждении девушки недопряженную кудель солят с целью сохранить ее от проделок черта. Если нитки останутся на мотовиле, их не снимают, как обыкновенно,
а разрезывают.
В Шотландии домашний скот в праздник Рождества Христова кормят последнею горстью сжатого хлеба с целью предохранить его от болезни. В Англии в старину был обычай подавать в Рождество к столу кабанью голову в уксусе с лимоном во рту. Причем была пета песня приличная торжеству. Есть приметы довольно оригинальные: например, в
Шотландии и по сие время многие из простого народа верят, что кто первый отворит дверь в праздник Рождества, тот будет счастлив во весь следующий год, потому что он
впустил Юля.
Для этого языческого божества иные и по сию пору накрывают прибор и ставят хлеб с сыром и какой-нибудь напиток, как это делали восточные народы, и притом каждый
гость должен отведать этой жертвы, а если забудет и уйдет, то это считается дурной приметой в Шотландии. Там же в Рождество, в Новый год, в первый январский
понедельник и 3 мая суеверные люди в Шотландии ни за что не дадут угольев соседям, опасаясь колдовства и прочего вреда, как тому верили и римляне.
На святки в Шотландии ни за что не дадут угольев соседям
В западных областях Англии оказывают честь яблоням, чтобы они на будущий год были плодородны. В некоторых местах обыватели совершают ходы по плодовым садам и кланяются каждому дереву, произнося род заклинания или заговора. После того орошают дерево яблочным соком или разбивают об него кубок с яблочным напитком – все это делается в честь и желание будущего урожая. Также к Рождественской ночи делают особенные свечки такой толщины, что они горят с вечера накануне праздника до исхода следующего дня, и, если погаснут прежде, это предзнаменует несчастье в семействе.
В северной Шотландии лавочники дарят своим покупателям Юлевые свечи, которые суеверные шотландцы и строгие исполнители всяких примет зажигают и дают им
сгореть дотла или же, дав некоторое время гореть, гасят и огарки сохраняют как талисманы. Там же есть так называемый Taghairm – ночное гулянье на воловьей коже, очень сходное с русскими (будет сказано). В Англии в Святки также сохранилось множество суеверий. Все их перечислять не стоит, но мы ограничимся несколькими из них; так, например, кто-нибудь встает ранее прочих в семействе и готовит завтрак, который все семейство и ест, сидя в постели, не вставая.
Завтрак этот – пирожки с яйцами, считая по одному на каждого, и чей пирог развалится во время печения, тому не дожить до будущего праздника. Накануне Рождества кладут в огонь одно из толстых поленьев, которое должно гореть во весь следующий день,
а если можно и далее, для чего, конечно, стараются применить медленное горение. Употребляют для этого головню, если можно оставшуюся с прошлого года. Пока рож-
дественское полено не потухнет, всей домашней прислуге дают к столу пиво.
29 декабря празднуется память избиения младенцев Царем Иродом
29 декабря, когда празднуется память избиения младенцев Царем Иродом, в старину обыкновенно детей будили плетью, чтобы таким путем укрепить в памяти детей
такое кровопролитное событие; самый день, в который приходился этот праздник, считался черным. В Германии во время так называемых священных ночей, по-нашему святых вечеров, или Святок, гадают, устраивают для детей елку, всяким способом стараются узнать будущность в течение года и верят, что накануне Рождества
Христова скоты говорят.
В недалекое от нас время представляли историю рождения Иисуса Христа в лицах.
Кроме того, что уже сказано сейчас и укрепилось в нашей России, в Саксонии в деревне Шолбеке, по свидетельству Кранца, мужчины всех возрастов с женщинами проводили повечерие Рождества Христова на погосте Святого Магна в бесчинных плясках и неблагопристойных песнях, по крайней мере, таких песнях, которые не свойственны такому высокоторжественному дню.
Материал подготовлен по книге Михаила Забылина
"Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"
Материал создан: 13.08.2014