Процесс покорения Сибири включал в себя постепенное продвижение русских казаков и служилых людей на Восток вплоть до их выхода к Тихому океану и закреплению на Камчатке. В фольклоре народов Северо-Востока Сибири для обозначения пришельцев с этнонимом «русский» используется слово «казак».
Пути движения казаков по преимуществу были водные. Знакомясь с речными системами, они шли сухим путем исключительно в местах водораздела, где перевалив через хребет и устроив новые лодки спускались по притокам новых рек. По прибытии в местность занимаемую каким либо племенем туземцев, казаки входили с ними в мирные переговоры с предложением подчиниться Белому царю и платить ясак, но переговоры эти далеко не всегда приводили к успешным результатам, и тогда дело решалось оружием.
Обложив туземцев ясаком, казаки устраивали на их землях или укрепленные остроги (если племя было воинственное), или просто зимовья, где и оставалась обыкновенно часть казаков в виде гарнизона для поддержания покорности и для сбора ясака. Вслед за войсками шли поселенцы, администраторы, духовенство, промысловики и купцы.
Местное население облагалось налогом. Наиболее активное сопротивление оказали Сибирское Ханство и ряд крупных племенных союзов (например, ханты). Имели место несколько локальных войн с Китаем в Забайкалье и на юге Дальнего Востока.
Ключевые даты покорения Сибири
- 1581—1585 — Сибирский поход Ермака
- 1596 — завоевание Пегой Орды
- 1607 — покорение энцев
- 1623 — Пянда впервые достиг реки Лены в районе Киренска
- 1633 — Иван Ребров открыл устье Лены и Яну
- 1638 — учреждено Якутское воеводство, конный поход сотника Иванова на Индигирку против юкагиров
- 1639 — Иван Москвитин с казаками вышел к Охотскому морю
- 1643 — атаман Василий Колесников достигает Байкала, а Михаил Стадухин — Колымы
- 1644—1645 — поход казаков против бурят в Ангарскую степь
- 1648 — Семён Дежнёв проходит Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки
- 1667 и 1679 — кыргызский полководец бек Иренек дважды осаждал Красноярск
- 1673 — кыргызский отряд князя Шанды Сенчикеева сжег Ачинский острог
- 1685 — битва за Албазин: первое русско-китайское столкновение в Приамурье
- 1686 — первая попытка проникнуть на Таймыр: экспедиция Ивана Толстоухова пропала без вести
- 1688 — осада Селенгинского острога
- 1697 — присоединение Камчатки Атласовым
- 1711 — Данила Анциферов открывает Курильские острова
- 1712 — бунт и убийство казаками своих начальников на Камчатке
- 1733—1743 — Великая Северная экспедиция: исследован Таймыр, открыты горы Бырранга и мыс Челюскина
- 1747 — чукчи уничтожили отряд анадырского коменданта
Даты основания сибирских городов
- 1586 — основан город Тюмень: первый русский город в Сибири, на месте бывшей столицы Сибирского ханства
- 1587 — основан Тобольск на Иртыше, ставший впоследствии «столицей Сибири»
- 1593 — основан Берёзов
- 1594 — основан Сургут
- 1595 — основан Обдорск
- 1601 — основана Мангазея, для контроля над западносибирскими самоедами
- 1604 — основан Томск, как крепость против калмыков
- 1607 — основан Туруханск: первый город на Енисее
- 1619 — основан Енисейск
- 1626 — воевода Андрей Дубенский заложил Красноярск на Енисее
- 1630 — Василий Бугор основал Киренск на Лене
- 1631 — атаман Максим Перфильев заложил Братский острог на Ангаре
- 1632 — Петр Бекетов заложил Якутск и Жиганск
- 1653 — основаны города Чита и Нерчинск, Забайкалье
- 1661 — на Ангаре Яковом Похабовым основан Иркутск
- 1665 — на Селенге Гаврилой Ловцовым основан Селенгинск
- 1666 — на Уде при впадении в Селенгу основан Удинский острог, будущий Улан-Удэ
Особенности взаимоотношений русских с народами Сибири
В фольклоре народов Северо-Востока Сибири для обозначения пришельцев с этнонимом «русский» используется слово «казак». По частоте использования этих названий весь фольклорный материал по данному региону можно разделить на три группы:
- фольклор народов, легко подпавших под «государеву высокую руку» и мало имевших вооруженных столкновений с русскими (энцы, эвенки), в котором встречается только название «русский»;
- фольклор народов, покорившихся русским после упорной и продолжительной борьбы (якуты), в котором наряду с «русскими» в преданиях фигурирует и «казак»;
- фольклор народов, не покорившихся завоевателям или бывших лишь в частичной зависимости (чукчи, коряки), в котором пришельцы представлены исключительно «казаками».
Как видим, образ казака появляется в фольклоре тех регионов Сибири, населению которых пришлось вести вооруженную борьбу с пришельцами. А так как основную роль в боевых действиях играли именно служилые люди, то образ казака в сознании аборигенов формировался как образ человека, чьим основным занятием было «усмирение» «туземцев». В случае же, когда роль «вооруженной руки» в приведении аборигенов в русское подданство была минимальна, казаки в глазах коренного населения ничем не выделялись из общей массы русских.
Таким образом, многое из того, что касается русских вообще, будет справедливым и для казаков в частности, хотя, несомненно, образ казака нес в себе и многие специфические черты. Иными словами, казак в фольклоре народов Северо-Востока Сибири помимо черт, характерных только для него, несет и комплекс черт, присущих ему в силу того, что он является русским. Этот комплекс черт является общим как для образа казака, так и для образа русского вообще, а посему, чтобы выделить его, придется рассмотреть образ русского в фольклоре.
Вообще русские являются немаловажной частью картины мироздания аборигенов. Об этом говорит тот факт, что вы данном регионе во всех мифах о творении русские присутствуют как важнейшие участвующие лица. Например, в легенде о появлении разных народов, бытовавшей в северных районах Якутии, рассказывается о трех сыновьях бога, младший из которых - русский - богом-отцом был назначен главенствовать над другими старшими - якутом и эвеном.
Нарушение майората в пользу младшего из братьев вносит ощущение несправедливости данного порядка дел, которое, видимо, и призвана сгладить идея о божественном происхождении власти русских. Подобный же сюжет имеется в чукотском мифе о творении, где бог-отец предназначает все народы, кроме чукчей, в рабство русскому.Только чукчи должны быть равными русским. Здесь в мифе отражены остатки свободы, сохраненные чукчами в борьбе с завоевателями. Признание чукчами русских равными себе говорит о том, что пришельцы оказались достойными противниками. Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно и ни один народ в чукотском фольклоре, за исключением русских и самих чукчей, не назван собственно людьми.
Вообще образ пришельца в чукотском фольклоре несколько отличается от образа, нарисованного якутскими преданиями. Объяснение здесь только одно: якуты вошли в состав России сравнительно легко, боевые действия не отличались особой ожесточенностью. Имея в течение продолжительного времени тесные контакты с русскими, якуты сумели зафиксировать не только негативные, но и позитивные черты пришельцев, которые суммировались в образе русского.
Образ же казака характеризуется главным образом именно отсутствием любых позитивных черт и даже принципиальной невозможностью иметь таковые. Все зло, которое пришельцы несли аборигенам Сибири, в первую очередь было связано с самими процессом завоевания, а так как первейшей обязанностью служилых людей было именно приведение коренных народов «во всяческую покорность», то в результате все отрицательные черты, присущие русским вообще, персонифицировались в образе казака.
Материал создан: 26.06.2014
создано на основе этого материала