С давних пор у народа существовал мудрый обычай помощи друг другу при строительстве дома, жатве, покосе, обработке льна, прядении шерсти и т.д. Коллективную помощь устраивали в разных случаях. Обычно всем миром помогали вдовам, сиротам, погорельцам. Достаточно часто соседи договаривались по очереди вместе вывозить на поля навоз, рубить капусту, которую всегда квасили в больших количествах. Сообща трудились, когда была необходимость выполнить срочную или трудоемкую работу: заготовить сено, собрать урожай, поставить сруб, поменять в нем венцы.
Обычно помочь или толоку (в разных говорах называется по-разному) «играли», «справляли» в воскресные дни или праздники (ср. играть свадьбу, справлять новоселье, т. е. устраивать целое праздничное действо). Проходила она так. Хозяин заранее созывал – приглашал соседей, родственников, порой всю деревню или даже знакомых из других деревень. Помощники приходили со своими орудиями труда, инструментами, если нужно – с лошадьми и телегами. После работы хозяева угощали помочан, толочан – тех, кто им помогал. Перед застольем работники переодевались в нарядные одежды, которые брали с собой. В некоторых деревнях обед или ужин традиционно должен был состоять из 12 блюд, чтобы каждый месяц «получил» свою порцию и, следовательно, весь год был бы накормлен, а посему оказался сытым, благополучным для хозяев тоже. Завершало этот обычай гулянье: после ужина затевались игры, пляски, молодежь каталась по деревне на лошадях, распевала песни и частушки:
У милого будет помочь – Хоть дожжит1, да пойду жать. | Ненадолочно2 прикинусь: Как он будет уважать! |
Самые распространенные названия, как видно из карты, – помочь (помочи – мн. ч.) и толока (с вариантами толока и толока, толоки – мн. ч.). Помочь занимает почти три четверти рассматриваемой территории: это слово известно в северном, южном наречиях и в среднерусских говорах.
Слово толока имеет большой ареал на западе России, продолжающийся в говорах Украины и Белоруси, и маленький ареал-островок в Рязанской Мещере. Полагают, что некогда сюда переселились жители западных земель, поэтому здесь и отмечены западные языковые черты.
Слова, показанные на карте, кажутся нам понятными, за исключением слова толока. Этот же корень мы находим в глаголе толочь и существительном сутолока «толчея, толкотня», где приставка су-, подобно приставке со-, имеет значение совместности, взаимной связи (например, собрат, сограждане, сострадательный; сумятица, супротив, супрядки). Подобные названия описываемого обряда широко распространены в славянских языках: блр. талака, укр. толока, болг. тлака, сербохорв. тлака, словен. tlaka, полъск. tloka. В большинстве языков в этом слове и родственных ему присутствует идея совместной деятельности множества лиц.
Название пособье распространено восточнее и юго-восточнее Гдова, а такжесеверо-западнее города Холм. Наименование помога (с вариантами помога, подмога) не дает ареалов, оно известно лишь в 30 говорах на всей территории.
Слова помочь, толока, помога и пособье служат названиями любого вида помощи. А чтобы подчеркнуть, какая именно устраивается работа, в некоторых говорах к общему названию добавляют уточняющее прилагательное, и образуется составное наименование: льняная помочь, льняная толока, навозная помочь, навозная толока и т. д.
Но известны именования иного типа, закрепленные по диалектам за конкретным видом работ. Так, слова супрядка, супрядки означают коллективную помощь в обработке льна, конопли, прядении шерсти. Слова попрядушки, попрядуха – помощь только в прядении. Выжинки, дожинки, сжинки, спожинки – помощь при завершении жатвы. Но названия с корнем -жин- гораздо чаще обозначают в говорах праздник по случаю окончания жатвы.
Встречаются, но реже и другие наименования отдельных видов помощи (на карте они не показаны): вздымки – помощь при перевозке, строительстве или поднятии сруба; избомытье, большемытье – помощь при уборке дома перед большими праздниками; дровяницы – при заготовке дров; копотиха, харизна, помятушки, потрепушки – все это названия помощи при обработке льна или конопли (мятье, трепание, прядение); сеновницы – при заготовке сена; полотушки – при пропалывании огорода; капустки – при квашении капусты; помолотка – при молотьбе; печебитье – при складывании печи (обычно печь «били» из глины); навозница – при вывозе навоза. Во время навозницы, которую проводили в июне, работы хватало на всех: мужчины грузили навоз на телеги, ребятишки 6–8 лет были возницами, женщины и молодежь сваливали навоз с телег и разбрасывали по полю. Работали хорошо, много и весело.
Обычай коллективной помощи до сих пор жив во многих деревнях России. Он известен всем славянским народам.
Такой же обычай существует и у других народов Европы (например, в Венгрии, Нидерландах, Франции, Прибалтийских странах) и Азии, поскольку человеческая жизнь без взаимопомощи и взаимоподдержки немыслима3.
Нередко упоминание об этом важном для крестьянской жизни обычае мы находим в литературе.
Путешественник и натуралист, академик И. И. Лепехин оставил такие впечатления в «Дневных записках путешествия… по разным провинциям Российского государства» (конец XVIII в.): «Помочь называется от того, что малосемейные, однако зажиточные люди созывают своих соседей, чтобы помогли им снять созрелой хлеб… другой род помочи всякой похвалы достоин, которую сиротской или вдовьею помочию называют».
А вот как описывает коллективную помощь в жатве в деревнях русско-белорусского пограничья С. Максимов – писатель-этнограф прошлого века: «Однако работа кончена: это и видно, а в особенности очень слышно: Повесивши серпы на плечи, идут жницы ужинать с поля в деревню, каши есть со всяким придатком и вкусной приправой, с покупным вином и домашней брагой. Впереди самая красивая девушка; вся голова ее в голубых васильках, васильками украшен и последний сноп с поля – дожинок. Девушку эту так и зовут «Толокой».
Вот еще пример из произведения XIX в.: «Разумеется, дело не обошлось без вспоможения соседей, которые, несмотря на дальнее расстояние, охотно приезжали на помочи к новому разумному и ласковому помещику, – попить, поесть и с звонкими песнями дружно поработать» (С. Аксаков).
А это пишет уже наш современник А. Приставкин («Городок»): «Помочь – дело коллективное, а не начальственное!.. Помочь – дело добровольное, тут каждый в жилу, и отвергнуть человека – все равно что опозорить его». (Речь идет об избяной помочи – строительстве дома.)
Дожжит – Дождит идет затяжной дождь.
Ненадолочно – ненадолго.
Так, у мусульман, чтобы помочь нуждающимся в строительстве дома, устраивается походный субботник – хашар.
Материал создан: 08.12.2015