Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Как мужу и жене молиться в церкви и пребывать в чистоте

В церкви же на службе стоять трепетно и в тишине молиться. Дома же всегда петь павечерницу, полунощницу и часы. А кто прибавит церковную службу ради своего спасения, это в его воле, ибо тогда и награда больше от Бога. А женам в церковь божью ходить как удастся - и по желанию и советуясь с мужем. В церкви же ей ни с кем не беседовать, молча стоять, пение слушать со вниманием и чтение святого Писания, никуда не оглядываясь, не прислоняться ни к стене, ни к столпу, и с посохом не стоять, не переступать с ноги на ногу; стоять, руки сложив на груди крестообразно, непоколебимо и твердо, телесные очи долу опустив, а сердечными - к Богу; молиться Богу со страхом и трепетом, с воздыханиями и слезами. Не выходить из церкви до конца службы, приходить же к самому ее началу.

По воскресеньям и в праздники Господни, в среду и в пятницу, в святой великий пост и в богородичный пребывать в чистоте. А обжорства и пьянства, и пустых бесед, непристойного смеха остерегаться всегда. От воровства и блуда, от лжи, клеветы, от зависти и всего, неправедно приобретенного: от ростовщичества, от кормчества, от взятки и от любого иного лукавства отречься и ни на кого не гневаться, не попомнить зла, а разбоя и грабежа и насилия всякого, и неправедного суда никогда не творить. От ранней еды (и питья) и от поздней - после вечерней службы - воздерживаться, если же пить и есть, то во славу божию и лишь в разрешенное время; малых же детей и работников кормить по усмотрению хозяев.

Разве не ведаете, что неправедные не войдут в царство божие? - как апостол Павел сказал: "Если кто-то известен как блудник или лихоимец, или идолослужитель, или насмешник, или пьяница, или грабитель - с такими не есть"? И еще сказал: "Не льститесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни осквернители, ни рукоблудники, ни мужеложники, ни лихоимцы, ни воры, ни пьяницы, ни оскорбители, ни разбойники в царствие божие не войдут", - потому и нужно всякому христианину оберегаться от всякого зла.

Следует христианину всегда держать в руках - четки, а молитву Иисусову - неустанно на устах; и в церкви и дома, и на торгу - ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте, по словам пророка Давида: "На всяком месте благослови, душа моя, Господа!" Творить же молитву так: "Господи, Исусе Христе, сыне божий! помилуй мя, грешного", - и так говорить шестьсот раз, а седьмую сотню - пречистой Богородице: "Владычице моя, пресвятая Богородица, помилуй мя, грешного!" - и опять возвращаться к началу, и так говорить постоянно.

Если кто эту молитву, пользуясь ею, легко говорит как ноздрями дышит, то после первого года войдет в него сын божий - Христос, после второго - войдет в него Дух святой, а после третьего - приникнет к нему Отец, и, войдя в него, обитать в нем станет святая Троица, поглотит молитва сердце и сердце поглотит молитву, и будет вопиять ту молитву днем и ночью, и избавится он от вражьих сетей по слову Христа Иисуса, Господа нашего - ему же слава вовеки, аминь.

И пречистая Богородица со всеми небесными силами и со всеми святыми защитницей станет от дьявольских козней всех в этой жизни и в будущей - для того, кто с верою молится и божьим заповедям следует.

Как следует креститься и кланяться

Святителям - и попам и монахам,- царям и князьям, и всем христианам следует кланяться образу Спасову и животворящему кресту, и пречистой Богородице, и святым небесным силам и всем святым, и священным сосудам, и святым почитаемым мощам таким образом: правой руки соединить персты - первый крайний да нижних два концами сомкнуть, - этим знаменуется святая Троица; средний перст выпрямить, чуть наклонив, а соседний повыше, выпрямив - они знаменуют две ипостаси: божеское и человеческое. И перекрестить себя спереди так: сначала руку возложить на чело, потом на грудь, после на правое плечо и, наконец, на левое - так по смыслу представлен и крест Христов.

Потом головой поклониться до пояса, большой же поклон - головой до земли. Молитвы и мольбы - на устах, а на сердце - умиление, и во всех твоих членах - сокрушение о грехах, слезы текут из очей и от души - воздыхание. Устами - Бога славить и воспевать, умом и сердцем и дыханием молить о благом, рукою креститься, а телом склоняться до земли или в пояс - и всегда поступать только так. Архиереям же и священникам рукой точно так же перекрестить христианина, просящего у них благословения.

О кресте Христово как знаке, о поклонении ему в "Патерике" достоверно пишут; всё прочтя там, постигнешь силу креста Христова.

Из Феодорита[49]. Рукою благословлять и креститься так: три перста держать вместе вровень по образу Троицы - Бог Отец, Бог Сын, Бог святой Дух; не три бога, но единый Бог в Троице, именами различается, а божество едино: Отец не рожден. Сын же рожден, а не создан, а Дух святой ни рожден, ни создан - нисходит, - трое в одном божестве. Едина сила - одна божеству и честь, один поклон от всего творения, от ангелов и от людей. Вот каково трем тем перстам основание.

Два же перста нужно держать наклонно, не сгибая, они знаменуют две природы Христа, божественную и человеческую: Бог по божеству, а человек - по вочеловечению, совместно же обе они - совершенство. Верхний перст знаменует божество, а нижний - человечество, поскольку, от вышних сойдя, спас нижних. Он же изъясняет и сведение вместе перстов: ибо, склонив небеса, сошел ради спасения нашего. Так вот надлежит и креститься и благословлять, так установлено святыми отцами. Из Афанасия и Петра Дамаскина, о том же. Поскольку начертанием честного и животворящего креста изгоняются бесы и различные недуги без всякой платы и без труда - кто может слишком восславить его?

Святые отцы оставили нам это знамение для споров с неверными еретиками: два перста (но на одной руке) являют Христа, Бога нашего в двух естествах, но в одном существе познаваемого. Десница же знаменует неизреченную силу его и одесную Отца восседание, и сошествие свыше, с небес к нам его являет, а также указывает нам, что следует с правой стороны на левую отгонять врагов, ибо непобедимой силой своей покорил Господь дьявола: шуйца же в сущности и невидима и некрепка.

13. КАК МУЖУ И ЖЕНЕ МОЛИТЬСЯ В ЦЕРКВИ, ПРЕБЫВАТЬ В ЧИСТОТЕ И ВСЯКОГО ЗЛА ИЗБЕГАТЬ

Материал создан: 11.09.2014



Хронология доимперской России