Есть в русской истории города, которые самим названием своим символизируют определенные события, определенные этапы в развитии нашей, русской цивилизации. Это Петербург, это Владимир, это Москва. Ну и конечно, это древний Киев. Древний Киев, мать городов русских, как называли его наши предки действительно это великий город. Это город, который создавал самые основы русской цивилизации. И в этом отношении мы должны, конечно, пройтись по истории древнерусского государства. Как получилось, что Киев стал тем великим, тем знаковым городом, о котором мы любим говорить людям, вспоминать и который, кстати, всегда любил вспоминать Василий Осипович Ключевский, который говорил, что разные есть города в России.
Самый хороший, самый мягкий, любимый народом это все-таки древний Киев. Необходимо пройтись по основным точкам, из которых поднималось это киевское величие. Начинается все, конечно, с 862 года. 862-й год - это призвание варягов, призвание Рюрика. Начало древней русской государственности, в ее легендарном представлении. Он, кстати, запечатлен в знаменитом памятнике "тысячелетие России". В 1862 году, в Новгороде, по распоряжению императора Александра II, был поставлен замечательный памятник из 128 фигур, которые обозначают все основные направления русской культуры, русской истории.
Так вот, в 862-й год приходит Рюрик, но Рюрик это такая таинственная, мистическая фигура. Мы практически ничего о нем не знаем. Несколько более конкретно уже имя Рлега. Олег наследник Рюрика. Мы точно не знаем в каких родственных отношений они находились. Летопись просто говорит, что Олег был родственником Рюрика. И вот Олег решает объединить север и юг потому, что в это время возникает такая ситуация, когда на севере правит одна группа лиц варягов, а на юге другая. И вот, походом Олега на Киев, собственно говоря, и возникает единое государство, единое древнерусское государство.
Столицу этого государства Олег переносит из Новгорода, где раньше он располагался со своими варягами. Таким образом, рождение древнерусского государства - это 882 год. Это государство тянулось узкой полосой вдоль пути из варяг в греки. И прежде, чем мы пойдем дальше по этому пути, несколько слов о том, что это за путь из варяг в греки. Это главная дорога киевской Руси. Дорога политической борьбы. Дорога торговли. Дорога культурных связей. Путь из варяг в греки - уже само название звучит очень красиво. Это значит можно поехать в Византию, можно привезти оттуда какие-то знания, какие-то товары. Можно пойти наоборот, на север, к этим знаменитым варягам.
Путь из варяг в греки начинался в финском заливе балтийского моря. Дальше путники двигались по реке Неве. Поднимались по Неве, выходили в Ладожское озеро, проходили небольшой участок вдоль берега Ладожского озера и выходили на Волхов. Река Волхов, на которой стоит Новгород, второй по значению город древней Руси после киева. По реке Волхов поднимались вверх и выходили на озеро, там где волхов начинается из озера - там собственно и стоит Новгород. И вот, путь из варяг в греки далее продолжался по озеру на противоположную южной стороне.
Путники продвигались по этой самой логике и доходили примерно до верховьев Днепра. Дело в том, что мы сейчас представляем Днепр как украинскую реку, но на самом то деле ведь верховьях Днепра в Смоленской губернии, причем в северной части Смоленской губернии. И там существовал такой огромный лес, из которого брали начало три великие реки: начало Западной Двины, начало Днепра и начало Волги.
И вот, поднимались по пути из варяг в греки до верховьев и там существовал волок, то есть специально налажена дорога, по которой перетаскивали небольшие корабли от верховьев, через водораздел до верховьев Днепра, выходили в Днепр.
Дальше уже, по волнам Днепра, путники шли до Смоленска. Великий город, красивый город оставивший яркий след в нашей истории. Шли до Смоленска. В Смоленске делали остановку, перегружали товары, потом дальше. Дальше уже Киев, киевские горы. В Киеве обязательно нужно было остановиться, помолиться в церквях позднее или по крайней мере как то рассказать о своем путешествии. Ну и дальше из Киева уже вниз по Днепру выходили в Черное море и вдоль западного берега Черного моря доходили до Константинополя. Вот этот путь из варяг в греки, это стержень, на котором возникала наше древнее русское государство.
Постепенно это государство расширялась, но основой оставалась эта дорога из варяг в греки. Так вот, по этой дороге приходил Олег в Киев.
После Олега правит Игорь.
Игорь, прославился своими походами на Византию. Это вообще любимое занятие киевских князей совершать грабительские походы на Византию. Иногда удачно, иногда не очень. Ну а вторая забота первых киевских князей состояла в сборе дани. Славянские племена, которые жили свободными общинами вокруг этого пути, они обязаны были теперь платить дань, которая называлась полюдье. И вот князья ездили, весной обычно, собирали эту дань. Это ценные меха, это могли быть какие-то ремесленные изделия, мед, воск. Собрав дань, они отправлялись продавать все это в Константинополь, в Византию.
Но постепенно уже идет некоторая, так сказать, смены картин. Здесь можно вспомнить, конечно, княгиню Ольгу. Княгиня Ольга была мудрой правительницей, которая начала с того, что отомстила за убийство своего мужа, князя Игоря. Убитого древлянами, за то, что он хотел собрать слишком большую дань. Ольга убила, уничтожила послов, жестоко отомстила. Но сама создала более эффективную систему управления. Вот эти погосты и ряды, в которых происходила торговля и администрация - это изобретение княгини Ольги. Ну а кроме того, Ольга, как мудрая женщина, понимала, что для укрепления государства необходима не только политическая власть, но необходима единая религия.
Она понимала, она прекрасно знала, что религия должна прийти с юга. Потому, что Византия была для нас наиболее перспективным вариантом развития этого вопроса. И вот Ольга сама совершила путешествие в Константинополь, чтобы показать своим подданным, что этого не надо бояться, что это вполне естественный путь развития. Она приняла крещение, император Константин Багрянородный лично крестил ее в Константинополе, дал ей своих священников. И вот, при Ольге был построен первый христианский храм в Киеве церковь Святого Ильи. Но при этом она понимала, что ее управление скоро закончится потому, что у нее подрастает сын Святослав.
Она уговаривала Святослава принять христианство, но Святослав, знаменитый воин он отвечал - "Матушка я не могу этого сделать, надо мной дружина моя смеяться будет. Скажут, что же это за такой боец, когда он принимает такую непонятную религию". И вот, таким образом Ольга осталась в истории христианской. Святослав - язычник, Святослав, который правил с 965 по 972-й год - это знаменитый завоеватель. Он завоевал хазар. Он разгромил Византию. Человек, который, с одной стороны, проложил много новых путей для киевского государства, новых торговых путей и новых перспектив, но с другой стороны постоянно его упрекали, современники, в том, что он слишком увлекается далекими походами и слишком мало заботится о безопасности самого Киева, своей столицы и вообще русской земли.
И это был вопрос актуальный потому, что печенеги постоянно с юга нападали из степей на киев. В конце концов Святослав погиб в одном из таких сражений, с кочевниками, которые подкараулили его возвращающимся с болгарской войны. Святослав погиб. После короткой схватки в борьбе за власть приходит Владимир. Владимир сын Святослава. И вот начинается уже история связанная с принятием христианства святым Владимиром. В целом, конечно, здесь можно сказать то, что темпы развития древнерусского государства были очень хорошими, мудрыми.
Это была энергичная политика. Это была политика, которая имела стратегические цели - вывести древнерусское государство наравне с величайшим государством тогдашней европы. Это можно было делать с помощью войн, с помощью культурных контактов, то есть заявка была большая сделана. Не все удавалось, но тем не менее расцвет киевской державы падает уже на сына Владимира, на князя Ярослава Мудрого. Удивительный человек, который от природы был инвалидом, он был хромой. И этот человек, который с одной стороны провел около десятка военных кампаний ни одной не проиграл, а с другой стороны это был человек, который удивительным образом сочетал воинскую доблесть и мудрость, мудрость благочестия.
То есть, христианскую мудрость. Он очень любил читать книги. Ярослав Мудрый правивший с 1030 го по 1054-й год, открыл школы, открыл библиотеки, он построил великолепный храм - Софийский собор в Киеве. Он приглашал византийских мастеров для того, чтобы они украшали киевские постройки. И вообще время Ярослава Мудрого - это время расцвета Киевской Руси, это время расцвета киевской державы. И можно сказать, что единственная проблема, которую Ярославу Мудрому не удалось решить - это была проблема наследника.
Он понимал, что, как обычно, после кончины отца начинается борьба между детьми. Ему было очень грустно думать о том, что его плоды его трудов могут быть таким образом рассеяны. И он оставил знаменитое завещание. Оно сохранилось в летописях, где обращаясь к своим старшим сыновьям Изяславу, Святославу и Всеволоду, он говорит - "Любите друг друга, не враждуйте! Я умоляю вас - держитесь вместе. И тогда все будет хорошо". И сыновья поклялись ему жить дружно и прожили, я думаю, лет десять они прожили выполняя это обещание.
Но потом, все таки, не выдержали - началась война между Изяславом и Святославом. И, в конце концов, киевская держава постепенно начинает распадаться, начинается новый период в нашей истории - период феодальной раздробленности.
Древнерусское государство. Киев. Лекция Николая Сергеевича Борисова
Материал создан: 26.04.2021