На огромном пространстве от Северного Ледовитого океана на севере до Чёрного моря на юге и от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке раскинулась на многие сотни километров Восточно‑Европейская равнина. Здесь, на этой необозримой равнине, пересекаемой множеством больших и малых рек, покрытой в центральной и северной своих частях огромными лесами, и проходило формирование русского народа.
На Восточно‑Европейской равнине человек поселился очень давно – несколько тысячелетий назад. Уже в начале нашей эры здесь жили восточные славяне – потомки древних земледельческих и скотоводческих племён, занимавших в далёком прошлом обширные пространства в центре Европы.
Нужно сказать, что по поводу древнейшей истории славян, их происхождения и прародины существует несколько гипотез, что связано прежде всего с отрывочностью и противоречивостью имеющихся сведений по этому вопросу.
Однако, как считает сегодня большинство историков, славяне выделились из индоевропейской общности ещё в середине II тысячелетия до н. э. Что касается праславянского языка, то исследователи полагают, что он начал складываться позднее, в середине I тысячелетия.
Известно также, что античные авторы уже в первые века нашей эры писали о славянах, как о «великом народе», «бесчисленных племенах», которых они называли венедами, антами, склавинами. Многие учёные считают, что исходная территория, на которой началось формирование славянства, охватывала, по‑видимому, пространство от Верхнего Одера на западе до Среднего Днепра на востоке. Во всяком случае, именно на этой территории археологи открыли ряд древнейших культур, принадлежащих славянским племенам.
Дальнейшее расселение славян, особенно интенсивное в середине I тысячелетия н. э., происходило по трём основным направлениям; на юг (на Балканский полуостров), на запад (в район Среднего Дуная и междуречье Одера и Эльбы) и на северо‑восток по Восточно‑Европейской равнине.
В результате этого расселения произошло разделение славянства на три ветви:
- южную (сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, современные болгары);
- западную (современные поляки, чехи, словаки);
- восточную (великороссы, малороссы и белорусы).
Таким образом, в эпоху Великого переселения народов IV–V вв. н. э. славяне заняли территорию Центральной, Восточной и Юго‑Восточной Европы.
Завершающий этап выделения восточных славян из общеславянского единства учёные относят к VI–VII вв. н. э. К IX в, восточные славяне представляли собой уже целые племенные объединения – союзы племён, которые носили не только родовой, но и территориально‑политический характер. Такие племенные союзы включали в себя десятки отдельных племён и способны были обеспечить более эффективную защиту границ восточно‑славянских земель. Образование племенных союзов – важный этап на пути создания государственности у восточных славян.
Наиболее значительными из них были:
- поляне, располагавшиеся и лесостепи по среднему течению Днепра;
- их соседи – древляне, расселившиеся в лесной зоне но южным притокам реки Припяти;
- дреговичи (от слова «дрягва» – болото), жившие к северу от древлян между реками Припять и Западная Двина;
- кривичи – самое большое племенное объединение, – обитавшие в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги;
- словене (ильменские), жившие возле озера Ильмень и реки Волхов;
- вятичи, занимавшие территорию в верховьях и среднем течении реки Оки;
- радимичи, расселившиеся по реке Сожь и её притокам, и др.
Как видим, поселения восточных славян располагались уже в то время на обширных пространствах Восточно‑Европейской равнины, в основном по берегам рек и озёр. При этом их названия большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения. Заметим, что земля полян, как указывают летописи, носила также название «русь».
Некоторые историки считают, что так называлось одно из племён, жившее по берегам реки Рось – притоке Днепра, и впоследствии это название распространилось на весь племенной союз полян. Однако это лишь одно из объяснений появления термина «русь». Существует, например, мнение, что слово «русь» восходит к имени норманнского (варяжского) племени. Вопрос о происхождении этого названия до сих пор остаётся открытым, и, очевидно, учёные ещё долго будут спорить по этому вопросу и выдвигать различные гипотезы. Так или иначе, но совершенно ясно одно: самоназвание «русь» закрепилось и его наследовал народ, о котором мы и поведём речь.
Но какие народы жили в тот период рядом с восточными славянами? Как складывались их взаимоотношения? Это немаловажные вопросы, ибо с самого начала соседние народы играли большую роль в истории русского народа и его судьбе. Не случайно первое на Руси значительное историческое произведение «Повесть временных лет» (начало XII в.) начинается с; описания того, с кем соседствует Русь, какие реки куда текут и с какими народами соединяют.
Прежде всего обратим внимание на то, что до возникновения государства у восточных славян на территории Восточной Европы не было устойчивых государственных образований. Это в значительной степени облегчало продвижение по ней восточнославянских племён. Северную часть Восточно‑Европейской равнины, от Балтийского моря до Уральских гор, занимали финно‑угорские, или чудские, племена, с которыми у славян были тесные связи.
Некогда финны обитали гораздо южнее (например, название города Мурома, находящегося па юго‑востоке от Москвы, финно‑угорского происхождения), однако с течением времени они были оттеснены дальше на север славянскими и другими народами. Впоследствии часть финноязычных племён ассимилировалась под влиянием славянской культуры, часть перешла под влияние ислама.
Основными финскими племенами являлись: чудь, жившие в районе Финского залива; весь, меря, мурома и мордва – по верхнему и среднему течению Волги, В верховьях Северной Двины и Камы обитали племена народа пермь (иначе называемые зырянами). Практически все финноязычные племена, упоминаемые в древних русских летописях, сохранились до настоящего времени и даже под своими названиями; весь – под названием вепсы; меря – мари или черемисы; мордва и мурома как одна из ветвей современной мордвы.
На севере и северо‑западе славяне соседствовали также со скандинавскими народами – варягами (конгломератом племён, к которым принадлежали будущие норвежцы, шведы, датчане).
К западу от кривичей, в районе Западной Двины, реки Неман и нижней Вислы, жили литовские племена (литва, жмудь, ятвяги и др.), язык которых говорит о том, что они были родственны славянам. Позлее некоторые из них вошли в состав Руси и жили с ней общей политической и культурной жизнью.
На юге славяне соседствовали с Византией (Восточно‑Римской империей) – государством, существовавшим в IV–XV вв. н. э. Там же, на юге, и Северном Причерноморье соседями славян были греки. В результате этого соседства, и особенно тесных связей с Византией, восточные славяне, а затем и Русь в начале своей истории испытали на себе достаточно большое греко‑латинское влияние.
Особое место в жизни славян занимали кочевые народы – обитавшие на юге и юго‑востоке обширной равнины тюркские племена – авары, хазары, болгары (булгары), печенеги, половцы и др. В VI в. авары создали своё государство, объединившее кочевавшее в южных степях племена. Но оно было недолговечным – в начале VII в. Аварский каганат разгромила Византия, и авары (которых славяне называли «обры») были рассеяны, смешавшись с другими народами. «Погибоша аки обре» – так говорит об этом событии русская летопись. Эти слова вошли в поговорку, широко употреблявшуюся на Руси.
В VII–VIII вв. в южных степях существовали ещё два крупных государственных образования – Болгарский и Хазарский каганаты. После распада Болгарского каганата часть болгар‑тюрок перекочевала на Дунай, где была ассимилирована южными славянами. Другая часть переселилась в среднее течение Волги (отсюда и название – булгары), где в X в. создала своё государство – Болгарию Волжско‑Камскую. Жившие здесь финно‑угорские племена были ассимилированы более сильными болгарами, и с тех пор на средней Волге началось активное распространение тюркских языков. Как считают ученые‑этнографы, с волжскими болгарами тесно связано происхождение ряда народов этого региона – чувашей, казанских татар и др.
Хазары также представляли собой смешанный народ, они вели кочевой образ жизни и предпринимали постоянные набеги на славянские земли. Хазарский каганат занимал с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крыма.
Кроме того, в Приуральских и Прикаспийских степях жили племена печенегов, половцев и др., которые постепенно переселялись ещё южнее и продвигались далее на запад.
Восточные славяне на протяжении многих веков вели самоотверженную борьбу с набегами кочевников, которые волна за волной прокатывались но южным степям из Азии в Восточную Европу. В IV в. на славян наняли гунны, пришедшие из Центральной Азии. На смену им пришли авары, а затем хазары, печенеги и половцы. Хазары взимали дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в. Защищаясь, славяне и сами организовывали военные походы против кочевников‑грабителей. Как не вспомнить здесь пушкинские строчки из «Песни о вещем Олеге»:
Как ныне сбирается вещий
Олег Отмстить неразумным хозарам:
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам…
Можно сказать, что Русь выросла и закалилась в жестокой борьбе со Степыо, кочевниками. Историческая память народа, благодаря устным преданиям, легендам, сказаниям и летописям, сохранила образы реальных и былинных героев – защитников родной земли. С каким восхищением рисуют, например, летописи облик Святослава – прямодушного, сурового и мужественного русского князя‑воина. Его слова, сказанные дружине перед битвой с многочисленным врагом: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мёртвые сраму не имут», так же как и полное благородства предупреждение врагу: «Хочу на вы идти», – стали крылатыми и навсегда вошли в отечественную культуру как одни из важнейших духовных ориентиров народа.
Обороняясь или же переходя в наступление, Русь отстаивала свою независимость, свою молодую культуру, одновременно сдерживая проникновение огромных масс воинственных степняков в Европу.
Тем не менее под непрерывным натиском многочисленных кочевых племён и народов с юга славянское население постепенно уходило из лесостепной части Восточно‑Европейской равнины всё дальше на север, в лесную зону. Здесь в густых лесах и более трудных природно‑климатических условиях возникали всё новые и новые славянские центры, налаживалась хозяйственная жизнь.
Дружины славянских князей предпринимали военные походы не только против кочевников‑степняков, но и на берега Дуная, и на Византию, и даже на её столицу – Константинополь (или Царь град, как называли сто русские). Летописи сохранили, например, горделивое историческое предание о том, как князь Олег в знак своего превосходства повесил щит па вратах Царьграда.
В целях успешного ведения оборонительных и наступательных войн, концентрации хозяйственных и людских ресурсов восточные славяне объединялись в племенные союзы, сплачивались под руководством своих князей.
Таким образом, с самого начала формирование древнерусской народности проходило не в национально‑замкнутом пространстве, а на открытой всем цивилизационным ветрам (и с юга, и с севера, и с востока, и с запада) огромной территории.
Славяне вели оседлый образ жизни: занимались земледелием, скотоводством и бортничеством (сбором мёда диких пчёл), охотой и рыбной ловлей. Решающую роль в их хозяйственной деятельности играло земледелие. Это убедительно подтверждают результаты археологических раскопок, обнаруживших семена различных злаков (ржи, пшеницы, ячменя, гречихи, проса) и огородных культур (капусты, свёклы, моркови, репы, чеснока и др.), которые выращивали славяне. Именно в поисках новых земель и наиболее благоприятных условий для земледелия устремлялись потоки славянских переселенцев по территории Восточно‑Европейской равнины.
В VII–VIII вв. восточные славяне уже составляли значительную часть населения Восточной Европы. Поскольку плотность населения на этой огромной территории была очень мала и отсутствовали устойчивые государственные образования, славянам не приходилось вступать из‑за земель в острые конфликты с местными племенами. Кроме того, более высокая, прежде всего земледельческая, культура славян, выработанная ранее в благоприятных природно‑климатических условиях юга (в том числе Среднего Приднепровья), оказывала положительное влияние на жизнь и развитие хозяйства уроженцев этих мест – yrpo‑финнских и балтских племён. Всё это способствовало мирному сотрудничеству славян с местным населением и в итоге ославяниванию значительной его части.
Земледельческие работы славянам нужно было проводить в определенные и очень сжатые сроки, ибо на севере и в центре Восточно‑Европейской равнины лето короткое. Если к этому добавить еще и низкий уровень производительных сил в то далёкое время, то становится понятным, что организация земледелия требовала не только огромных затрат труда, но и мобилизации коллективных усилий. Поэтому издревле в жизни славян значительную роль играла община – мир (или вервь).
В VII–VIII вв. у славян происходит интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. На смену родовой общине приходит соседская, или деревенская (территориальная), община, состоявшая из нескольких семей. Членов такой общины объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая славянская семья в такой общине имела свою собственность: дом, приусадебную землю, скот, орудия труда. Но пахотная земля, места охоты и рыбной ловли, луга, леса и пастбища оставались в общем пользовании. При этом пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями на основе решения общины.
Возникновение семейной собственности постепенно привело к имущественному неравенству. Образовался слой крупных землевладельцев – князей и бояр, в зависимость от которых попадали многие мелкие земледельцы‑общинники (по‑славянски смерды), бывшие до того свободными. Процесс этот шёл в основном двумя путями. Главный из них – подчинение свободных общинников родоплеменной знатью, в том числе в результате передачи князем права на владение землёй своим родственникам, представителям бывшей родовой верхушки и дружинникам (за что последние должны были нести придворную или военную службу). Другой путь – это прямой захват князем и его дружинниками общинных земель и закабаление общинников, Так у восточных славян возникла феодальная собственность на землю – экономическая основа феодального общества, зародились феодальные отношения.
Разложению родового строя и формированию классов феодального общества способствовало также отделение ремёсел от других видов хозяйственной деятельности, быстрый рост городов и развитие внешней торговли, за счёт которой шло обогащение племенной верхушки.
К этому времени относится и появление у восточных славян первой формы государственности – племенного княжения – «военной демократии», Вместо власти, основанной на авторитете и обычаях родовой общины, образуется власть знати, опора которой – военная сила. Во главе каждого племени или племенного союза у восточных славян стоял князь – поенный вождь, предводитель дружины, состоявшей из приближённых князя и княжеского войска. По поручению князя дружинники собирали дань с подвластных племён. Такие походы за сбором дани назывались «полюдье».
Однако власть князей тогда ещё не была наследственной и неограниченной: все наиболее важные вопросы общественной жизни славяне решали на вече (от слова «вещать», т. е. говорить) – общем собрании жителей поселения. Византийский писатель Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» отмечал, говоря о славянах: «Эти племена… не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни человека считают делом общим».
Восточные славяне не знали рабства, в том смысле и в таких масштабах, как, скажем, в Античной Греции или Древнем Риме, Это объясняется прежде всего тем, что их основным занятием было земледелие и рано сложилась собственность на землю. В центре организации всей, в том числе хозяйственной, жизни славян находилась община. Кроме того, они не вели захватнических войн, которые давали бы большое количество рабов. Основным производителем были смерды – свободные общинники, располагавшие своим инвентарём и участком земли, отведённым общиной. Труд рабов использовался, но, как правило, в качестве вспомогательной рабочей силы в богатых хозяйствах родоплеменной знати. Рабов – холопов (или челядь) – также продавали, в частности, в Византию.
Центрами территориальных и политических образований восточных славян были города – большие поселения ремесленников и торговцев, располагавшиеся вокруг феодальных крепостей, опорных пунктов власти князей и обороны от внешних врагов.
Города строились, как правило, на важных торговых путях и на возвышенности, на месте слияния рек, что обеспечивало в о лее надёжную их защиту. Уже к концу IX в. та территории, занимаемой восточными славянами, существовали десятки больших и малых городов. Наиболее крупными из них были Киев, Новгород, Псков, Изборск, Смоленск, Чернигов, Переяславль и др. При этом древнейшие и наиболее развитые из городов того времени – Киев и Новгород – располагались на великом водном пути «из варяг в греки» (р. Днепр), который, по словам историка В.О. Ключевского, был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».
Начало государственности русского (так же как украинского и белорусского) народа восходит к эпохе Древней Руси и связано с объединением важнейших центров восточного славянства – Новгорода и Киева. Отсюда и название первого в отечественной истории государства, сформировавшегося в IX–X вв. нашей эры – Киевская, или Киевско‑Новгородская, Русь.
Образование древнерусского государства было закономерным результатом длительного социально‑экономического и политического развития восточнославянских племён. Признаки зарождающейся государственности обнаруживаются уже в условиях племенного княжения и получают своё дальнейшее развитие в период их объединения в крупные племенные союзы.
Одним из первых таких объединений, как считают некоторые историки, был союз племён на земле полян с центром в городе Киеве. Сохранилась легенда, согласно которой славянский князь Кий и его братья Щек и Хорив с сестрой Лыбедью основали город на высоком берегу Днепра и назвали его в честь старшего брата Киевом. Летописец сообщает, что Кий ездил даже в Константинополь по приглашению византийского императора, который желал видеть в киевском князе своего союзника. После смерти Кия первыми правителями киевского княжества стали его потомки.
Летописи рассказывают также о том, что на севере восточнославянских земель, в районе озера Ильмень, было создано другое крупное объединение племён с центром в Новгороде на реке Волхов. Русский летописец Нестор, автор знаменитой «Повести временных лет», основываясь на более ранней «Остромировой летописи» (середина XI в,), включил в своё сочинение легенду о приглашении в 862 г. новгородскими боярами варяжских князей Рюрика, Трувора и Синеуса править Новгородом («Земля, наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и володеть нами»). В результате старший из братьев – Рюрик – получил власть над Новгородом и другими славянскими землями в районе озера Ильмень.
По сложившейся традиции с этого времени историки ведут начало русской государственности. В 1862 г. в Великом Новгороде был сооружен памятник «Тысячелетие России», символически обозначивший этот важный этап отечественной истории. Поаре смерти Рюрика, в связи с малолетством его сына Игоря, власть перешла к другому варяжскому князю – Олегу, который в 882 г. во главе новгородского войска и наёмной варяжской дружины направился на юг, обманом захватил Киев, убив при этом правившего там варяжского же князя Аскольда, и объединил территории двух крупнейших славянских племенных союзов. Территориальным и этническим ядром нового объединения, в которое вошли и неславянские (угро‑финские, балтские и др.) племена, стал союз полян. Столицей нового объединения, «матерью городов русских» был объявлен Киев, а Олег стал великим киевским князем. Так, согласно летописанию, образовалось древнерусское раннефеодальное государство, получившее политико‑географическое название «Русь».
Летописные источники и легенды, повествующие о призвании варягов на русскую землю в качестве первых князей древнерусского государства, явились основанием для возникновения так называемой норманнской теории. Эта теория была выдвинута немецкими историками Байером, Миллером и др., приглашёнными в Россию во времена правления императрицы Анны Иоанновны, ещё в середине XVIII в. Её смысл в том, что славяне якобы не смогли сами создать государство и для этого прибегли к помощи варягов‑норманнов.
Против этой теории ещё в XVIII в. выступили М.В. Ломоносов и другие историки. Однако борьба между сторонниками и противниками норманнской теории не утихает до сих пор. Это объясняется главным образом недостатком документальных материалов, противоречиями в имеющихся источниках, большим количеством домыслов и догадок у самих древних авторов, писавших о временах, давно прошедших. Нельзя не учитывать и политический смысл, который «норманисты» пытались с самого начала вложить в эту теорию о якобы изначально присущей русскому народу отсталости и неспособности к историческому творчеству.
Тем не менее сегодня уже есть все основания утверждать, что весь ход развития восточного славянства, особенно во второй половине I тысячелетия н. э., привёл к логическому итогу – возникновению государства. Оно было подготовлено, прежде всего, внутренними политическими и социально‑экономическими процессами, а также необходимостью организации совместной обороны от постоянных набегов кочевников‑степняков. В политической и военной области формирующийся государственный строй Древней Руси использовал и развивал, например, органы управления (князь, дружина, воевода, вече), сложившиеся значительно раньше, задолго до того, как варяжские дружины появились на службе у славянских князей.
Не вызывает сомнений лишь сам факт тесных взаимных связей славян и скандинавов, а также участие варяжских князей и их дружин в жизни Руси, в объединении русских земель. В этом смысле норманны сыграли определённую роль и в жизни целого ряда других европейских стран, например, Англии и Франции. Что касается факта призвания варягов на княжение (если он действительно имел место в истории), то он говорит не столько о создании государственности у восточных славян, сколько о происхождении княжеской династии. Ведь учёные так и не обнаружили сколько‑нибудь заметных следов влияния норманнов ни в политической, ни в социально‑экономической, ни в культурной жизни славян, ни в их языке. Варяги, хотя и принимали активное участие в объединении земель, не могли создать государство у восточных славян хотя бы уже потому, что сами в IX в. ещё не знали государственности.
После объединения крупнейших славянских племенных союзов и создания единого государства под власть киевских князей постепенно попадают и другие восточнославянские союзы и княжества, а также неславянское население (в том числе принадлежащее к иранскому этносу). К концу X в. этот процесс в основном завершается. В результате складывается структура единого государства, состоящего из крупных территориальных образований, управляемых вассалами киевского князя и его наместниками.
Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь, который опирался в руководстве страной на совет (думу), состоявший из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), а также аппарат управления, ведавший сбором дани и различных податей, судебными делами и взиманием штрафов. Роль чиновников в этом аппарате выполняли младшие дружинники.
Следует заметить, что великий князь располагал значительными военными силами как для осуществления своей власти над населением, входившим в состав Руси, так и для защиты славянских земель от внешних врагов, Они состояли из дружины самого великого князя и дружин подвластных ему князей. Кроме того, в случае непосредственной военной опасности собиралось народное ополчение, которое возглавляли ближайшие помощники князей – тысяцкие.
Политическое объединение восточнославянских племенных союзов в рамках единого государственного образования имело огромное значение. Оно способствовало их этнической консолидации, формированию единой древнерусской народности и её самобытной и богатой культуры.
Киевская (или Киевско‑Новгородская) Русь занимала гигантскую территорию от Балтики до Чёрного моря и от Западного Буга до Волги. С самого начала это было не только крупнейшее в Европе, но и могучее государство, которое длительное время вело успешную борьбу с многочисленными кочевыми племенами, являясь крепким щитом, спасавшим европейские народы от их опустошительных набегов. Эта борьба явилась одним из важных факторов, способствовавших образованию русского раннефеодального государства.
Летописец Нестор приводит легенду о том, как русичи отказались платить дань могущественному Хазарскому каганату. Они послали хазарскому правителю – кагану – русский обоюдоострый меч. «Каган! – сказали правителю его приближённые, – Эта дань не к добру! Мы добыли её саблями, заострёнными с одной стороны, а их оружие острое с обеих сторон. Когда‑нибудь они возложат дань на нас». «Что и сбылось». – с удовлетворением заключает летописец.
Киевский князь и крупный древнерусский полководец Святослав во второй половине X в. совершил поход в низовья Волги и разгромил Хазарский каганат. Дошедшие до нас свидетельства иностранных источников говорят о том, что Киевская Русь пользовалась высоким авторитетом и уважением в окружающем её мире.
Возникновение Киевской Руси по времени совпадает с процессом образования государств, проходившим в IX–X вв. на территории Центральной, Северной и Восточной Европы. Именно в этот период создаются, например, Болгарское, Венгерское, Великоморавское и Древнепольское государства, складывается государственность в Сербии и Хорватии, появляется объединённое Англо‑Саксонское (Англия) и Датское королевства.
Таким образом, можно констатировать, что образование государств на всём обширном пространстве Европы проходило практически одновременно. При этом Киевская Русь была среди них одним из первых и крупнейших государств. Как и в других европейских странах раннего средневековья, в Древней Руси формировалось феодальное общество. В целом этот процесс проходил по общеевропейскому типу: от государственных форм к вотчинным (т. е, родовым, наследственным). Однако на Руси он шёл значительно медленнее. Вотчинное землевладение, несмотря на его постоянный рост, особенно в XII – первой половине XIII вв., остаётся всё же второстепенным по сравнению с государственно‑феодальными формами. Большинство крестьян‑общинников продолжают быть поземельно зависимыми только от государственной власти, представленной князьями и военно‑служилой знатью.
В раннефеодальном обществе Руси выделялись два основных класса – крестьяне и феодалы. Каждый из этих классов не был однородным.
Крестьяне (смерды), как уже отмечалось, делились на свободных общинников и зависимых, которые, в свою очередь, также делились на ряд категорий: закупов, рядовичей, изгоев и холопов. Последние были совершенно бесправны и фактически находились на положении рабов.
Класс феодалов состоял из представителей великокняжеского дома во главе с великим князем, князей племён или земель и бояр. В конце X в., после принятия христианства, и особенно в XI в. в этот господствующий класс русского феодального общества стали вливаться и верхи духовенства.
Будучи одним из крупнейших государств средневековья и занимая стратегически важное географическое положение, Киевская Русь имела широкие и многообразные контакты со странами Запада и Востока. В домонгольский период (IX – середина XIII в.) она не уступала в своём культурном развитии большинству стран Европы, причём её культурное взаимодействие с европейскими государствами той поры было обоюдным, взаимовыгодным и равноправным.
Столица древнерусского государства – Киев – в X–XII вв. была одним из крупнейших и красивейших городов Европы. Её белокаменные стены с сияющими на солнце Золотыми воротами, грандиозный Софийский собор, великолепие церквей, княжеских и боярских хором, искусство мастеров‑ремесленников вызывали восхищение всех, кто приезжал сюда. Германский летописец Адам Бременский в первой половине XI в. назвал Киев украшением Востока и соперником Константинополя – столицы могущественной Византийской (Восточно‑Римской) империи.
У древних славян были религиозные верования, свойственные и другим народам Европы периода разложения родоплеменного строя. Они чтили своих предков и поклонялись им, устраивали в их честь праздники, поминали усопших. Жизнь славян – земледельцев, охотников и рыболовов – целиком зависела от природы. Поэтому с древнейших времён у них сформировался культ земли, солнца, неба, дождя, рек, грома и молнии, ветра, т. е. всего того, что в значительной мере определяло производственную деятельность земледельца. Считая природные явления могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им. У восточных славян было много богов, главными из которых считались Перун – бог грома и молнии, Ярило – бог солнца, Сварог – бог неба и огня, Велес – покровитель скота и др.
Особое место в славянском пантеоне богов занимало поклонение Роду. По представлениям славян, Род, находясь на небе, давал жизнь всему живому на земле. Отсюда и происхождение слов: народ, родня, родители, природа и др. Вполне вероятно, что поклонение Роду отражает наметившуюся у восточных славян тенденцию перехода к единобожию. Славяне верили также в духов добрых (берегинь) и злых. При этом они думали, что могущественные силы есть повсюду: в лесу – леший, в воде – водяной, в доме – домовой.
Таким образом, восточные славяне, как и другие европейские народы дохристианской эпохи, были язычники, т. е. последователи нетеистической религии, основанной на многобожии. Господствовавшая у них дохристианская религия и органически связанные с ней представления, мифы, верования, нравы и обычаи сформировали у восточных славян строгие правила чести, нормы поведения и принципы справедливости, которые в совокупности получили название «правь». От этого понятия произошли русские слова «право» и «правда». Языческое мироощущение восточных славян, их представления об окружающем мире получили яркое художественное воплощение в устном народном творчестве: сказках, пословицах и поговорках, заговорах, былинном эпосе. В целом можно с полным основанием говорить, что дохристианская Русь достигла довольно высокого уровня в сфере духовного развития и в этом смысле была в основном готова к восприятию христианского вероучения.
Однако язычество, порождённое первобытно‑общинным строем, не могло удовлетворить феодальное государство, перед которым стояли многообразные и более сложные задачи в деле укрепления государственной власти, нарождавшегося феодального строя и духовного объединения людей, живших на обширных пространствах Восточно‑Европейской равнины.
Великий киевский князь Владимир I попытался унифицировать разнообразные языческие культы, господствовавшие у различных восточнославянских племён, но эта реформа не дала результатов, адекватных возникшим потребностям. Поняв выгоды христианства и увидев красоту его обрядности, Владимир обратился именно к нему, отвергнув при этом другие монотеистические религии; иудаизм и ислам. Хотя окончательный выбор христианства был продиктован, очевидно, прежде всего экономическими соображениями, так как именно с Константинополе сходились торговые пути, связывавшие восточных славян со всем средиземноморским миром.
Христианство, как свидетельствуют летописи, начало распространяться на Руси издревле. Легенды гласят, что его проповедовал в славянских землях ещё апостол Андрей Первозванный – один из учеников Иисуса Христа. В «Повести временных лет» рассказывается, например, что Андрей Первозванный, предпринявший в начале нашей эры апостольскую миссию в эти края, побывал в Среднем Приднепровье и установил крест на киевских холмах, предсказав, что здесь «великий город будет». Известно также, что уже в первой половине X в. в Киеве была христианская церковь Святого Ильи. В конце своей жизни, в 957 г., приняла христианство великая княгиня Ольга. Затем её внук – великий киевский князь Владимир I, стремясь укрепить отношения Руси с Восточно‑Римской империей, женился на византийской царевне Анне и также принял христианство. Крещение Владимира I и его приближённых состоялось в г. Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму, куда он вторгся с войском, чтобы диктовать свои условия византийским императорам.
В ряду важнейших дат в отечественной истории совершенно особое место несомненно занимает 988 год. В этом году Русь, как свидетельствуют источники, по повелению Владимира I приняла христианскую религию. Вызванные им из Византии греческие священники совершали в Киеве и других городах обряд массового крещения людей, «заганивая в реку их, аки стада». Деревянные изображения когда‑то почитаемых и могущественных языческих богов при этом сжигали или бросали в Днепр. Сжигались на кострах и другие памятники культуры дохристианской Руси. На тех местах, где раньше стояли языческие идолы и храмы, строились христианские церкви. Нужно сказать, что многие люди не хотели расставаться со своими богами. Они отказывались креститься, плакали, убегали, лаже избивали иноземных священников. Но их. силой принуждали принять новую религию.
Как видим, христианское вероучение на Руси насаждалось сверху, властью великого князя (в отличие от Европы, где христианство было, как правило, выбором личности). Делалось это на первых порах при помощи византийского духовенства (русская церковь вплоть до XIV в. была под юрисдикцией Константинопольского патриархата). Естественно, что распространение христианства в славянских землях проходило не без борьбы, длившейся многие годы, В древнерусском обществе оно растянулось вплоть до XV в.
И ещё одно важное замечание: поскольку большинство людей не чувствовало необходимости полностью освободиться от старой религии – язычества, то и принятие христианства не всегда сопровождалось раскаянием и внутренним преображением. И всё же, несмотря на эти негативные моменты, крещение Руси в принципе и прежде всего по своим последствиям – одно из величайших событий в духовной жизни русского народа, самым непосредственным образом сказавшееся на его судьбе. Новая вера и новые религиозные представления во многом стали определять национальное самосознание, морально‑нравственные и этические нормы, бытовую жизнь народа.
Постепенно, привыкая, люди всем сердцем приняли христианскую религию, хотя и старые языческие верования не исчезли окончательно. Простой народ, даже принявший христианство, ещё длительное время продолжал исполнять языческие обряды. Более того, некоторые из языческих верований и обрядов не только сохранились, но и органично влились в христианство. Например, языческий Иван Купала был преображён в Иоанна Крестителя, а Перун – в образ Ильи‑пророка. В культе «святых мест», широко распространённом на Руси, проступают следы почитания объектов природы, в частности, водных источников. С язычеством связана вся декоративная часть деревенской архитектуры, крестьянской одежды, бытовой утвари, а фольклор пронизан фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса. Языческими символами проникнуты и сохранившиеся в ряде мест сложные свадебные обряды. Языческая романтика и языческое мироощущение, сохранившиеся в русском национальном сознании, придавали особую красочность и своеобразие русской народной культуре.
До наших дней дошел и общеславянский календарный праздник Масленицы – весёлый праздник проводов русской зимы, весеннего равноденствия и встречи солнца. Сохранившиеся в народе (и даже значительно активизировавшиеся в последнее время) традиции и обычаи гаданий, заговоров, вера в приметы, злых духов, в колдунов, кудесников, исцелителей и магов – всё это тоже следы древней языческой культуры славян. И сегодня многие люди стучат по деревяшке, чтобы не случилось что‑нибудь плохое, и в зеркало смотрят, вернувшись домой с полдорога, и чёрной кошки, перебежавшей дорогу, боятся, и стремятся сплюнуть через плечо три раза, чтобы не сглазить, и, увидев человека, идущего навстречу с пустыми вёдрами, тревожатся, ожидая неприятности, и т. д. В некоторых городах современной России и сегодня существуют языческие общины, при этом в одной только Москве, по некоторым данным, в них состоят тысячи людей. Таким образом, воспринятое извне новое вероучение, внедряясь в толщу народа, трансформировалось под влиянием традиционных верований и культов. Оно так и не смогло полностью вытеснить язычество в славянской душе и утвердиться в «чистом», ортодоксально‑догматическом виде.
Крещение Руси имело большое значение для русского народа, во многом определило его историческую судьбу, особенности культуры, национальный психотип и ментальность. «Величайший духовный и политический переворот нашей планеты – есть Христианство», – писал в своё время А.С. Пушкин. Таким переворотом в жизни Древней Руси и было, вне всякого сомнения, принятие христианской религии. Христианство пришло на Русь из Византии в конце X в., т. е. когда уже произошло фактическое разделение христианской церкви на западную, римско‑католическую, и восточную, греко‑православную (официальное разделение двух христианских церквей произошло в 1054 г.). Именно в восточном, греко‑православном варианте и утвердилось христианство на обширной территории Руси. Его отличие от римско‑католической церкви заключается, главным образом, в неизменности хранения учения Иисуса Христа и апостолов в том виде, в каком оно было изложено в Священном Писании, Святом Предании и древних символах христианской церкви. Не случайно слово «православие» (от греч. – ортодоксия) на русской почве; приобрело смысл «верное учение» и таким образом противопоставлялось западному римско‑католическому христианству.
Обратим внимание также на то, что католическая церковь сразу строилась отдельно от государства, как самостоятельная и самодостаточная структура, а папы боролись со светской властью (правда, с переменным успехом), Православная же церковь с самого начала являлась частью государства, и если пыталась бороться с властью, то неизменно терпела поражение. Кроме того, если западная церковь с самого начала объединяла самостоятельных и разнородных индивидуумов, то православная церковь собирала под своё крыло послушников, членов одной «соборной семьи». В результате под воздействием католической церкви на западе были созданы основы общества, где каждая личность самоценна и самодостаточна, а под влиянием восточной, православной церкви сформирован идеал государства – собора и нации – как одной семьи, где все связаны между собой и представляют ценность лишь как органичная часть единого целого.
Принятие христианства содействовало более быстрому отмиранию пережитков родового строя, ускорило становление и развитие феодальных отношений в Киевской Руси. Оно способствовало единству древнерусского государства, укрепило власть князей и бояр. Церковь, с самого начала ставшая государственной идеологией, учила людей, что великий князь управляет народом по воле Бога («Всякая власть от Бога»). При этом церковь присваивает великому князю все основные атрибуты византийских императоров. И государство, нужно сказать, щедро одаривало служителей церкви за эту поддержку, за проповедь смирения и покорности, которую вела православная церковь среди народа, выделив им десятую часть («десятину») своих немалых доходов. Церковные иерархи – митрополит и епископы – владели землями, сёлами и городами. В результате высшее духовенство, как мы уже отмечали, становилось органичной частью господствующего класса русского феодального общества. Забегая вперёд, скажем, что сложившиеся в тот период взаимоотношения государства и православной церкви определили их принципиальное развитие на столетия.
Крещение Руси имело и большое международное значение, так как ставило Русь в один ряд с другими христианскими народами Европы (к концу X в. почти все европейские государства приняли христианство как государственную религию).
Что касается сферы духовной жизни, то православное христианство внесло в языческие верования и мироощущения восточных славян совершенно новые понятия и образы, новые представления об окружающем, их мире, мес те и роли в нём человека. Православная религия изменила весь образ жизни славян, оказала огромное влияние на развитие славянской культуры, духовного облика народа. Так, если в языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось всё земное, природное, материальное, то христианское искусство воспевало победу духовного начала, утверждало высокие подвиги человеческой души, идеалы и нравственные принципы христианства.
И ещё один важный аспект, связанный с принятием православия. Вместе с христианством на Русь стало широко проникать византийское, а через него и греческое культурное влияние. Однако заимствование культурных достижений Византии, так же как и других стран и народов (например, иудейского Хазарского царства, а через него и арабов‑мусульман, язычников‑норманнов), осуществлялось на Руси не механически, а на основе их творческой переработки и изменений под воздействием богатых и самобытных культурных традиций восточных славян, эстетических представлений народа. В результате перенесённые на русскую почву духовные ценности приобретали совсем иные черты, начинали, по существу, новую жизнь. Важным фактором передачи и восприятия этих культурных достижений стала письменность на славянском языке.
Созданная византийскими монахами Кириллом и Мефодием во второй половине IX в., славянская письменность, которую они приспособили к сложным и богатым звукам славянского языка, пришла па Русь из Болгарии, прежде всего благодаря распространению и переписке церковных книг. Через славяноязычную литературу, а также греческие книг» Русь приобщилась к античной, византийской, ближневосточной, раннехристианской и собственно славянской христианским культурам.
Именно в это время, т. к. уже и XI в., возникает оригинальная русская литература, ставшая, пожалуй, самой значительной сферой русской средневековой культуры, Назовём здесь некоторые из литературных произведений этого периода, дошедшие до нас: «Остромирово Евангелие», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Повесть временных лет» летописца Нестора. Создание летописных сводов и других историко‑литературных произведений – убедительное свидетельство становления древнерусской народности и развития национального самосознания.
В «Повести временных лет», например, которая начинается знаменитой фразой «Откуда есть пошла Русская земля…», содержится глубоко выстраданное поколениями людей обращение к князьям прекратить рознь и распри, не губить междоусобицами землю Русскую, которую приобрели мы и деды наши «трудом великим и храбростью». Вся она проникнута патриотическим настроением и чувством единства Руси. При этом происхождение Руси летописец показывает на фоне развития мировой истории, подчёркивая, что Русь – одно из европейских государств. В другом известном произведении, «Слове о законе и благодати», автор – митрополит Илларион – в яркой публицистической форме также изложил своё понимание места и роли Руси в мировой истории. Академик Б.Д. Греков так отмечал значение летописей: «Летописи – это один из самых ярких показателей высоты древнерусской культуры. Это не просто погодная запись событий… это законченный, систематизированный труд по истории русского народа и тех нерусских народов, которые вместе с русским народом были объединены в одно Киевское русское государство».
Одновременно в этот период ослабевает культурное взаимодействие Руси с западнославянскими соседями, которые восприняли христианство из Рима и, следовательно, попали в орбиту латиноязычной западноевропейской культуры. Культурные связи с Западной Европой расширяются во второй половине XII‑начале XIII в. Это время расцвета романского искусства на Западе и постепенного уменьшения византийского культурного влияния на Русь.
Встреча цивилизаций на территории Древней Русл обусловила взаимопроникновение различных культурных влияний и, несомненно, оставила глубокий след в самобытной культуре восточных славян, Однако, и это имеет принципиальное значение, Древняя Русь, находясь на перекрёстке западной и восточной цивилизаций, не вошла в русло ни той ни другой, а выработала (и выстрадала) свой самостоятельный путь развития. Вся история Древней Руси показывает, что она представляла собой особый оригинальный мир, особый евразийский тип культуры. Это бь<ло государство, которое обладало существенно отличающимися от других стран раннего средневековья формами организации политической власти, имело своеобразный тип материальной и духовной культуры, образ жизни и систему ценностей. Одним словом, являлось самобытной, самостоятельной цивилизацией. После распада древнерусского государства достижения и традиции этой оригинальной цивилизации не канули в Лету, а легли в основу становления и развития трёх народов, выделившихся из общерусского этноса – великороссов, украинцев и белорусов.
Среди князей, оставивших заметный след в истории и составивших славу Киевской Руси, следует назвать Владимира I, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Каждый из них внёс большой вклад в развитие и укрепление древнерусского государства. Важный шаг в своём развитии сделала Русь в период княжения Владимира I (980–1015). При нём в составе единого государства были объединены практически все земли восточных славян. Упрочилось внутреннее и международное положение Руси. Владимиру удалось решить одну из важнейших задач того времени: оградить молодое русское государство от постоянных и разорительных набегов многочисленных печенежских племён. В этих целях на южных границах Руси была создана целая система оборонительных укреплений. В период княжения Владимира Святославича был создан и первый летописный свод. Наконец, именно при Владимире I было принято христианство.
Церковь причислила князя Владимира к лику святых и назвала «равноапостольным». Русский историк С.М. Соловьёв обращает внимание также на такие качества князя Владимира, как добро та, мягкость, щедрость, человеколюбие: «…Постоянно всякий нищий и убогий мог приходить на княжий двор и получать питьё, кушанье и деньги из казны. Мало этого, князь говорил; «Ведь больные и слабые не могут доходить до моего двора», потому велел сделать телеги, накладывать на них хлеб, мясо, рыбу, овощи разные, мёд, квас и развозить по городу, спрашивая: «Где больные и нищие, кто ходить не может?» – тем и раздавали всё это. И остался князь Владимир в народной памяти с прозванием «Красное Солнышко».
Ко времени княжения Владимира Святого – времени единства и силы Русского государства, его успешной борьбы с кочевниками – относится возникновение и развитие нового эпического жанра – героического былинного эпоса, который явился вершиной устного народного творчества. Однако в центре былинного эпоса не великий киевский князь (хотя ему и отводится почётное место), а герои‑богатыри, олицетворявшие сам народ. Среди них самый популярный и любимый в народе Илья Муромец, простой крестьянский сын, мужественный и могучий воин‑патриот, защитник «вдов и сирот» земли Русской. Идеи, пронизывающие всё содержание былинного эпоса, – идеи единства и величия Руси, патриотизма и служения своей родине, гордость за неё – сохранились в былинах и в последующие времена. На протяжении многих веков они вдохновляли русский народ на борьбу против иноземных захватчиков, вселяя в него силу и укрепляя веру в победу над врагом.
Своего высшего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019–1054), великом русском князе‑просветителе, названном так за свою многогранную деятельность. Ярослав Мудрый много сделал для внутреннего устройства государства. Он основал город Ярославль на Волге и город Юрьев (ныне эстонский город Тарту) на земле племени чудь, укрепил южную границу Руси, окончательно ликвидировал угрозу нападении кочевииков‑печенегов. При нём Киев стал важнейшим очагом древнерусской культуры и крупнейшим ремесленно‑торговым центром. По примеру Царьграда (Константинополя) Ярослав Мудрый построил в центре Киева прекрасный Софийский собор, организовал школу, готовившую богословов, философов, медиков и юристов. Великий князь был образованным человеком, много читал и собирал книги.
Он повелел переводить книги с греческого языка на славянский, а также переписывать уже переведенные книги и давать их читать всем, кто пожелает. Ко времени Ярослава Мудрого относится и появление первого написанного гражданского правового кодекса, вошедшего в русскую историю под символическим названием «Русская Правда». Дополненная впоследствии его сыновьями, обросшая множеством статей (первоначально их было 17), она стала называться также «Правдой Ярославичей» (её название в оригинале – «Суд Ярослава Владимировича. Русский закон»). Летописец так сравнивает дело Ярослава Мудрого с деяниями его отца Владимира Святого: «Как один вспашет землю, другой посеет, а третьи жнут и едят хлеб, так и Владимир вспахал и умягчил землю, т. е. просветил её крещением; Ярослав насеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, принимая книжное учение».
При Ярославе Мудром существенно расширились политические, хозяйственные и культурные связи Руси со многими государствами Запада и Востока. Короли западноевропейских государств стремились породниться с великим русским князем, установить с ним дружеские отношения. Достаточно сказать, что сын Ярослава Мудрого Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина IX Мономаха, а дочери вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.
Ярослав умер в 1054 г., передав пятерым своим сыновьям различные русские города и земли в нераздельное владение, при этом старший сын получил главное – Киевское княжество. По словам летописца, перед смертью Ярослав Мудрый сказал сыновьям: «Любите друг друга, потому что вы братья родные… Если будете жить в любви между собою, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть ДРУГ Друга, ссориться, то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим». Пророческие слова! Оставив Киев старшему своему сыну Изяславу и разделив остальные города и земли между другими сыновьями, он наказал им не выступать из пределов этих земель, не выгонять из них друг друга. Однако, несмотря на этот наказ, после смерти Ярослава в Киевской Руси начались ожесточённые междоусобные войны князей за великий киевский престол и привилегии, за лучшие города и земли, участились восстания городских низов и смердов против притеснений бояр. На некоторое время эти усобицы удалось остановить благодаря усилиям внука Ярослава Мудрого, сына Всеволода Ярославича и византийской принцессы, Владимира Мономаха.
Умный, энергичный и мужественный человек, пользовавшийся большим уважением в народе, он, став великим князем (1113–1125), подчинил своей власти всех князей, вновь восстановил и укрепил единство Киевской Руси, дал решительный отпор половцам. С именем Владимира Мономаха связывают появление на Руси знаменитой шапки Мономаха – короны русских царей и знака преемственности власти русских государей от византийских императоров.
Владимир Мономах был одним из самых просвещённых людей своего времени, автором «Поучения детям», «Устава», ставшего частью «Русской Правды», и других работ, В своём «Поучении детям» Владимир Мономах писал, в частности: «Тремя добрыми делами побеждается враг наш, дьявол; покаянием, слезами и милосердием; Бога ради, не ленитесь, дети мои, не забывайте этих трёх дел: они не тяжки… Больше же всего не забывайте убогих, а особенно сирот». При нём была составлена «Повесть временных лет» – источник многих наших знаний о Древней Руси. Как и Ярослав Мудрый, он укреплял международные связи Руси, в том числе используя в этих целях заключение политических браков. Сыну Владимира Мономаха, Мстиславу Великому, ещё удавалось сохранять единство Руси, однако центробежные силы оказались непреодолимыми. После его смерти междоусобицы вспыхнули с новой силой, что привело в итоге к распаду единого государства на несколько самостоятельных княжеств.
Материал создан: 30.09.2015