Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Этническое самоопределение

Этническое самоопределение является важнейшим этапом становления человека как личности, так как этническая идентичность напрямую связана с социумом в котором человек находится или хочет находиться: индивидууму необходимо найти свое место в определенной социальной группе, которая будет гарантировать ему защищенность и личные претензии на иерархическое положение и статус.

Формирование этнической идентичности — это результат самоопределения человека в этнокультурном пространстве. Рефлексируя, то есть осмысливая личный опыт и опыт других людей, человек актуализирует для себя ту или иную гражданскую и этническую идентичность. Можно уверенно сказать, что самопознание, исследование и принятие самого себя как представителя определенного народа — это и есть суть этнического самоопределения.

Этническое самоопределение — это путь самопознания, исследования и принятия самого себя как представителя определенного народа.

На процесс этнического самоопределения влияют несколько факторов, которые стимулируют человека к принятию того или иного решения относительно своей идентичности, но особое внимание стоит обратить на этнический состав семьи в которой родился человек.

У людей родившихся в моноэтническом браке, то есть когда отец и мать принадлежат к одному этносу или народу, этническое самоопределение почти всегда проходит без душевных метаний и травм: ребенок априори идентифицирует себя с этносом родителей. Если же ребенок появился на свет в смешанной по национальному составу семье, то формирование этнической идентичности станет весьма непростым процессом. Причем у ребенка будет несколько вариантов:

  1. Ребенок выбирает идентичность, соответствующую национальной принадлежности одного из родителей. При этом даже в одной семье у детей могут быть различные варианты этнической идентичности: девочка может выбрать национальность отца, а мальчик будет соотносить себя с национальностью матери.
  2. У ребенка формируется идентичность, соответствующая какой-то иной группе, обладающей в данном обществе высоким статусом. Тут стоит вспомнить как во времена СССР очень многие люди старались записать себе в паспорт национальность "русский", хотя по рождению не относились к этому народу. Например, ребенок имеющий папу удмурта и маму немку считал себя русским. В данном случае решающее значение имеет "выгодность" той или иной этнической идентичности, которая в будущем могла дать определенные социальные преференции.
  3. Биэтническая идентичность подразумевает собой, что ребенок осознает себя представителем двух культур одновременно, что тоже несет в себе оттенок меркантильности: у человека всегда есть возможность представить себя ближайшему окружению и обществу то представителем одного народа, то другого — в зависимости от степени выгодности ситуации. Такое социальное явление характерно было и для прошедшего советского периода и для текущего постиндустриального этапа развития общества, когда дух космополитизма пронизал все сферы деятельности современного человека.
  4. Маргинальная идентичность означает серьезные проблемы с этническим самоопределением — она демонстрирует полную этнокультурную и социальную размытость и неопределенность человека в окружающем его мире. Типичным примером можно назвать определение самого себя как "человек мира", то есть индивид не чувствующий себя личностно привязанным ни к одному народу или этносу. Такой социокультурный феномен напрямую связан с пропагандой личной свободы возведенной в ранг самоцели и присущ исключительно постиндустриальному обществу.

В заключение, следует уточнить, что процесс этнического самоопределения крайне важен не только для конкретного человека, но и для народа, этноса и для государства. Общество у членов которого нарушена или уничтожена связь поколений, у членов которого преобладает маргинальная этническая идентичность очень подвержено манипулятивным действиям извне, также, такое общество несет в себе высокий потенциал саморазрушения — ибо позитивная и четко спозиционированная этническая идентичность является самой конструктивной основой межкультурного, межнационального и межконфессионального взаимодействия.

Материал создан: 21.04.2014



Хронология доимперской России