Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Глиэр Рейнгольд Морицевич

советский композитор, музыкально-общественный деятель. 1875_1956

Рейнгольд Морицевич Глиэр (Рейнгольд Эрнест Глиэр) родился 11 января 1875 года в Киеве. Род Глиэров происходит из принявших лютеранство евреев. Отец – Мориц Глиэр переселился в Киев из немецкого города Клингенталя. Он был мастером по производству медных духовых инструментов, а в Киеве был владельцем музыкальной мастерской. Мать – Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак.

В 1894 году Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н.Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали). В 1900 году окончил Московскую консерваторию, в 1906–1908 году брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии и по возвращении в Россию начал выступать как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.

В начале 1900-х годов был активным участником собраний Беляевского кружка в Петербурге. Это группа музыкантов-композиторов, исполнителей, собиравшихся в 1880–1890 годах на музыкальных вечерах в доме лесопромышленника, музыканта и мецената Митрофана Петровича Беляева, так называемые «беляевские пятницы». Признанным центром кружка был Римский-Корсаков, постепенно его первенство стали разделять Глазунов и Лядов. Исполнялись на этих вечерах – преимущественно любительским квартетом, в котором сам Митрофан Беляев играл на альте, – наряду с классическими произведениями иностранной музыки и только что написанные сочинения русских композиторов. Большое число мелких отдельных пьес, нарочно для Беляевских пятниц написанных, изданы затем Беляевым в двух сборниках под заглавием «Пятницы». По пятницам разыгрывались и сочинения, присылавшиеся ежегодно на конкурс, учреждённый Беляевым при Санкт-Петербургском обществе камерной музыки. Активная общественная, издательская, концертная деятельность, связанная с этим кружком, сделала его заметным художественным явлением в жизни столицы. Во многом благодаря общению с Глазуновым, Рахманиновым, Римским-Корсаковым Глиэр сформировался как композитор.

С 1901 года Глиэр преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе Гнесиных. Частным образом преподавал Г.-Н.Я. Мясковскому и С.С. Прокофьеву.

С 1910 систематически выступал как дирижёр.

С 1914 года директор Киевской консерватории.

В 1920–1922 годах заведует музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920–1923 годах член этнографической секции Пролеткульта. Пролеткульт – это массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения. По данным 1920 года, в рядах организации насчитывалось около 80 тысяч человек, были охвачены значительные слои рабочих, издавалось 20 журналов. Целью организации декларировалось развитие пролетарской культуры. По мнению идеологов Пролеткульта, любое произведение искусства отражает интересы и мировоззрение только одного класса и поэтому непригодно для другого. Следовательно, пролетариату требуется создать «свою» собственную культуру с нуля. Лозунг Пролеткульта звучал: «Искусство прошлого – на свалку!» Пролеткульт решал две задачи – разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Вторая задача так и не вышла за рамки неудачного экспериментаторства. Нарком просвещения Луначарский поддерживал Пролеткульт, Троцкий же отрицал существование «пролетарской культуры» как таковой. С критикой Пролеткульта выступил В.И. Ленин.

В 1920–1941 годах Глиэр работает профессором в Московской консерватории по классу композиции, является доктором искусствоведения.

С 1930 года выступает с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938–1948 годах является председателем Оргкомитета Союза советских композиторов СССР Это единое творческое объединение советских композиторов и музыковедов. Возник на основании Постановления партии от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». До 1948 года работой ССК СССР руководил Оргкомитет. Первый съезд Союза композиторов состоялся 19–25 апреля 1948 года в Москве. Председателем Союза композиторов СССР на этом съезде был избран Борис Асафьев.

Глиэр является автором первых советских балетов, в том числе «Красный мак» («Красный цветок»), «Комедианты», «Медный всадник», «Тарас Бульба».

Рейнгольд Глиэр – единственный российский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России – премией имени М.И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России – Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.

Умер 23 июня 1956 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Материал создан: 14.07.2015



Хронология доимперской России

Русская блогосфера

Русская блогосфера. Материалы русских блогеров.
Этническая психология — междисциплинарная наука, в основе которой лежат этнография (этнология) и психология. Это "наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях". В нашей стране - это прикладная наука.
Telegram-канал Сыны Монархии
1854, август, Оборона Петропавловска-Камчатского от англо-французского десанта.
Реклама в Российской Империи
Известные русские
Никитин Афанасий, 1-я пол. XV века — ок. 1475, город Тверь, Великое княжество Тверское. Известен своим путешествием по Персии, Индии и Турецкому государству в 1468-1474 годах. Впечатления от путешествия он описал в книге "Хождение за три моря".
В России проживает около 190 народов и по этой цифре можно смело утверждать что Российская Федерация — это многонациональное государство. Все они находятся в тесном и противоречивом взаимодействии друг с другом, одновременно, дополняя и влияя один на другой. Но далеко не все из них находятся в теме "межнациональный конфликт", то есть в фазе, той или иной степени, вражды между собой.
Покровский храм в станице Орджоникидзевская, Ингушетия