Я русский

что значит быть русским человеком

Гнесины

  1. Евгения Фабиановна, в замужестве Савина (1870–1940),
  2. Мария Фабиановна (1871–1918),
  3. Елена Фабиановна (1874–1967),
  4. Елизавета Фабиановна, в замужестве Вита-чек (1879–1953),
  5. Ольга Фабиановна, в замужестве Александрова (1885–1963),
  6. Михаил Фабианович (1883–1957)..

российские музыканты, основатели музыкального училища

Сестры и брат родились в Ростове-на-Дону в семье Фабиана Осиповича Гнесина, раввина. Мать Белла Исаевна Флетзингер-Гнесина, певица, ученица польского композитора С. Монюшко.

Крестившиеся дочери ростовского раввина были обласканы судьбой.

Своё музыкальное образование сестры начинали в Ростове-на-Дону. В семье Гнесиных постоянно звучала музыка.

Когда Евгении исполнилось 14 лет, родители отправили ее поступать в Московскую консерваторию. Евгения Фабиановна окончила в 1889 году фортепьянный факультет консерватории, занималась также композицией с А.С. Аренским и С.И. Танеевым. Была тесно связана с кружком любителей литературы и искусства, которым руководил молодой купеческий сын Константин Алексеев – в будущем К.С. Станиславский.

Мария окончила Московскую консерваторию по классу Н.Е. Шишкина в 1895 году.

Рядом с сестрами в консерватории обучались высокоодарённые музыканты, ставшие впоследствии гордостью русского искусства: А.Н. Скрябин и С.В. Рахманинов, многие знаменитые русские пианисты и композиторы.

Елена Фабиановна поступила в Московскую консерваторию по классу фортепиано. Среди ее преподавателей также были знаменитые композиторы А.С. Аренский и С.И. Танеев. В 1893 году Елена закончила обучение в консерватории (с серебряной медалью) и стала заниматься педагогической и концертной деятельностью. Она концертировала как солирующая пианистка, ансамблистка и аккомпаниатор, выступая в этом качестве с Л.В. Собиновым и П.А. Хохловым.

И вот, у старших сестёр возникла идея объединить свои усилия в области педагогики, и было решено создать своё музыкальное учебное заведение, как только Мария завершит консерваторский курс. Сёстры сначала организовали музыкальную школу. Пока школа располагала только одним роялем (на приобретение второго просто не было средств).

В начале февраля 1895 года в Москве открылось «Училище сестёр Е. и М. Гнесиных» (под «Е» подразумевались Евгения и Елена, под «М» – Мария). Все организационные дела по училищу взяла на себя Елена. Сначала педагогический коллектив состоял только из трёх сестёр Гнесиных. Но уже в 1901 году, окончив консерваторию, в этот коллектив влилась четвёртая сестра, Елизавета, и появился класс скрипки.

Одной из первых выпускниц училища была самая младшая сестра Ольга (она обучалась у Елены Фабиановны), которая тоже стала преподавать в училище. Ольга, кроме музыки, серьёзно занималась живописью.

Сёстры не только вели специальные классы игры на фортепиано и скрипке, но и теоретические, хоровые, ансамблевые, причём этим дисциплинам придавалось очень большое значение, чем училище Гнесиных существенно отличалось от других частных учебных заведений Москвы.

Елена преподавала методику игры на фортепиано, вела она и хоровой класс, в котором объединялись все учащиеся.

Евгения преподавала как фортепиано, так и детское сольфеджио, а Елизавета вела классы скрипки, камерного ансамбля, а затем и сольфеджио.

Вскоре училище молодых сестёр получило такую известность, что в него стали поступать взрослые ученики, готовившиеся к дальнейшей учёбе в консерваториях – Московской, Петербургской, Лейпцигской. Сёстры стали привлекать для преподавания музыкантов, в чьей квалификации и добросовестности они были уверены. Такими преподавателями стали выдающиеся композиторы Р.М. Глиэр, А.Т. Гречанинов, известная пианистка Е.А. Бекман-Щербина.

В 1919 году по решению Луначарского, училищу был придан статус Государственной музыкальной школы, которая в 1925 году была преобразована в Государственный музыкальный техникум имени Гнесиных.

В техникуме стал преподавать ещё один Гнесин – композитор Михаил Фабианович, ученик Римского-Корсакова и А.К Лядова. К тому времени он основал в Ростове-на-Дону музыкальную школу (ныне его имени) и Донскую народную консерваторию (1920–1921 годы). В 1923 году он был инициатором создания кафедры композиции в Музыкальном училище своих сестер.

В связи с интересом к фольклору Востока Гнесин посетил Палестину и другие страны. Он считается одним из зачинателей профессиональной еврейской композиторской школы в России. В 1914 и 1922 годах он побывал в Эрец-Исраэль, знакомясь с религиозным и светским музыкальным фольклором еврейских общин, что повлияло на его композиторское творчество.

Еврейская тематика занимает у него всегда особое место. Профессор композиции Московской (1925–1936 годы) и Ленинградской (1935–1944 годы) консерваторий, заведующий кафедрой композиции Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (1944–1951 годы).

Всю жизнь Михаил Гнесин «разрывался» между преподавательской, просветительской деятельностью и сочинительством. Любовь к фольклору разных народов, к истории их культур выразились в написании Гнесиным мелодичных лиричных произведений на азербайджанские, адыгейские, казахские, дагестанские, туркменские, украинские интонации.

Но вновь и вновь возвращался композитор к родным еврейским мотивам.

Ему принадлежат опера-поэма «Юность Авраама», сюита из музыки к пьесе Гоголя «Ревизор» – «Еврейский оркестр на балу у городничего», симфоническая фантазия (1919 год), Вариации на еврейскую тему для струнного квартета (1916 год), «Страницы из Песни Песней» (1919 год), «Пляски галилейских рабочих» для оркестра (1923 год), вокальный цикл «Повесть о рыжем Мотеле» (1929 год) на стихи Иосифа Уткина, Элегия-пастораль памяти еврейского поэта О. Шварцмана для фортепианного трио (1940 год), фортепианное трио «Памяти наших погибших детей» (1943 год).

В конце 1940-х годов пришло время борьбы с космополитизмом, на него стали писать доносы, и Гнесин, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии, композитор, дважды лауреат премии имени Глинки, педагог с 45-летним стажем, вынужден был уйти из института.

В 1936 году техникум был преобразован в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных. Ныне это Российская академия музыки (РАМ) имени Гнесиных – высшее музыкально-педагогическое учебное заведение.

Елена Фабиановна была директором, художественным руководителем, профессором училища, а с 1944 года – Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Она развивала лучшие традиции русской пианистической школы. Её известными учениками были пианист Л. Оборин, композитор А. Хачатурян, дирижёры Е. Светланов, Г. Рождественский, И. Гусман.

Квартира, где проживали сёстры Елена и Ольга Гнесины, находилась в здании академии. После смерти Елены Фабиановны Гнесиной, которая прожила в этой квартире последние восемнадцать лет жизни, в 1969 году был создан мемориальный музей. В музее полностью сохранена обстановка, архив и библиотека Гнесиной. Квартира Елены Фабиановны является выявленным объектом культурного наследия.

С 1929 по 1932 год в техникуме обучался Т.Н. Хренников, который с 1948 по 1991 год бессменно занимал должность первого (генерального) секретаря Союза композиторов СССР. Он писал: «Я преклоняюсь перед семьёй Гнесиных, их общественная и преподавательская деятельность имеет огромнейшее значение для развития русской музыкальной культуры… Их влияние колоссально, они по сути дела определили развитие музыкальной культуры России, музыкального образования в нашей стране».

Все Гнесины похоронены на Новодевичьем кладбище.

Материал создан: 14.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта