Я русский

что значит быть русским человеком

Шнитке Альфред Гарриевич

советский и российский композитор. 1934–1998

Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельс в Республике немцев Поволжья в смешанной еврейской и немецкой семье, сын еврея и немки. Его отец, Гарри Викторович Шнитке, родился во Франкфурте-на-Майне. Мать, Мария Иосифовна Фогель, происходила из немецких колонистов. Первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски.

В 1943 году отца будущего композитора призвали на фронт, а Альфред с младшим братом были отправлены в Москву, где жили у деда и бабушки по отцовской линии – инженера Виктора Мироновича и редактора Теи Абрамовны Шнитке. Теа Абрамовна (ур. Кац) работала редактором в Государственном издательстве иностранной литературы, занималась немецкой филологией и переводами на немецкий язык.

Музыкальное образование для Альфреда Шнитке началось в 1946 году в Вене, куда его отец был командирован после Великой Отечественной войны корреспондентом и переводчиком.

По возвращении в Москву в 1948 году семья поселилась в подмосковной Валентиновке. Отец занимался переводами советской литературы на немецкий язык для издательства литературы на иностранных языках «Прогресс».

В 1958 году Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу Е. Голубева и продолжал учиться у него в аспирантуре.

С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в Московской консерватории, зарабатывал себе на жизнь в основном сочинением музыки к фильмам, в частности «Вызываем огонь на себя», «Похождения зубного врача», «Шестое июля», «Балерина на корабле», «Ночной звонок», «Вальс», «Белорусский вокзал», «Дядя Ваня».

Альфред Шнитке – один из главных представителей советского авангарда. Автор опер: «Жизнь с идиотом», «Джезуальдо», «История доктора Иоганна Фауста»; балетов «Жёлтый звук», «Пер Гюнт», Концерта для смешанного хора на стихи Г. Нарекаци, «Стихов покаянных» для смешанного хора на древнерусские тексты к 1000-летию крещения Руси, девяти симфоний (Девятая – незаконченная), шести concerti grossi, ряда оркестровых сюит, ораторий и кантатораторий.

Долгое время дирижер Геннадий Рождественский был единственным исполнителем оркестровой музыки Альфреда Шнитке, в частности, в 1974 году в Горьком именно под его управлением состоялась премьера Первой симфонии композитора.

Мировая известность пришла к Шнитке раньше, чем известность в Советском Союзе. В 1979 году А. Жюрайтис (литовский и российский дирижёр, дирижёр Большого театра) опубликовал клеветническую заказную статью в «Известиях» под названием «В защиту «Пиковой дамы». Он резко выступил против постановки в парижском Гранд-Опера оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» в оригинальной интерпретации режиссёра Юрия Любимова при музыкальной обработке Альфреда Шнитке. Он писал: «Все, кому дорого великое наследие русской культуры, не могут не протестовать против безнравственности в обращении с русской классикой и не осудить инициаторов и участников издевательства над шедевром русской оперы».

Исполнение многих сочинений Шнитке было запрещено, однако под давлением лучших советских музыкантов запрет был снят. Шнитке, записавшийся в паспорте евреем, принявший католичество, но завещавший похоронить себя по православному обряду, был увлечен экуменическими идеями, которые выразились в 4-й симфонии (1984 год), построенной на взаимодействии различных интонационных систем, соответствующих православной, католической, лютеранской и еврейской литургиям. В 1986 году ему была присуждена Государственная премия РСФСР (за музыкальные произведения).

В 1988 году получил премию «Ника» за лучшую музыку к фильму (фильм «Комиссар»).

В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской консерватории.

В 1995 году Шнитке была присуждена Государственная премия Российской Федерации.

В последние годы жизни композитор перенёс три инсульта, но тем не менее до конца сохранял творческую активность.

Шнитке скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года.

Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Материал создан: 14.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта