Я русский

что значит быть русским человеком

Утесов Леонид Осипович - Лазарь Лейзер Иосифович Вайсбейн

советский эстрадный артист. 1895–1982

Леонид Осипович Утёсов (Лазарь (Лейзер) Иосифович Вайсбейн) родился 21 марта 1895 года в Одессе в многодетной еврейской семье мелкого коммерсанта Осипа (Иосифа) Калмановича Вайсбейна и Малки Моисеевны.

Леонид учился в Одессе в коммерческом училище, откуда в 1909 году был отчислен за плохую успеваемость и низкую дисциплину. После непродолжительной работы в бродячем цирке (в качестве гимнаста) вернулся в Одессу, где учился играть на скрипке. В 1912 году устроился в Кременчугский театр миниатюр и взял сценический псевдоним Утесов. Как рассказывал Леонид Осипович: «… я решил взять себе такую фамилию, какой никогда ещё ни у кого не было, то есть просто изобрести новую. Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности… Утёсов? – мелькнуло у меня в голове… Да, да! Утёсов! Именно Утёсов!»

В 1913 году поступил в одесскую труппу Розанова, до революции играл в ряде театров.

В 1917 году Утёсов победил в конкурсе куплетистов в Гомеле и поехал в Москву, где выступал в столичном саду «Эрмитаж». 26 октября 1898 года в театре «Эрмитаж» премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» был открыт Московский художественный общедоступный театр под руководством Станиславского и Немировича-Данченко. На этой же сцене состоялись премьеры пьес Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня». Здесь ставились оперные спектакли труппы Мамонтова, в качестве дирижера Русской частной оперы дебютировал Рахманинов. Проходили бенефисы Шаляпина, пели Собинов, Нежданова, Вяльцева, Вавич.

Здесь гастролировали Сара Бернар, Эрнесто Росси, Густаво Сальвинии. Тут выступала выдающаяся русская балерина Анна Павлова.

В 1919 году Утёсов впервые снялся в кино. В 1921—28 годах играл в таких театрах, как Театр революционной сатиры (Москва), Театр музыкальной комедии, Палас-театр, Свободный театр (Ленинград), «Маринэ» (в Риге). В 1925 году снялся в двух фильмах.

В 1928 году, будучи в турпоездке с семьей в Париже, Утёсов услышал американский джаз-оркестр Теда Льюиса, который поразил его тем, что потом сам Утёсов называл «театрализацией».

По возвращении в Ленинград он создал собственный «Теа-джаз», первое выступление которого состоялось 8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра.

Успех был значительным, и с этого момента Утёсов стал руководителем (первый год вместе с трубачом Яковом Скоморовским) джаз-оркестра. Тогда коллектив Утёсова исполнял западные шлягеры и специально написанные инструментальные композиции и песни, которые постепенно заняли основное место в программах оркестра. Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утесов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Разыгрывались разнообразные сценки между музыкантами и дирижером. Все выступление было режиссерски объединено, начиная со знакомства с публикой и кончая прощальной песней «Пока», для трансляции которой использовались киноэкран и репродукторы, установленные на фасаде концертного здания.

Большую роль в становлении Утёсова как музыканта и артиста сыграла его личная и творческая дружба с композитором Дунаевским, написавшим для «Теа-джаза», в частности, джазовые «рапсодии» – обработки русских, украинских и еврейских (на идиш) песен, а также немало песен на стихи современных советских поэтов. В начале 1930-х годов поэт-песенник Лебедев-Кумач по просьбе Утесова написал новые тексты для песен. Вторая программа оркестра «Джаз на повороте» (1930 год) состояла из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырех рапсодий, написанных Дунаевским, – «Русской», «Украинской», «Еврейской» и «Советской». По-новому зазвучали популярные мелодии «Во субботу день ненастный», «Виют витры» и другие. В дальнейшем Утесов часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий народов СССР, объясняя это так: «Если у американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?»

В 1933 году в репертуаре коллектива появляется пьеса «Музыкальный магазин». В одной из сцен оркестр пародировал механизированный, бездушный джаз, исполняя переложенные Дунаевским в ритме фокстрота арию индийского гостя из «Садко» Римского-Корсакова, «Сердце красавицы» из «Риголетто» Верди и некоторые темы из «Евгения Онегина» Чайковского.

Следующая программы оркестра – «Кармен и другие» – продолжала успешные интерпретации джазом классической музыки. В ней комически обыгрывались эпизоды известной оперы музыкой Бизе.

В 1934 году вышел на экраны кинофильм «Весёлые ребята» с Утёсовым в главной роли и с участием его оркестра (музыку к картине писал Дунаевский, тексты песен – Лебедев-Кумач). Песни обрели большую популярность. Проходивший в Лондоне конгресс мира и дружбы с СССР (1937 год) заканчивался под «Марш веселых ребят».

В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил программу в двух отделениях «Песни моей Родины». В первую часть вошли песни о гражданской войне («Тачанка», «Полюшко»), вторую составили лирические и комедийные песни. Программа шла несколько лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны.

В 1938 году Утесов в качестве художественного руководителя выпустил спектакль «Два корабля», в котором прозвучали песни «Варяг», «Раскинулось море широко», «Моряки», «Краснофлотский марш», «Баллада о неизвестном моряке».

В 1939 году написал свою первую книгу «Записки актера».

Играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте «Пароход», который по праву считается прообразом современных видеоклипов.

В 1941 году оркестр Утесова репетировал новую программу «Напевая, шутя и играя» в московском «Эрмитаже».

Началась война. Оркестр в короткий срок создает первую военную программу «Бей врага!», в которой наряду с уже известными песнями звучат новые произведения: «И не раз и не два мы врага учили», «Партизан Мороз-ко», «Привет морскому ветру». За первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте, постоянно включая в программу новые песни: «Жди меня», «В землянке», «Темная ночь», «Одессит Мишка», сатирические антифашистские частушки «Гадам нет пощады!» Неоднократно во время таких поездок оркестр попадал в опасные ситуации, под бомбёжки.

В июне 1942 года Леониду Утесову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР

Вторая программа военных лет явилась откликом на начало серьезных успехов Красной армии. В нее были включены песни: «Прощание», «Пароход», «Десять дочерей», «Два друга», «Песенка военных корреспондентов», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?»

В 1944 году оркестр представил новую джаз-фантазию «Салют», в которой прозвучали отрывки из симфонических произведений, свыше двадцати старых и новых песен, лирические и сатирические интермедии.

9 мая 1945 года при огромном стечении народа Утесов выступил с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве.

К 800-летию Москвы в 1947 году утесовский коллектив подготовил оркестровую фантазию «Москва», в финале которой впервые исполнялась песня Дунаевского «Дорогие мои москвичи!» Дочь Утесова, Эдит Леонидовна, которая с 1936 года была солисткой его оркестра, в дуэте с мужем режиссёром Альбертом Гендельштейном исполняла эту песню.

В 1952 году появилась программа «Музыка толстых», центральное место в которой занимала сатира на международные темы. 25-летие коллектива (1954 год) было отмечено эстрадным спектаклем «Серебряная свадьба», в котором среди прочих Утесов исполнил одно из последних произведений Дунаевского «Я песне отдал все сполна». Песня вошла в фильм «Веселые звезды».

В марте 1960 года в Московском театре эстрады была представлена программа «Тридцать лет спустя». В ней, наряду с обычным репертуаром, оркестр исполнил сложные классические произведения – марш Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» и пьесу Дебюсси Reverie. Отличие от западного, якобы чисто танцевального джаза, подчеркивалось пародийным номером «Эволюция западного танца».

В 1965 году Леониду Утесову было присвоено звание народного артиста СССР. Он стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания.

В последние годы Леонид Осипович с оркестром не выступал (кроме единичных случаев, когда он исполнял по 1–2 песни). Утесов написал еще одну книгу «Спасибо, сердце!», руководил оркестром, много снимался на телевидении. В декабре 1981 года состоялось последнее выступление Утесова. Леонид Осипович говорил: «Я пою не голосом – я пою сердцем!»

Леонид Утёсов скончался 9 марта 1982 года в Москве.

Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

Материал создан: 14.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта