Я русский

что значит быть русским человеком

Шкловский Виктор Борисович

советский киновед и киносценарист. 1893–1984

Виктор Шкловский родился 24 января 1893 года в Санкт-Петербурге в семье преподавателя математики еврейского происхождения, впоследствии профессора Высших артиллерийских курсов Бориса Владимировича Шкловского и его жены Варвары Карловны, урождённой Бундель, русско-немецкого происхождения.

Старший брат Виктора Шкловского – Владимир Шкловский в 1919–1922 годах входил в Совет православных братств Петрограда, неоднократно арестовывался, был расстрелян в 1937 году. Другой брат, Николай Борисович, был расстрелян в 1918 году как правый эсер. Сестра – Евгения Борисовна умерла в Петрограде в 1919 году.

В художественно-мемуарной книге «Жили-были», вышедшей в 1962 году, Шкловский подробно пишет о своем еврейском происхождении, а также упоминает своих еврейских родственников – «дядю Исаака-путешественника» (Дионео) и «единокровного брата Евгения» – талантливого врача, убитого белыми.

Юность Виктор Шкловский провел в Петербурге. Хотя много читал, был исключён из школы за плохую успеваемость, впоследствии успешно закончил «снисходительную» гимназию. Ещё гимназистом стал печататься в журнале «Весна». Учился в Петербургском университете на историко-филологическом факультете, посещал лекции таких известных учёных, как академики Крачковский и Бодуэн де Куртенэ.

После начала Первой мировой войны осенью 1914 году ушел добровольцем в армию. Сменил несколько военных специальностей и в 1915 году вернулся в Петроград, где служил в школе офицеров-инструкторов.

В 1916 году Шкловский стал одним из зачинателей «Общества изучения теории поэтического языка» (ОПОЯЗ), объединившего теоретиков формальной школы в литературоведении.

Принял активное участие в Февральской революции. Как помощник комиссара Временного правительства был направлен на Юго-Западный фронт, где 3 июля 1917 года лично возглавил атаку одного из полков, был ранен в живот навылет и получил Георгиевский крест 4-й степени из рук генерала Корнилова. Временным правительством был направлен в Персию, где организовывал эвакуацию российских войск и вернулся с ними в Петроград в начале 1918 года.

В Петрограде Шкловский работал в Художественно-исторической комиссии Зимнего дворца и активно участвовал в антибольшевистском заговоре эсеров. Когда заговор был раскрыт, Шкловский был вынужден покинуть Петроград и уехал в Саратов, некоторое время скрывался в психиатрической больнице.

В конце 1918 года Шкловский решил больше не участвовать в политической деятельности и в начале 1919 года вернулся в Петроград, где преподавал в Студии художественного перевода при петроградском издательстве «Всемирная литература» теорию литературы.

В 1922 году начались аресты эсеров, и Шкловский 4 марта 1922 года, спасаясь от ареста, бежал в Финляндию. Шкловский жил в Берлине с апреля 1922 до июня 1923 года.

С конца 1922 Шкловский начал просить о возвращении в СССР. Вернулся в сентябре 1923 года, жил в Москве.

Был близок к футуристам – В. Хлебникову, А. Кручёных, В. Маяковскому. Один из лидеров группы ЛЕФ.

Обращения Шкловского к еврейской теме немногочисленны, но в достаточной мере декларативны. В прозе Шкловского «еврейский элемент» выступает скорее элементом стиля.

Наиболее содержательные высказывания Шкловского о еврейском вопросе даны в его рецензии на фильм «Еврейское счастье», поставленном по рассказам Шалом Алейхема. Это еще немой фильм, снятый в СССР в 1925 году. Шкловский писал со скептическим отношением к сионистской идее создания еврейского государства в Палестине: «Сейчас уже видно, что из сионизма, из еврейского государства в Палестине выйдет только южный курорт для богатых евреев». Он с энтузиазмом высказывается об изменении социокультурного статуса евреев Советского Союза.

В 1927 году вышел снятый по заказу ОЗЕТа советский пропагандистский документальный фильм «Еврей на земле». Сценаристами были Маяковский и Шкловский, режиссером Абрам Роом. Фильм был посвящен теме освоения земель Крыма и северного Причерноморья еврейскими колонистами. ОЗЕТ – Общество землеустройства еврейских трудящихся; полное название – Всесоюзное общество по земельному устройству трудящихся евреев в СССР), организация (формально – общественная), ставившая целью привлечение советских евреев к земледельческому труду.

В картине показано, как еврейские колонисты заселяют причерноморские и крымские земли. Для более успешного освоения заброшенных земель создаются коммуны, наподобие кибуцев, живущие только своей внутренней колониальной жизнью. Еврейские колонисты и колонистки представлены как одна большая семья на фоне трудностей антисемитизма, вспыхнувшего в СССР в конце 20-х годов двадцатого столетия.

В начале 1942 года была создана общественная организация Еврейский антифашистский комитет (ЕАК). В конце войны руководством комитета активно обсуждались планы организации Еврейской советской республики в Крыму.

Осенью 1932 года Шкловский отправился в поездку на строительство Беломоро-Балтийского канала. На вопрос сопровождавшего его чекиста, как он себя здесь чувствует, Шкловский ответил: «Как живая лиса в меховом магазине».

Сын Шкловского погиб на фронте Великой Отечественной войны в 1944 году.

Большое место в творчестве Шкловского занимают работы о русских классиках, в частности о Л.Н. Толстом – от ранней книги «Материал и стиль в романе Льва Толстого «Война и мир» (1928 год) до фундаментальной биографии «Лев Толстой» (1963 год, 2 изд. 1967 год, оба издания в серии «Жизнь замечательных людей»). Значение в советской культуре имеют работы по теории кино, литературы, портреты С.М. Эйзенштейна, Л.В. Кулешова, Дзиги Вертова, А.П. Довженко.

Шкловский – автор киносценариев: 16 для немого кино, в том числе «Капитанская дочка» (1928 год), и 12 для звукового, в том числе «Минин и Пожарский» (1939 год, режиссёр – В.И. Пудовкин), «Овод» (1955 год, в главной роли – Олег Стриженов), «Казаки» (1961 год, «Три толстяка» (1963 год, мультфильм), «Сказка о золотом петушке» (1967 год, мультфильм), «Баллада о Беринге и его друзьях» (1970 год).

Интерес к отечественной, и в частности к московской, истории отразился в повестях Шкловского «Матвей Комаров, житель города Москвы» (1929 год), «Минин и Пожарский» (1939 год).

Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Шкловский выступал рассказчиком в многосерийных передачах: «Жили-были» (1972 год), «Слово о Льве Толстом» (1978 год).

Виктор Шкловский скончался 5 декабря 1984 года.

Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Материал создан: 14.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта