Древняя русская государственность прошла определенные ступени своего развития. Об этом тоже необходимо помнить всем, чтобы наши исторические представления носили более научный характер. В частности начнем с того, что киевская держава времен Ярослава Мудрого это, с точки зрения политической системы, - ранняя феодальная монархия. Киевская русь - это ранняя феодальная монархия, которая постепенно, так сказать, становится развитой монархией. И начинается новый период в истории древнерусского государства, период, который принято называть феодальной раздробленностью.
Что такое феодализм?
Мы часто в книжках по истории читаем: национальные отношения, феодалы, крестьяне и так далее. Так вот, феодализм - это одна из общественно-экономических формаций. Здесь мы неизбежно возвращаемся к теории исторического материализма созданной Марксом и Энгельсом и, по-сути дела, до сих пор непревзойденной с точки зрения масштабности объяснения исторических процессов.
Так вот, согласно марксизма-ленинизма, согласно исторического материализма, точнее говоря, существует такой этап в развитии человечества феодализм. Феодализм это такая же общественно-экономическая формация, как первобытно-общинный строй. Строй феодальный, строй капитализм. И дальше Маркс надеялся, что будет социализм, а затем коммунизм. Ну, что касается коммунизма, то его никто не видел и трудно сказать увидит ли кто-то когда-то.
Но, так или иначе, реально существовал капитализм и существует, как общественно-экономическая формация и существовал феодализм, существовал первобытно-общинный строй. Соответственно каждая из этих общественно-экономических формаций, имеет свои признаки, по которым историк определяет: есть у меня какое-то общество, есть у меня какие-то сведения - что там происходило. И я задаю себе вопрос: можно ли это общество назвать феодальным, или это капитализм, или еще что-то.
Признаки феодальных отношений. Первый признак - это сочетание крупной земельной собственности и мелкого крестьянского владения. То есть, проще говоря, есть люди, которые владеют огромными кусками земли, а земля это основа жизни феодального общества, владеют огромными кусками земли на правах собственности.
Это князья, бояре русской истории, это монастыри, это епископы. Кафедры, конечно, сами они эту землю не обрабатывают, они отдают ее в пользование, в аренду крестьянам и за это крестьяне платят земельную ренту. Второй признак феодальных отношений - это существование по земельной ренты, которая может быть либо в виде натуральном, продуктами, либо денежным, либо отработанной. Третий признак феодальных отношений - это, так называемая система, не экономического принуждения. То есть, своего рода, большая дубинка, которая заставляет крестьян платить эту самую земельную ренту, которую им платить не хочется.
Когда есть эти три признака, мы можем сказать, что это действительно феодальное общество. Пожалуйста, вот оно здесь представлено, но если чего-то из этого нет, вот тут уже историк начинает задумываться. И вот когда занимаемся древней Русью, то мы ищем прежде всего вотчину крупной земельной собственности. Первый признак феодальных отношений. Дискуссии современных историков по поводу киевской Руси в основном сводятся к тому была ли там частная собственность на землю или нет.
Главный источник здесь существующий это, конечно, "Русская Правда". Мы должны вспомнить еще раз нашего Ярослава Мудрого, который среди прочих мудрых своих деяний создал первый русский свод законов. Кодекс "Русская Правда" 1016-й год. 17 статей "Русской Правды" посвящены разным имущественным отношениям. Как раз когда после смерти Ярослава Мудрого начинается борьба между сыновьями - это начало феодальной раздробленности.
Некоторые историки считают, что таким четким рубежом начало феодальной раздробленности является съезд 1047-го года, где князья договорились - "каждый да держит отчину свою". То есть, вместо того чтобы постоянно переходить с одного места на другое, с одного княжение на другое давайте у каждого будет своя семейная, так сказать, княжеская вотчина и мы будем управлять каждый своим уделом, каждый своим княжеством.
Такое решение было принято по крайней мере на словах. И вот начинается этот период феодальной раздробленности, то есть распада киевской Руси. Распада киевской Руси на большие и маленькие осколки - в общей сложности около пятнадцати больших и маленьких наследников киевской Руси. Такие как Смоленское княжество, Рязанское, Черниговское, Галицкое и так далее, то есть около 15. Среди этих 15 осколко, выделялись три - наиболее крупные и наиболее значимые наследники киевской Руси.
Это прежде всего Владимиро-Суздальское княжество, затем Новгородская боярская республика и Галицко-Волынское княжество. В каждом из этих трех политических образований сложилась своя политическая система не похожая на систему соседа. Для того, чтобы это лучше наглядно представлять себе - представьте себе то, что я называю треугольник власти. Треугольник власти простая фигура, разносторонний треугольник каждый из углов который символизирует некую политическую силу.
Это монархия, аристократия и народ.
И вот борьба в этом треугольнике, она составляет самую суть политической истории нашей древней Руси.
Так вот, Владимиро-Суздальское княжества - это государство своего рода, в котором преобладание становится на стороне монархии. Владимирские князья, как их называли самозванцы, их можно назвать диктаторами. Преобладающим политическим мотивом для Владимиро-Суздальского княжества была монархия - сильная власть одного лица.
Другая политическая система сложилась в Новгороде. Новгород - это боярская республика. Там преобладание получает аристократия, которая сумела подчинить себе князей. Князья в Новгороде были, но только как военные, наемные специалисты, которые приглашались на определенных условиях, и которых могли в любое время, так сказать, новгородцы прогнать. И вот начиная с 1636 года и до самого конца XVII века, Новгород живет по своим законам, по законам боярской республики.
Третий вариант политического развития этих осколков киевской Руси это Галицко-Волынское княжество, которое имело наиболее тяжелое наследство. Дело в том, что там сложилась такая ситуация, когда сильное боярство соседствует с сильной княжеской властью. То есть, силы примерно равны. Большой княжеский дом и, в то же время, большие боярские вотчины. Богатая земля Галицко-Волынское княжества, плодородные почвы, реки текущие в черное море, соляные копи. В результате, там получилось равновесие сил между аристократией и князьями, которое привело к тому, что между ними началась бесконечная гражданская война и чаша весов, так сказать, плстоянно колебалась. В итоге страна была настолько обескровлена, что, в конце концов, стала легкой добычей для враждебных воинственных соседей. Галицко-Волынская земля попала сначала под власть Польши, потом Литвы, частично Венгрии и выходит за пределы древнерусского государства.
Уже в 13-м столетии возникает вопрос - почему сложилась именно так, а не по другому? Почему Владимиро-Суздальское княжество оказалось наиболее склонным к развитию монархических тенденций, которые со временем привели к московской монархии?
Московская монархия выросла из Владимиро-Суздальской. И неслучайно наш Успенский Собор Московского Кремля так похож на Успенский Собор во Владимире. Это знак определенной преемственности. На эту тему историки много рассуждали и пришли к такому выводу. Дело в том, что Владимиро-Суздальское княжество возникло в бедном регионе, где не было сильной аристократии потому, что не на чем было особенно разбогатеть потому, что наша территория не имеет никаких богатств. Тут не на чем нажиться.
Когда киевские князья во главе с Юрием Долгорукий пришли сюда, в этот северо-восток, то сильного сопротивления они не встретили. Местные старейшины угро-финских племен или же восточно-славянских народов подчинились князьям, которые пришли из Киева потому, что сопротивляться они не имели достаточно сил. Другое дело новгородская боярская республика. Там сложились сильные боярские кланы кланы семьи и роды, которые сконцентрированы были на торговле. Торговля, особенно транзитная торговля, которой занимался Новгород собирая дань со своей огромной колонии на Севере и продавая потом все это: мед, воск, пушнина главным образом.
Так вот, добыча всех этих богатств требовала объединения сил артелями новгородцев. В результате новгородцы научились во-первых быть заодно "за едина", во-вторых научились отстаивать свои интересы сообществами, а не по-одному. Вот таким образом получилось три разных направления развития политических наследников киевской Руси. Вообще говоря, любая политическая система значимая старается создать образы своего могущества, своей справедливости и так далее. И вот русская культура XIX века она блестяще это подтверждает.
Владимирские диктаторы строят утраченные храмы, которые действительно напоминают храмы библейского царя Соломона. Новгород строит свои храмы, они выражают душу Новгорода - они мягкие, они не бесспорные, такие как вырастающие из земли грибы. Галицко-Волынская земля - белокаменные храмы. Церковь Пантелеймона в галиче - это же блеск. Это же предшественник церкви Покрова на Нерли. Ну и конечно литература процветает в это время, "Слово о полку Игореве" - 1685-й год. Феодальная раздробленность не была агрессором, она была движением вперед, феодальная раздробленность была исторически прогрессивным явлением, поскольку она открывала новые возможности для развития феодальных отношений.
Причем эти новые возможности, прежде всего к сильной власти на местах. Раньше власть была в Киеве и пока киевские князья дойдут до какого-нибудь мятежного Суздаля там уже уничтожат всю местную аристократию. А теперь возникает сильная власть на местах, которая способна быстро подавлять сопротивление. И в этом отношении, развитие феодализма было движение вперед. Конечно, это было жестокое движение, оно требовало подчинения. Но это было движение вперед и общество чувствовало это движение. Выражением этого движения стали прекрасные памятники архитектуры, живописи, которые сохранились до нас от 12 го века, от периода феодальной раздробленности.
Феодальная раздробленность. Удельный период. Лекция Николая Сергеевича Борисова
Материал создан: 26.04.2021