Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Мусульмане. Инородцы в России

В пылу полемики армян с татарами, вызванной их кровавыми столкновениями в Баку, Шуши, Елисаветполе, Тифлисе и других городах, первые упрекали последних в политическом сепаратизме, направленном де к присоединению русских мусульман, либо к Персии (шиитов), либо к Турции (суннитов). Очень возможно, что подобные стремления и выражались более или менее замаскированно в «Геят» или других татарских газетах. Но опыт последнего лихолетья доказывает, что массы нашего магометанского населения еще не увлекаются панисламскими идеями, или не спешат дать им реальное выражение. По крайней мере, ни на Кавказе, ни на Волге, ни в Туркестане не было в течении истекшего года особых волнений политического характера.

Происходили, правда, в Нижнем Новгороде (в августе 1905 года), а затем в Петербурге (в январе 1906 года) всероссийские мусульманские съезды, но на них участвовали главным образом татары и лишь в виде исключения башкиры, киргизы, сарты, почему и постановления этих съездов носят скорее татарский чем панисламский или даже пантюркский характер.

Вторую особенность мусульманских съездов и выработанных на них петиций, часть которых (до 500) была предметом рассмотрения в Высочайше утвержденном под председательством графа А.П. Игнатьева совещании по делам веры, составляет вероисповедный, а не политический характер большей части этих петиций. Лишь немногие из них касаются вопросов национальных, главным образом мероприятий, направленный к отатарению всех наших мусульман.

Только верхние слои этого общества оказались восприимчивы и к проповеди конституционно-демократических идей, в которых татары, башкиры и даже некоторые киргизы увидели удобное оружие для достижения своих вероисповедных и отчасти национальных целей.

По всей вероятности и члены Государственной думы из магометан будут стремиться не столько к местным автономиям или восстановлению Золотой орды, сколько к независимости своих муфтиятов, духовных советов, конфессиональных школ, судов по шариату, а у башкир и киргиз – к сохранению старых форм быта и исконных особенностей землепользования.

Конечно, и в вероисповедных стремлениях этого рода могут заключаться, при крайнем их развитии, элементы антигосударственные, как о том свидетельствует памятное Андижанское восстание сартов. Едва ли может лежать в интересах и наших мусульман, и всего государства сосредоточение всего образования на коране, а всей гражданской жизни на шариате. Нет цели и в искусственном отатарении всех наших магометан путем школы, печати, пропаганды. Но все же нельзя отрицать, что вероисповедно-национальная программа наших мусульман заключает в себе гораздо меньше противогосударственных тенденций, чем новейшие политические программы поляков, евреев и армян.

http://rusemp.info/inorodcy/musulmane.html

Материал создан: 14.01.2016



Хронология доимперской России