Я русский

что значит быть русским человеком

Предисловие. Инородцы в России

Во время моей поездки в западно-Сибирский учебный округ осенью 1904 года, для ознакомления с учебными заведениями этого края, мне пришлось встретиться в городе Омске с директором народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей, Александром Ефимовичем Алекторовым. Имя его мне уже раньше было известно, как одного из энергичных труженников русско-инородческого образования между киргизами, сначала Букеевской орды, а потом Тургайской области, где он был сотрудников Катаринского по устроению русско-киргизских школ, в духе заветов В.В. Григорьева, Н.И. Ильминского, И.А. Алтынсарина.

В Омске я могу убедиться, что и на новом месте служения господин Алекторов успел много сделать в течение двух лет, особенно по устройству новых аульных или кочевых школ. И этот успех вполне понятен, так как в лице господина Алекторова пламенная любовь к русскому народу и его просвещению соединяется с искренним расположением к киргизам, которых он успел изучить очень глубоко в их языке, быте, понятиях и стремлениях. Доказательством могут служить его многочисленные этнографические, исторические и библиографические статьи о киргизах, напечатанные в повременных изданиях Астрахани, Оренбурга, Омска, Казани и некоторых столичных.

Таких статей насчитано более 100 за время с 1882 по 1900 год в составленном господином Алекторовым обширном «Указателе книг, журнальных и газетных статей и заметок о киргизах (Казань, 1900 год)» Сверх этого изданы господином Алекторовым русско-киргизский букварь и христоматия.

Тем приятнее мне было впоследствии убедиться, что кипучая деятельность господина Алекторова по изучению степей и их сближению с русским просвещением не ослабила его интересов и по отношению к другим окраинам России, насколько за ними можно следить из Ханской Ставки, Оренбурга, Омска. Доказательством может служить и настоящая статья господина Алекторова, доставленная мне осенью прошлого года для напечатания, которое, к сожалению, несколько замедлилось. Из статьи это можно судить, в каком виде рисуются наши дела финландские, прибалтийские, польские, еврейские и др. в представлении коренных русских людей, обозревающих эти дела с далекого расстояния, следовательно, под другим углом зрения, чем под каким наблюдаем их мы, петербуржцы. Для характеристики же наших дел в степях и Туркестане мы находим в статье господина Алекторова отзыв непосредственного наблюдателя, притом очень опытного и компетентного.

Жаль только, что настоящая статья, посвященная отдельным эпизодам нашего «освободительного движения», осталась незаконченной. Но мы не решаемся думать, что и теперь это движение может быть характеризовано в целом: это задача будущего. Имеют однако ценность и частичные своды «освободительной» хроники, одним из каковых является статья господина Алекторова, к которой я позволил себе приложить краткое добавление.

А. Будилович

24 мая 1906 года

http://rusemp.info/inorodcy/predislovie.html

Материал создан: 14.01.2016



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта