Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Исподка или сорочка

СОРОЧКА или ИСПОДКА — женская нательная одежда, преимущественно нижняя, игравшая роль современного белья. В русской деревне термины «сорочка» и «рубаха» обозначали разные понятия. Рубахой обычно называлась одежда, которую можно было использовать для выхода летом на улицу, надев сверху сарафан, понёву, юбку, и в то же время этим словом обозначалось нижнее белье. В первом случае она могла надеваться прямо на голое тело. Термин же «сорочка» употреблялся чаще по отношению к нижней рубахе. Хотя в некоторых местностях России слово «сорочка» использовалось и для обозначения рубахи.

Покрой сорочки повторял покрой рубахи, т. е. ее шили прямой, просторной, несколько более короткой, чем рубаху, с круглым воротом по шее и разрезом на груди, с длинными или короткими рукавами. Отличие сорочек от рубах, надевавшихся сверху, заключалось в использовании для их шитья более грубого и плохо отбеленного холста и в отсутствии на них каких-либо декоративных элементов. Сорочка в крестьянском быту XIX в. использовалась лишь богатыми девушками и женщинами и не являлась обязательным элементом русского традиционного костюма. Рубаха могла быть единственной нательной одеждой, выполняя роль верхней и нижней одежды.

Сорочка была известна еще в Древней Руси под термином «срачица». Это слово обозначало ту же одежду, что и слово «рубаха», т. е. женскую и мужскую одежду, которая использовалась и как нижняя, и как единственная, нательная. Иногда верхнюю сорочку называли верхницей, «красной». На иконе 1467 г., изображающей молящихся новгородцев, из-под разноцветного платья видны белые сорочки. Англичанин Д. Флетчер, посетивший Россию в XVI в., писал, что летом женщины носили «по две рубахи... одна на другую и дома, и выходя со двора» {Флетчер 1906, 5). Сорочка всегда рассматривалась как самая последняя одежда, остающаяся на человеке, доведенном до крайней нищеты.

Так, в одном из письменных документов XII в. говорится, что богатый одет в драгоценные одежды и меха, а бедный не имеет и сорочки на теле. Митрополит Киприан жаловался в 1378 г., что княжеские слуги ограбили его слуг «до последней сорочки». В том же XIV в. летописец, рассказывая о взятии Торжка, стремясь подчеркнуть огромный урон, нанесенный ему врагом, писал: «А жен и девиц одираху и до последние наготы рекше и до срачицы».

Материал создан: 22.10.2015



Хронология доимперской России