Я уже отмечал, что выпуклая гравюра на дереве, судя по всему, берет начало в Китае VIII века. Что касается Западной Европы, древнейшая из дошедших до наших дней гравированных досок датируется примерно 1370 годом. Это так называемая «bois Protat», резанная с двух сторон; она была найдена во Франции, в Фертэсюр-Гросн (Бургундия). Ее возраст неоспоримо свидетельствует о том, что в Западной Европе печатание картинок на отдельных листах предшествовало возникновению книгопечатания — как известно, Гутенберг, основавший первую типографию в Страсбурге в 1434 году, закончил работу над своим знаменитым изданием Библии лишь в 1456-м.
В России все сложилось иначе. Там «летучие листки» воспоследовали за книжной гравюрой, которая перестала служить исключительно дополнением к тексту лишь с течением времени. Объяснение тому найти нетрудно. Только во второй половине XVI века в России появилось книгопечатание и одновременно с ним — ксилография, поэтому немудрено, что изначально гравюра там рассматривалась как способ иллюстрирования книг, а не как самостоятельный вид искусства. Первой из русских инкунабул знатоки единодушно признают Апостол.
Изданная в 1564 году в Москве по царскому приказу, эта книга содержит в качестве приложения и первую из русских ксилографий — образ евангелиста Луки, по стилю восходящий к итальянскому ренессансу. Та же гравюра повторена в изданиях Апостола, вышедших во Львове (1574) и в Вильне (1591). Национальность ее автора неизвестна, но в характере рисунка нет ничего русского. О какой бы стране ни шла речь, самые первые из создававшихся в ней гравированных листов — будь то китайские VIII—XII веков, французские XIV или русские XVI — не имеют отношения к народному искусству.
Так уж повелось, что любая техника на заре своего существования остается достоянием истинных мастеров или, по крайней мере, профессиональных художников и ремесленников, а создатели народного искусства, кустари!самоучки, приобщаются к ней, лишь когда она вполне освоена другими и получает широкое распространение, как было и в случае с выемчатой гравюрой на дереве. К примеру, во Франции тиражи гравированных листов — плодов народного творчества — начали расти лишь во второй половине XVIII века. Образцы «первопечатной» гравюры типично народного характера, конечно, существуют, но являются исключением. Листовая гравюра в России появляется во второй четверти XVII века.
Хочу еще раз подчеркнуть: эти оттиски никак не связаны с народным искусством. Число подобных гравюр в ту пору было невероятно мало. Если не самая старая, то одна из старейших среди них — «Темница богоугодная святых осужденных», отпечатанная с оловянной доски в Киеве в 1629 году (рис. 3). Уже сам размер этой ксилографии исключает возможность вложить или вклеить ее в книгу. Итак, первые гравюры на отдельных листах датируются примерно 1370 годом для Европы («bois Protat») и 1629!м для России, то есть временной разрыв составляет около трех веков.
Автор текста: Пьер-Луи Дюшартр
Материал создан: 22.06.2016