По подгорью бегал,
Сегодня зайка, сегодня серый
На блюдечке лежит.
Вчера наша Танюшка
Девицей была,
Сегодня наша Танюшка
Молодая княгиня.
Иногда свахи, расплетая девушке косу, надевая на нее сороку, приговаривали: «Прощай коса — девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора тебе, коса, под кичку убираться». Этот обряд, получивший название «окручивание молодой», осмыслялся как обряд, утверждавший окончательный переход девушки из одной половозрастной группы, группы девушек, в другую — группу замужних женщин. Сорока, закрывавшая волосы женщины, — знак того, что женщина замужем. На протяжении своей жизни женщина несколько раз меняла свою сороку.
Одну она носила будучи молодухой, т. е. в первый год семейной жизни. После рождения первого ребенка она надевала несколько иной головной убор. Затем головной убор менялся после рождения четвертого-пятого ребенка. Старуха, т. е. женщина, уже не способная к рождению детей, надевала сороку, соответствующую ее возрасту. Сороки женщин разных возрастных групп отличались количеством украшений, цветом, иногда формой, манерой ношения платка. Сорока — один из самых древних русских головных уборов.
Судя по археологическим материалам, он был известен на Руси еще в XII в., а возможно, и в более раннее время. Принято считать, что в Древней Руси и в эпоху Средневековья сорока была распространена по всей территории расселения русского народа и ее носили как в городах, так и в селах. В XIX в. сорока стала только крестьянским головным убором. Территория ее распространения оказалась достаточно обширной. Она была известна местами в северных и центральных губерниях Европейской России, в Забайкалье, Тобольской губернии. Однако наибольшее распространение сорока получила в южнорусских губерниях, где была основным головным убором замужних женщин.
В конце XIX в. сорока стала постепенно исчезать из народного обихода, заменяясь головными уборами другого типа: наколками, повойниками, платками. Однако и тогда многие женщины носили этот старинный головной убор, считая его красивым и очень ценным. Еще в конце 20-х гг. XX в. во многих деревнях Южной России сорока продолжала бытовать в качестве свадебного головного убора, надевавшегося на молодуху на второй день свадьбы. В насмешливых частушках начала XX в. о таких стойких любительницах старины пелось:
Рязанские рога
Не кину никогда,
Буду есть одну мякину,
А рога свои не кину.
Материал создан: 22.10.2015