Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Красная гвардия, Красная армия и 23 февраля

Историей праздника 23 февраля я заинтересовался еще в школе. Первое, что мне не понравилось, это то, что некоторые наши сограждане называют его мужским днем. Я считаю такое определение несправедливым, поскольку и в Древней Руси (вспомните хотя бы княгиню Ольгу), и затем во все времена в трудную годину на защиту Родины вставали и мужчины, и женщины.

Иными словами, все, кто мог держать в руках оружие и кому позволяли сила и здоровье, шли в бой, а потому слово «мужской» в отношении этого дня не приемлю ни под каким соусом. Лучше всего, конечно, подходит современное название.

Но! Второе обстоятельство, заставившее меня усомниться в справедливости современного названия праздника, – это как раз его самое первоначальное предназначение.

Из истории известно, что день 23 февраля отмечался как День Красной армии и флота, после войны, вплоть до 1993 года, – День Советской армии и Военно-морского флота. Естественно, когда мы решили прекратить делить общество на «красных» и «белых», когда наконец поняли, что за Родину сражались и те и другие, название праздника не только потеряло свою актуальность, но и приобрело оттенок некой абсурдности.

Что значит День Красной армии? А те, кто на стороне Белой армии, этот праздник не отмечают?

Мне скажут: так ведь переименовали же! Ну да! Переименовали, но разве к таким серьезным датам можно подходить вот так – чисто механически? Был день Красной, потом Советской, а теперь просто день защитника. Наверное, кто-то этому даже не придает значения, а меня почему-то это переименование немного напрягло. И я решил разобраться.

Думаю, стоит ли придавать этому значение и что это был за день, который вдруг объявили Днем Красной армии и флота? Оказалось, советские деятели тех времен словно предвидели ход развития событий и для выбора праздника использовали совершенно нейтральный день. Нейтральный в смысле военных побед и заслуг.

Потом, позже, были попытки, как это водилось в СССР, притянуть за уши различные события, как-то обосновать выбор, что-то придумать, присочинить, но история рассказывает нам, что Декрет Совнаркома о создании Рабоче-крестьянской Красной армии был издан 15 января 1918 года. Казалось бы, при чем тут 23 февраля?

А давайте внимательно посмотрим, что происходило в те дни. Так называемая пролетарская Красная гвардия показала полную свою несостоятельность. Узнав о мобилизации и о том, что Красную гвардию переименовали в Красную армию, гвардейцы массово стали разбегаться по домам.

И что же произошло 23 февраля 1918 года? Здесь необходимо просто поднять старую газету «Правда» за этот день и прочитать статью В. И. Ленина «Мир или война», в которой руководитель новоиспеченного советского государства призвал к немедленному заключению мира. Между прочим, утром 23 февраля Совнаркому был предъявлен германский ультиматум, и Ленин склонил членов ЦК этот ультиматум принять. Вождь потребовал заключения мира на германских условиях.

Буквально через два дня Ленин все в той же «Правде» в статье «Тяжелый, но необходимый урок» написал следующее: «Мучительно позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую линию, о невыполнении приказа уничтожить все и вся при отступлении; не говорим уже о бегстве, хаосе, безрукости, беспомощности, разгильдяйстве… В Советской республике нет армии».

О какой Красной армии идет речь? О каком празднике? Мы говорим о мифической дате, стыдливо забывая, что уже 3 марта 1918 года был подписан позорный Брестский мир целиком на германских условиях.

Патриарх Тихон так написал о нем в своем послании от 5 марта 1918 г.: «Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, (…) мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу,  такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери».

В 1919 году хотели отметить годовщину Красной армии 28 января, да опоздали с оповещением. Потом хотели отпраздновать 17 февраля, а это оказался День Красного подарка, опять что-то не понравилось, в общем, выбрали ближайшее воскресенье и назначили дату праздника на 23 февраля.

Затем этот притянутый за уши праздник был на несколько лет забыт, и его празднование возобновилось только в 1922 году. Никто не стал вникать в детали – 23 февраля объявили Днем создания Красной армии. С 1923 года праздник приобрел всесоюзное значение.

Если кто-то вздумает обвинить меня в незнании истории и начнет приводить какие-то другие обоснования возникновения праздника 23 февраля, хочу напомнить слова К. Е. Ворошилова на торжественном заседании, посвященном 15-й годовщине РККА: «Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами…». 

И вы знаете, лично меня это не расстраивает. И бог с ними, с совпадениями или несовпадениями с историческими датами. Наоборот, это даже и лучше. У нас теперь есть праздник не для «красных» и не для «белых». Это наш всеобщий народный день – День защитника Отечества.

С праздником, друзья!

Автор текста: Михаил Самарский

Материал создан: 24.02.2016

создано на основе этого материала



Хронология доимперской России

Русская блогосфера

Русская блогосфера. Материалы русских блогеров.
Процесс покорения Сибири включал в себя постепенное продвижение русских казаков и служилых людей на Восток вплоть до их выхода к Тихому океану и закреплению на Камчатке. В фольклоре народов Северо-Востока Сибири для обозначения пришельцев с этнонимом "русский" используется слово "казак".
Telegram-канал Сыны Монархии
1993,19 августа, Заявление Б.Н. Ельцина о деятельности ВС РФ, угрожающей безопасности России.
Реклама в Российской Империи
Известные русские
Ремезов Семён Ульянович, 1642 – 1721, город Тобольск, Русское царство. Семён Ремезов известен в истории, как картограф. Он составил три уникальных атласа: "Хорографическую чертежную книгу", "Чертёжную книгу Сибири 1701 г." и "Служебную чертежную книгу".
Палитра русских росписей чрезвычайно богата. Вот некоторые из них: Мезенская, Похлов-Майданская, Пижемская, Гуслицкая, Ракульская, Шекснинская золоченка, Хохломская, Борецкая, Петербургская, Городецкая, Жостовская, Гжельская, Великоустюжская чернь, Владимирская, Волховская, Вятская, Карельская, Кемеровская, Киевская, Курская, Липецкая, Онежская, Пермогорская, Петриковская, Полховско-Майданская, Пучужская, Тагильская, Урало-Сибирская, Шенкурская.
Покровский храм в станице Орджоникидзевская, Ингушетия