Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Кризис социализма и диссидентство

Лекция двадцатая

1. "Погружение во тьму". Кризис социализма, уже проявившийся в годы нэп, тщательно вуалировался сталинократией, убиравшей с его пути все "препоны" - "мелкобуржуазные элементы", партийных "уклонистов", "вредителей", "шпионов" и т. д. Вместо "творчества масс" социализм превратился в тягчайшую обузу, новое крепостничество для крестьянства и интеллигенции.

Несколько благополучней выглядело положение рабочего класса, от имени которого действовала большевистская партия. Но он был немногочисленным и концентрировался в основном в крупных городах. Главной "пролетарской силой" на стройках социализма выступали "зэки" - заключенные гулаговских лагерей и тюрем. Общество было обезличено, запугано, лишено инициативы. Кровавый 1937 г., казалось, окончательно довершил погружение России "во тьму", как о том писал побывавший в те годы в СССР английский писатель Герберт Уэллс.

2. Десталинизация культуры. Непосредственно возникновение диссидентства как массовой идейной оппозиции связано с войной 1941-1945 гг.

Война пробудила энергию народа, утвердила в нем сознание ответственности за судьбы Отечества. В людях рождалось чувство личной причастности к происходящим событиям. Началась стихийная десталинизация общественного сознания. Тогда человек ощутил себя гражданином, "до необходимости необходимым" своей стране, России.

После победы домой возвращались фронтовики, репатрианты, беженцы. Многие из них прошли дорогами Западной Европы, побывали в разных капиталистических странах. Они приносили с собой новые впечатления о буржуазном мире, развенчивавшие стереотипы партийной пропаганды.

Власти не замедлили забить тревогу по поводу того, что в обществе наметилось "чрезмерное преувеличение западной культуры и соответственно недооценка нашей советской культуры" . Партия организует серию атак против "космополитизма" и безыдейности в литературе, философии, искусстве.

14 августа 1946 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Они были обвинены в том, что предоставляют трибуну таким литераторам, как М. М. Зощенко и А. А. Ахматова, чьи произведения "наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе" .

В январе 1947 г. состоялась "философская дискуссия" по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии», незадолго до этого, в 1946 г., отмеченной Сталинской премией. В ходе дискуссии, тон которой задавал секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, автор учебного пособия был обвинен в "объективизме", выразившемся в том, что он связал возникновение марксизма с предшествующей философской мыслью, в том числе и "буржуазной". Это было расценено как проявление "низкопоклонства" перед Западом. Казус заключался в том, что сам Александров возглавлял главный идеологический штаб страны - Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).

Новое постановление партии от 10 февраля 1948 г. касалось музыкального искусства. Осуждению подверглись «формалистические тенденции в музыке, мнимое "новаторство", уводившее искусство от народа и превращавшее его в достояние узкого круга эстетствующих гурманов» . Наличие таких тенденций было усмотрено в творчестве едва ли не всех крупных советских композиторов - Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина, Н. Я. Мясковского и др.

Заодно из массовых библиотек и книготорговой сети изымались книги и грампластинки, которые, но мнению цензуры, не представляли общественной ценности.

Власти делали все, чтобы вновь подчинить своему диктату становившееся неуправляемым советское культуротворчество.

3. Рождение диссидентства. Смерть Сталина (1953) и последовавшее вслед за тем разоблачение культа личности "вождя народов" (1956) круто изменили духовную атмосферу в обществе. Началась политическая "оттепель" , подтолкнувшая интеллигенцию на путь самоутверждения и протеста. Ее лозунгами становятся свобода и личность. Появляются тайные общества, кружки самообразования, литературные объединения, в которых вызревает новое сознание, новое отношение к действительности.

Используются не только все цензурные отдушины и недосмотры, но и возникает "самиздат", нашедший дорогу к широким массам специалистов и студенчества. Через "самиздат" приходят к читателю "недозволенные" произведения философов и богословов русского зарубежья. Интеллигенция чуть ли не находится в положении "неодекабристов": так велика была ее уверенность в близости "освобождения".

Диссидентство превращалось в образ жизни и мировоззрение молодежи .

4. Партия и интеллигенция. Своим кровным делом диссидентство 60-70-х гг. считало противодействие возрождению сталинизма. Задача эта сознавалась как долг, как призвание интеллигенции.

В одном культовом стихотворении того времени говорилось:

Нет, - Сталин не сдался.
Считает он смерть -поправимостью.
Мы вынесли
из Мавзолея его.
Но как из наследников Сталина Сталина вынести?!

В то же время поэт еще не отделял себя от партии, верил в возможность единения с ней интеллигенции:

Велела
не быть успокоенным Партия мне.
Пусть кто-то твердит:
"Успокойся!" - спокойным я быть не сумею. Покуда наследники Сталина
есть на земле,
Мне будет казаться,
что Сталин еще в Мавзолее .

Отрезвление не заставило себя ждать долго. Вопреки чаяниям интеллигенции, партия не думала сворачивать с "ленинского курса". Она упивалась огромной властью, подчинив себе всю экономику, все материальные ресурсы страны. Инакомыслие не воспрещалось, но и не разрешалось в публичной форме. Народу внушалась мысль, что трагедия сталинизма осталась в прошлом и теперь нет никаких препятствий для построения социализма "с человеческим лицом". Обещано было даже, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме .

Незыблемость марксизма-ленинизма не подвергалась сомнению. Один влиятельный партийный идеолог "оттепельной" поры, выступая 19 октября 1962 г. на общем собрании Академии наук СССР, наставлял ученых-обществоведов: «Нельзя допускать, чтобы под флагом борьбы с последствиями культа личности атаковали самую науку (т. е. марксизм-ленинизм. - А. 3.). Между тем мы уже сталкиваемся с попытками, например, пересмотреть принцип партийности философии как якобы догматический принцип, с рекомендациями побольше "заимствовать" идеи у буржуазных философов» .

Даже в 80-е гг., в разгар так называемой "перестройки", которой пыталась руководить партия, "социалистический выбор" оставался неизменным.

"Мы исходим из того понимания, - заявлял ее генсек, - что трудности и проблемы 70-80-х гг. - это не какой-то кризис социализма как общественно-политической системы, а скорее, наоборот, результат недостаточно последовательного проведения социалистических принципов, отступлений от них и даже извращений, консервативных методов и форм социального управления, возникших в определенных исторических условиях, на первоначальных этапах социалистического развития" .

Становилось ясно, что пути интеллигенции и партии расходятся навсегда, как уже прежде расходились пути интеллигенции и монархии. Больше у социализма не оставалось никакой перспективы.

5. "Футурология" Сахарова. На это недвусмысленно указывалось в программном документе советского диссидентства «Мир через полвека», опубликованном в 1974 г. в американском журнале «Saturday Review». Автором сочинения был академик А. Д. Сахаров (1921-1989), один из создателей советской водородной бомбы, трижды Герой социалистического труда.

В своей статье он выделял две группы "бесспорных" опасностей, которые, на его взгляд, нависают над современным миром:

  • во-первых, это гонка вооружений, ведущая к гибели "цивилизации и самого человечества в огне большой термоядерной войны";
  • во-вторых, все возрастающий "разрыв в экономическом развитии различных стран, когда налицо разделение мира на противостоящие друг другу группы государств".

В создавшихся условиях вся тяжесть бедствий и страданий падает на беззащитного человека, который везде начинает подавляться "абстрактным и бесчеловечным по своей сущности, отчужденным от личности авторитетом (государственным, или классовым, или партийным, или авторитетом вождя - это все не более, чем варианты одной и той же беды)".

Главная вина за происходящее возлагалась на социалистические страны, прежде всего СССР. Их положение представало в негативном свете:

  • Партийно-государственная монополия во всех областях экономической, политической, идеологической и культурной жизни;
  • неизжитый груз скрываемых кровавых преступлений недавнего прошлого;
  • перманентное подавление инакомыслия;
  • лицемерно-самовосхваляющая, догматическая и чисто националистическая идеология;
  • закрытость этих обществ, препятствующих свободным контактам их граждан с гражданами любых стран;
  • формирование в них эгоистического, безнравственного, самодовольного и лицемерного правящего бюрократического класса - все это создает ситуацию не только неблагоприятную для населения этих стран, но и опасную для всего человечества.

Чтобы противостоять этим "разрушительным тенденциям", необходимо, по мнению Сахарова, начать сближение ("конвергенцию") социалистических и капиталистических систем, предоставив одновременно ООН, ЮНЕСКО или другим международным организациям право сформировать "зачаток мирового правительства, чуждого каких-либо целей, кроме общечеловеческих" .

Таким образом, Сахаров по существу предрекал "неизбежность перестройки" СССР в буржуазно-либеральном духе, т. е. распад социалистического строя. И хотя на все отводилось полвека, "футурологические прогнозы" идеолога советского диссидентства реализовались намного раньше, в 1991 г.

Материал создан: 01.05.2016



Хронология доимперской России