Что такое — культурно-историческое Православие
Культурно-историческое Православие — это мировоззренческое культурно-религиозное состояние православного христианина в постатеистической России.
Это "Православие как русская идентичность", подкрепленное этнически окрашенным интересом к истории народа, культуре народа и религии, как части культуры народа. Это ассоциация себя с русскими посредством соблюдения православных и народных традиций, а также путем изучения истории и использования атрибутики. Этнокультурная идентичность является базисом культурно-исторического, или как иногда называют историко-культурного, православия.
Предпосылки возникновения культурно-исторического Православия
Атеистический, насильно обезбоженный, советский период, дополненный массированной русофобией и атаками на Православие сразу после распада СССР, нанес очень серьезный урон православной культурной и информационной среде. Советские русские люди практически отвыкли от ежедневного религиозного фона:
- от использования в обиходе религиозной атрибутики,
- от соблюдения церковных праздников,
- от чтения и слушания православной литературы и звуков,
- от участия в жизни православной общины и т.д.
Но не смотря на все старания, советский период не смог уничтожить православные корни в истинно русских людях. Антирелигиозные гонения на Православие в СССР понизили остроту восприятия религии как образа жизни и веры, как непременного духовного состояния русского человека, приучили акцентироваться на другой концепции организации общества.
Поэтому у современного русского нет возможности одномоментно перейти из атеистического состояние в глубоко религиозное. Поэтому появление культурно-исторического Православия является своеобразным маркером переходного периода, периода возврата к великорусской православной культуре.
Особенности культурно-исторического Православия
Являясь переходным мировоззренческим состоянием, историко-культурный православный имеет некоторые особенности, которые отличают его от воцерковленного человека. Главной же отличительной чертой вновь обращенного православного является не безоговорочная вера священнослужителям, — то есть, человек всегда критически оценивает деятельность того или иного представителя РПЦ, сравнивая провозглашемое с реальными действиями и состоянием.
Это связано с тем же советским периодом: советские люди осознали принцип "коммунистической говорильни", то есть расхождения между словами и обещаниями советских партийных деятелей и нюансами воплощения конкретных дел. Коммунизма же с социализмом так ведь и не построили! На это наложились впечатления от первых постсоветских времен, когда "новые русские священники" позволяли себе связь с криминалитетом, греховность поступков и демонстративное стяжательство.
Люди отлично усвоили урок коммунистического манипулирования сознанием масс. Поэтому, при всем своем внутреннем стремлении жить духовнее, они ждут неких доказательств от священнослужителей РПЦ, что те не обманут их в неких своекорыстных целях и не сделают их послушным орудием. Это боязнь оказаться в очередной раз обманутыми.
Возможный генезис культурно-исторического Православия
Православие как часть русской идентичности становится каналом, по которому люди приходят к личной вере. Историко-культурное Православие является своеобразной переходной фазой между ассоциирующими и практикующими верующими.
Развитие и углубление этнокультурного аспекта, морально-поведенческая честность священнослужителей и усиление русского информационного поля ускорят приход людей к глубокой личной вере. И наоборот, манипулятивность РПЦ, "принуждение к вере" и информационная неразвитость, недостаточность православной среды обитания приведут к стагнации русского общества и замедлению рехристинизации.
Четкая и стабильная увязка русскости с приверженностью православной религиозной культуре открывает поистине безграничные возможности в развитии и преодолении этой переходной фазы.
Материал создан: 07.11.2015