Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Главные Православные праздники

Главные Православные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Православною Церковью 21-го сентября по новому стилю. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности; первое упоминание о нем относится к IV веку.

Священное Писание почти не говорит о рождении и обстоятельствах детства Пресвятой Богородицы, известия об этом сохранило для нас церковное Предание.

В галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женой Анной. Вся жизнь супругов была проникнута любовью к Богу и к людям. До глубокой старости они не имели детей, хотя непрестанно молили Бога о даровании им ребенка. Бесчадие в ветхозаветное время считалось наказанием Божиим, поэтому Иоакиму, как человеку, неугодному Богу, даже не разрешали приносить жертвы в храме. Поношение (позор) за свою бесплодность терпела и праведная Анна. Супруги дали обет: если у них родится младенец, посвятить его Богу. За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг ко другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость – под конец их жизни у них родилась дочь. По указанию ангела Божия девочку назвали Марией.

Рождество Пресвятой Девы Марии является первым неподвижным праздником годового богослужебного круга. Это объясняется, прежде всего, духовным значением этого события: с рождением Пресвятой Богородицы стало возможным Боговоплощение и спасение людей – родилась Дева, достойная стать Матерью Спасителя. Поэтому, по выражению церковных песнопений, рождение Девы Марии стало радостью для всего мира.

Тропарь праздника: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести (возвестило) всей вселенней: из Тебе бо возсия (потому что из Тебя возсияло) Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде (дал) благословение, и упразднив смерть, дарова (даровал) нам живот вечный.

Кондак праздника: Иоаким и Анна поношения безчадства (поношения за бездетность), и Адам и Ева от тли смертныя (разрушения, погибели в результате смерти) свободистася (освободились), Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений (тяготы греховной) избавльшеся (избавившись), внегда звати Ти (восклицая Тебе): неплоды (неплодная) раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Девы Марии празднуется Православною Церковью 4-го декабря. Точная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неизвестна, но уже в VIII–IХ веках праздник отмечался во многих Церквах православного Востока.

Церковное предание сообщает, что во исполнение обета, данного родителями Пресвятой Девы Марии – посвятить дитя Богу, в трехлетнем возрасте Пресвятая Дева была отведена в Иерусалимский храм. По дороге к храму Ей предшествовали юные девы со светильниками. Перед входом в храм было 15 больших ступеней. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию, и в этот миг совершилось чудесное событие: одна, не поддерживаемая взрослыми, Она взошла по высоким, крутым ступеням.

Пречистую Деву встретил первосвященник и, по вдохновению Божию, совершил дело необычное и всех удивившее: благословив Деву, Он ввел Ее во Святая Святых. В эту часть храма, по закону, дозволено было входить только один раз в год и только первосвященнику. Необыкновенное введение Пресвятой Девы во храм показывает, что Она Сама станет живым храмом для Бога-Слова.

Дева Мария жила и воспитывалась при храме до четырнадцати лет – возраста совершеннолетия.

Тропарь праздника: Днесь (ныне) благоволения Божия предображение (предвестие), и человеков спасения проповедание (проповедь о спасении людей): в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопим (громко воззовем); радуйся, смотрения Зиждителева исполнение (исполнение Божественного замысла о нас)!

Кондак праздника: Пречистый Храм Спасов, многоценный Чертог и Дева, священное Сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном (неся с Собой благодать в Духе Божественном), Юже (Ее) воспевают Ангели Божии: Сия есть Селение небесное.

Рождество Христово

Великое событие Рождества Христова празднуется Церковью 7-го января (по новому стилю). Установление празднования Рождества Христова относится к I веку христианства.

Об обстоятельствах рождения Спасителя рассказывают Евангелие от Матфея (1–2 гл.) и Евангелие от Луки (2 гл.).

Во время правления в Риме императора Августа, в Иудее, как одной из римских провинций, проводилась всенародная перепись. Каждый иудей должен был пойти в тот город, где жили его предки, и там записаться. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в гостинице и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Сын – Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда пастухи клали корм для скота.

Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг явился перед ними ангел и сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». В то же время явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2.8–14). Пастухи, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от Ангелов. Мария же сохраняла все слова их в Своем сердце.

На восьмой день после рождения Младенца Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, как было указано ангелом.

Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока пришли в Иерусалим волхвы (ученые, мудрецы). Они поклонились Младенцу и поднесли Ему дары: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло). Все дары волхвов символичны: золото они принесли Христу как Царю (в виде дани), ладан – как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну – как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали и натирали благовонными маслами). Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами: Мельхиор, Гаспар и Валтасар.

В Боговоплощении была явлена любовь и милость Божия к грешным людям. Сын Божий уничижил, смирил Себя, отложил свойственные Ему как Богу величие и славу и принял условия жизни падшего человечества. Грех некогда сделал людей врагами Богу. И вот Бог Сам стал Человеком, чтобы обновить человеческую природу, избавить людей от власти греха и примирить их с Собой.

К достойному празднованию Рождества Христова верующие приготовляются сорокадневным постом. В особо строгом посте проводится день накануне Рождества – он называется сочельником; в этот день, по церковному Уставу, полагается употреблять в пищу сочиво (пшеницу с медом).

Тропарь праздника: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума (просветило мир светом познания истинного Бога): в нем бо (через Рождество Христово) звездам служащии (волхвы) звездою учахуся (были научены звездой) Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети, с высоты востока (познать Тебя, Восток свыше), Господи, слава Тебе!

Кондак праздника: Дева днесь Пресущественнаго (вечно Существующего) раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви (волхвы) же со звездою путешествуют: нас бо ради родися отроча младо (малый Отрок), Предвечный Бог.

Крещение Господне или Богоявление

Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью 19-го января. До IV века Крещение праздновалось христианами одновременно с Рождеством Христовым, этот единый праздник назывался Богоявлением.

Обстоятельства Крещения Господня описаны во всех четырех Евангелиях (Мф. 3.13–17; Мк. 1.9–11; Лк. 3.21–23; Ин. 1.33–34).

В то время, когда святой Иоанн Предтеча проповедовал, призывал народ к покаянию и крестил, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, и Он так же, как и другие иудеи, пришел из Назарета на Иордан к Иоанну Предтече, чтобы креститься. Иоанн считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь (т. е., не удерживай меня теперь) потому что так нужно нам исполнить всякую правду» (Мф. 3.14–15). «Исполнить всякую правду» значит выполнить всё, требуемое Законом Божиим, и показать людям пример исполнения воли Божией. После этих слов Иоанн повиновался и крестил Господа Иисуса Христа.

По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и святой Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3.17).

После Крещения Иисус Христос вышел на общественное служение и проповедь.

Крещение Господа было предвестником церковного Таинства Крещения. Иисус Христос Своей жизнью, Смертью и Воскресением открыл для людей Царство Божие, в которое человеку нельзя войти без Крещения, т. е. рождения от воды и Духа (Мф. 28.19–20; Ин. 3.5).

Праздник Крещения называется Богоявлением, так как в этот момент Бог явил (показал) людям, что Он есть Пресвятая Троица: Бог-Отец говорил с неба, воплотившийся Бог-Сын крестился, а Бог-Дух Святый сошел в виде голубя.

Особенность этого праздника составляют два великих водоосвящения. Первое бывает накануне праздника (в сочельник), а другое – в самый праздник Крещения Господня. В древности в день Богоявления иерусалимские христиане для освящения воды выходили на реку Иордан – место, особенно связанное с Крещением Спасителя. В связи с этим и на Руси Богоявленский крестный ход называется крестным ходом «на Иордан».

Тропарь праздника: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, (когда Ты крестился в Иордане) Троическое явися поклонение (тогда на земле с особой ясностью открылась тайна Святой Троицы). Родителев бо глас (глас Бога-Отца) свидетельствоваше Тебе (свидетельствовал о Тебе), возлюблен наго Тя Сына именуя (называя Тебя возлюбленным Сыном), и Дух, в виде голубине (в виде голубя), извествоваше словесе утверждение (подтверждал свидетельство Бога Отца). Явлейся (Явившийся) Христе Боже, и мир просвещей (просветивший), слава Тебе.

Кондак праздника: Явился еси днесь (ныне) вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася (запечатлелся) на нас, в разуме (разумно) поющих Тя: пришел еси, и явился еси, Свет Неприступный.

Сретение

Сретение Господне празднуется Церковью 15-го февраля. Этот праздник известен на христианском Востоке с IV века.

Обстоятельства этого события описаны в Евангелии от Луки (Лк. 2.22–39). Слово «сретение» означает «встреча».

После Рождества Христова прошло сорок дней, и Пресвятая Богородица вместе с праведным Иосифом принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм для исполнения Закона Моисеева. По Закону всякий первенец мужского пола должен быть на сороковой день принесен в храм для посвящения Богу (если это первенец из колена Левина, его оставляли при храме для воспитания и будущего служения; первенцев из других колен родители выкупали за пять монет). Мать младенца на сороковой день после родов должна была принести жертвы за очищение (женщины из бедных семей обычно приносили двух птенцов голубиных).

В храме Младенца встретил пришедший туда по внушению Духа Божия старец Симеон и жившая при храме пророчица Анна.

Праведный Симеон, которому Бог обещал, что он не умрет, пока не увидит исполнение ветхозаветных обетований о Спасителе мира, принял на руки Младенца и узнал в Нем Мессию. В этот момент Симеон Богоприимец, обращаясь к Христу, произнес пророческие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал перед лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». (Лк. 2.29–32).

Пресвятой Деве Марии праведный старец предсказал сердечные мучения, которые Ей предстояло претерпеть, сострадая Своему Божественному Сыну в подвиге Его земной жизни и Крестной смерти.

После этой встречи Анна-пророчица возвестила всему Иерусалиму о рождении Спасителя.

Тропарь: Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме (просвещающий находящихся во тьме заблуждений): веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак: Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив (как надлежало, предупредив его), и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство (умири раздоры) и укрепи люди, ихже (которых) возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Православною Церковью 7-го апреля. Первые упоминания о праздновании Благовещения относятся к III веку.

Обстоятельства Благовещения описаны в Евангелии от Луки (Лк. 1.26–38).

Когда наступило время, предопределенное Творцом, к Пресвятой Деве был послан архангел Гавриил с благой вестью о скором рождении Сына, Который будет Сыном Всевышнего и наречется Иисусом. Мария вопросила, как может все это исполниться, если Она пребывает в девстве? Ангел ответил Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1.35). Послушная воле Бога, Дева с кротостью выслушала вестника и произнесла: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1.38).

Спасение человека Бог не мог совершить без согласия и участия самого человека. В лице Пресвятой Девы Марии, согласившейся стать Матерью Иисуса Христа, все творение ответило согласием на божественный призыв к спасению.

День Благовещения это день Боговоплощения: во чреве Пречистой и Непорочной Девы Бог-Сын принял человеческую плоть. Песнопения этого праздника подчеркивают непостижимость тайны воплощения и рождения во плоти Господа Иисуса Христа для человеческого разума.

Тропарь праздника: Днесь спасения нашего главизна (ныне начало нашего спасения), и еже от века таинства явление (и явление тайны, предопределенной от века): Сын Божий Сын Девы бывает (Сын Божий становится Сыном Девы), и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопим (воскликнем): радуйся, благодатная, Господь с Тобою.

Кондак праздника: Взбранной Воеводе победительная (Тебе, избранной Военачальнице), яко избавльшеся от злых (избавившись от бед), благодарственная воспесуем Ти (воспеваем Тебе благодарственную и победную песнь) раби Твои, Богородице, но яко (как) имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Вход Господень во Иерусалим

Первое упоминание о праздновании христианской Церковью Входа в Иерусалим относятся к III веку.

Это событие описано у всех четырех евангелистов (Мф. 21.1–11; Мк. 11.1–11; Лк. 19.29–44; Ин. 12.12–19).

Этот праздник посвящен воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Господь вошел для страданий и крестной смерти. За шесть дней до еврейской Пасхи Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Царь и идет на смерть добровольно. Приблизившись к Иерусалиму, Иисус Христос послал двух учеников Своих, чтобы они привели Ему ослицу и молодого осла, на которого еще никто из людей не садился. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Учитель. Они покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него.

В Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, приближается к городу. Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и покрывали ими путь. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне (т. е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, посланный Богом) Царь Израилев! Осанна в вышних!» (Мф. 21.9)

После торжественного входа в город Иисус Христос пришел в Иерусалимский храм и выгнал из него всех продающих и покупающих. В это же время Христа обступили слепые и хромые, и Он всех их исцелил. Народ, видя власть Иисуса Христа и чудеса, Им совершенные, стал еще больше прославлять Его. Первосвященники же, книжники и старейшины народа завидовали любви народа к Христу и искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его.

За Входом в Иерусалим начинается Страстная седмица. Господь по Своей воле приходит в Иерусалим, зная, что идет на страдания.

Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется Церковью в последнее воскресенье перед Пасхой. Этот праздник называется также Вербным воскресеньем или неделей Ваий (в церковнославянском языке «ваия» – ветвь, «неделя» – воскресный день). Во время всенощного бдения в храме совершается освящение ветвей (в некоторых странах – пальмовых ветвей, в России – цветущих ветвей вербы). Ветви – символ победы Христа над смертью и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых.

Тропарь праздника: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя (до Своих страданий удостоверяя нас, что будет всеобщее воскресение), из мертвых воздвигл еси (воскресил) Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы (подобно детям), победы знамения носяще (нося ветви как знамение победы жизни над смертью), Тебе, Победителю смерти, вопием (восклицаем): осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!

Кондак: На престоле на небеси (восседая на престоле на небе), на жребяти на земли носимый (и на земле шествуя на молодом осле), Христе Боже, Ангелов хваление, и детей воспевание приял еси (принял) зовущих Ти (Тебе): благословен еси, грядый Адама воззвати!

Пасха – Светлое Христово Воскресение

Пасха это древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в I веке, при жизни святых апостолов.

В Священном Писании описано не Само Воскресение Христово, но многочисленные свидетельства о явлениях Воскресшего Христа ученикам (Мф. 28.1–15; Мк. 16.1–11; Лк. 24.1–12; Ин. 20.1–18). Священное Предание говорит, что весть о Воскресении Христа первой узнала Пресвятая Богородица.

Евангелия сообщают нам, что на третий день после Распятия Жены-мироносицы пошли к пещере, в которой был похоронен Иисус, чтобы довершить обряд погребения. Подойдя ко гробу, они увидели, что огромный камень, закрывавший вход в пещеру, отвален. Затем они увидели Ангела, возвестившего им, что Христа больше нет среди мертвых, Он воскрес.

Чуть позже Сам Господь явился Марии Магдалине, а потом и другим Женам-мироносицам. В тот же день Воскресший Господь явился апостолу Петру, затем – двум апостолам, шедшим в Эммаус, затем, пройдя сквозь закрытые двери – пребывавшим вместе одиннадцати апостолам.

В ряду годовых праздников Христово Воскресение является самым великим и радостным, это «праздников праздник и торжество из торжеств».

Другое название праздника – Пасха. Такое название этот праздник получил по соотношению с ветхозаветный Пасхой (от слова «песах» – «переход, прохождение мимо»). У иудеев этот праздник был установлен в честь избавления еврейских первенцев от смерти во время десятой египетской казни. Ангел проходил мимо еврейских домов, так как их двери были помазаны кровью жертвенного агнца. В христианской Церкви это наименование (Пасха) получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к небу, которое стало возможно для верующих благодаря Жертве Христовой.

Светлое Христово Воскресение празднуется Православною Церковью в первое воскресенье после весеннего полнолуния, всегда – после еврейской Пасхи. К этому празднику христиане готовятся в течение длительного и особенно строгого Великого поста.

Праздничное богослужение отмечается с особой торжественностью. Задолго до полуночи верующие приходят в храм и слушают чтение книги Деяний святых апостолов. Перед полуночью пасхальный крестный ход выходит из храма и обходит его под тихое пение: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Все молящиеся идут с зажженными свечами, как когда-то Жены-мироносицы со светильниками шли ранним утром ко гробу Спасителя.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам о Воскресении Христовом, первый возглашает о победе над смертью: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Этот тропарь часто повторяется на пасхальной службе, также как и возгласы священнослужителей: «Христос воскресе!», на что народ отвечает: «Воистину воскресе!».

Торжественное празднование Воскресения Христова продолжается в течение целой недели, называемой Светлой седмицей. В эти дни христиане приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» и ответными словами: «Воистину Воскресе!» На Пасху есть обычай обмениваться крашеными (красными) яйцами, которые служат символом новой, блаженной жизни, открывшейся из гроба Спасителя.

Церковное богослужение сохраняет в верующих пасхальное настроение и после Светлой седмицы – пасхальные песнопения поются в храмах вплоть до отдания Пасхи и Вознесения Христова. В течение богослужебного года празднованию Воскресению Иисуса Христа посвящен также каждый седьмой день недели, называемый поэтому малой Пасхой.

Тропарь: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ (победив) и сущим во гробех живот даровав (дав жизнь находящимся во гробах, т. е. мертвым).

Кондак: Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне, (хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный), но адову разрушил еси силу и воскресил еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! и Твоим апостолом мир даруяй (даруя), падшим подаяй (подавая) воскресение.

Вознесение Господне

Вознесение Господа Иисуса Христа празднуется Православною Церковью на сороковой день после Пасхи.

Установление праздника Вознесения Господня восходит к самой глубокой древности и относится к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены самими апостолами.

Вознесение Господне описывается в Евангелии (Мк. 16.9–20; Лк. 24.36–53) и в книге Деяний святых апостолов (Деян. 1.1–12).

В сороковой день после Воскресения Господа Иисуса Христа ученики собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему (Лк. 24.46–48). Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (т. е. весть о Воскресении Христа и учение Христово) всей твари» (Мк. 16.15). Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет им Святого Духа; до этого времени ученики не были должны уходить из Иерусалима. Беседуя с учениками, Спаситель вышел с апостолами на гору Елеонскую. Там Он благословил учеников и, когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако скрыло Христа от глаз апостолов.

Вознесшись, Богочеловек Иисус Христос сел одесную Бога-Отца. Седение «одесную», т. е. «справа, по правую руку», означает особый почет, особую славу. Вознесение Христово на небо показывает цель жизни человека: соединение с Богом и жизнь во славе Царства Божия. Важно, что в этой славе участвует не только душа, но и тело человека. В Вознесении Христовом человеческая природа была посажена одесную славы Божией, т. е. прославлена.

Ангелы, явившиеся ученикам сразу по Вознесении, утешили изумленных и огорченных новой разлукой с Учителем апостолов, напомнив им, что Господь снова придет – таким же образом, как вознесся на небо.

По Своем Вознесении на небо Христос Спаситель не оставил верующих. Он невидимо неотлучно пребывает в Церкви.

Тропарь: Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира (когда они через благословение Твое совершенно убедились, что Ты есть Сын Божий, Избавитель мира).

Кондак: Еже о нас исполнив смотрение (исполнив замысел о нашем спасении), и яже на земли (земное) соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный (не оставляя живущих на земле, но пребывая неразлучно с ними), и вопия (взывая) любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы (никто против вас)!

Пятидесятница

Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется Православною Церковью в пятидесятый день после Пасхи.

Праздник в память события сошествия Святого Духа установлен апостолами. Они ежегодно его праздновали и заповедовали всем христианам особенно почитать этот день (Деян. 2.14, 23).

На пятидесятый день после Воскресения Христова все апостолы, вместе с Божьей Матерью и с другими учениками, единодушно пребывали в молитве и находились в одной горнице в Иерусалиме. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. Появились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.

У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память дарования Синайского законодательства (установления Завета между Богом и народом). По случаю праздника в Иерусалиме собралось много иудеев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились… слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? (Деян. 2.7–11) И некоторые в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина» (Деян. 2.13).

Тогда апостол Петр, встав, сказал, что апостолы не пьяны, но что исполнилось ветхозаветное пророчество о даровании всем верующим даров Духа Святого. Дух Святой был послан апостолам Воскресшим и Вознесшимся на небеса Иисусом Христом. Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали в Господа Иисуса как Мессию и Сына Божия. Затем Петр призвал их покаяться и креститься во имя Иисуса Христа для прощения грехов, чтобы и они смогли получить дар Святого Духа (Деян. 2.36–37). Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек.

Праздник Пятидесятницы называют днем рождения Церкви. Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, число верующих день ото дня увеличивалось. Апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им многочисленными чудесами, которые совершались апостолами во имя Иисуса Христа. Для совершения Таинств и проповеди апостолы поставляли епископов, пресвитеров и диаконов. Благодать Святого Духа, явно преподанная апостолам в виде огненных языков, теперь подается в Православной Церкви невидимо – в святых Таинствах через епископов и священников, которые являются прямыми преемниками апостолов.

День Пятидесятницы называют также днем Святой Троицы, иногда просто – Троицей. В этот день открыто проявило Себя Третье Лицо Святой Троицы – Дух Святой, создавший Тело Церкви Христовой, изливший Свои дары на христиан и навсегда соединившийся с ними. Следующий день после Пятидесятницы посвящен особенному прославлению Святого Духа и называется Духовым днем.

Учение о Пресвятой Троице имеет для верующих глубокий нравственный смысл. Бог есть Любовь, в день Пятидесятницы божественная любовь излилась в сердца верующих Духом Святым. Служба на праздник Святой Троицы учит христиан жить так, чтобы в их взаимных отношениях осуществлялось благодатное единство в любви, образ которого являют Лица Пресвятой Троицы.

Тропарь: Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей (сделавший премудрыми рыбаков), ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей (привлек к вере) вселенную (весь мир): Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак: Егда снизшед языки (речь) слия (смешал), разделяше языки (народы) Вышний (Когда Всевышний, сойдя во время строительства Вавилонской башни, смешал языки, то этим Он разделил народы); егда же огненныя языки раздаяше в соединение вся призва (когда же Он раздал огненные языки, то призвал всех к соединению), и согласно славим Всесвятаго Духа.

Преображение Господне

Преображение Господа Иисуса Христа празднуется 19-го августа. Установлен праздник был не позднее IV века.

Событие Преображения Господня описывают евангелисты Матфей и Лука (Мф. 17.1–13; Лк. 9.28–36) и апостол Петр (2 Петр. 1.16–18).

Незадолго до Своих страданий Иисус Христос взял трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна, и с ними взошел на высокую гору помолиться. По преданию это была гора Фавор. Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми и блистающими. В это время явились на горе два ветхозаветных пророка – Моисей и Илия. Они беседовали с Христом о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме.

Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Петр с чувством воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (то есть палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» (Лк. 9.33–35) Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде. Когда же они сходили с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых.

На Фаворской горе Господь Иисус Христос, преобразившись, показал славу Своего Божества. Бог открыл глаза апостолам, и они смогли увидеть действительное величие своего Божественного Учителя, насколько человек это вообще может увидеть. Став свидетелями Преображения, апостолы на Страстной седмице должны были понять, что Господь, имеющий божественную силу и власть, страдает и умирает по Своей воле.

Тропарь: Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, яко же можаху (насколько они могли ее видеть). Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!

Кондак: На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои (насколько вмещали ученики Твои), славу Твою, Христе Боже, видеша (увидели): да егда (чтобы когда) Тя узрят (увидят) распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови (миру) же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы празднуется Православною Церковью 28 августа. Первые упоминания о праздновании христианами Успения Богоматери относятся к IV веку.

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное Предание.

Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до Ее кончины. Пресвятая Богородица пользовалась общим почтением в христианской общине. Она молилась вместе с учениками Христа и беседовала с ними о Спасителе. Многие христиане приходили издалека, из других стран, чтобы увидеть и послушать Пресвятую Деву.

Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом Антипой на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеонская гора – там Она усердно молилась, вновь и вновь переживая события, с которыми они были связаны. Пресвятая Богородица часто молилась и о том, чтобы Христос поскорее взял Ее к Себе на небо.

Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Пресвятая Богоматерь несказанно обрадовалась этой вести; Она рассказала о ней апостолу Иоанну и стала готовиться к кончине. Прочих апостолов в то время не было в Иерусалиме, они разошлись по разным странам проповедовать о Спасителе. Богоматерь желала проститься с ними, и Господь чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кроме Фомы. Божия Матерь утешала учеников, обещая не оставлять их и всех христиан после Своей смерти и всегда молиться о них.

В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.

Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами, в сопровождении множества народа, понесли на плечах одр Божией Матери. От Ее благоухающего тела больные получали исцеление.

Иудейские первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония, попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и опоздавший апостол Фома. Он был очень огорчен, что не успел с Ней попрощаться. Апостолы, сами пребывавшие в печали, открыли гроб, чтобы дать Фоме возможность проститься с Божией Матерью. Велико было их изумление, когда они не обнаружили в пещере тела Богоматери.

Беспокойство апостолов о судьбе тела Пречистой Девы Марии вскоре разрешилось: во время вечерней молитвы они услышали ангельское пение и, посмотрев наверх, увидели в сиянии небесной славы Божию Матерь, окруженную ангелами. Она сказала апостолам: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». Так Господь Иисус Христос прославил Свою Матерь: Он воскресил Ее прежде всех людей и взял на Небо с пресвятым Ее телом.

Успение Пресвятой Богородицы – это праздник, окрашенный одновременно печалью об окончании Ее жизненного пути и радостью о соединении Пречистой Матери с Сыном. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом.

Завершение земной жизни Пресвятой Богородицы Церковь называет успением (сном), и это связано с новым переживанием смерти после Воскресения Иисуса Христа. Для верующего во Христа человека смерть становится таинством рождения в новую жизнь. Телесная смерть является как бы сном, во время которого усопшие ожидают всеобщего воскресения из мертвых при Втором Пришествии Христа (1 Фес. 4.13–18).

К празднику Успения христиане готовятся двухнедельным постом (с 14-го августа), таким же строгим, как Великий пост.

Тропарь: В рождестве (при рождении Иисуса Христа) девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу (перешла к жизни вечной), Мати сущи Живота (будучи Матерью Жизни, т. е. Христа), и молитвами Твоими избавляеши от смерти (вечной) души наша.

Кондак: В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах (заступничестве) непреложное упование, гроб и умерщвление (смерть) не удержаста (не удержали): якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную (Христос, вселившийся в Ее девственную утробу, переселил Ее, как Мать Жизни, к вечной жизни).

Воздвижение Креста Господня

Этот праздник относится к числу великих праздников и празднуется 27 сентября. Он установлен в IV веке в воспоминание Обретения Креста Господня.

Один из первых христианских историков Евсевий Кесарийский описывает следующим образом это событие и предысторию его. Император Константин Великий, будучи язычником, еще только склоняющимся к принятию христианства, убедился в силе и славе Креста Христова. Однажды, накануне решительной битвы, он и все его войско увидели на небе знамение креста с надписью: «Сим побеждай»[71]. В следующую затем ночь императору явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением император победит врага; и велел устроить воинское знамя (хоругвь) с изображением святого Креста. Константин исполнил повеление Божие и победил врага. После победы император принял христиан под свое покровительство и объявил христианскую веру господствующей в Византийской империи. При имп. Константине была отменена казнь через распятие и изданы законы, способствующие распространению Церкви и утверждению веры Христовой.

Испытывая чувства благоговения к Кресту Господню, Константин Великий пожелал отыскать Честное Древо Креста Господня и построить храм на Голгофе. В 326 г. на поиски Креста Господня отправилась в Иерусалим его мать, царица Елена.

По преданию, место обретения Креста Господня указал под развалинами языческого капища престарелый иудей, впоследствии принявший христианство с именем Кириак. Вблизи Лобного места нашли гвозди, дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над Главою распятого Христа, и три креста. Для того, чтобы узнать, какой из трех крестов является Крестом Господним, нужно было какое-либо свидетельство о нем. И это свидетельство было явлено чудодейственной силой Креста: по свидетельству многих историков, прикосновением Креста Господня исцелилась находившаяся при смерти женщина.

В благоговейной радости царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня, и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать (воздвигать) Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй».

Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год его обретения.

За свои заслуги и усердие к распространению христианской веры Константин Великий с его матерью Еленою получили название святых равноапостольных, то есть равных апостолам.

В этот праздник положен строгий пост в воспоминание Крестных Страданий Спасителя.

Тропарь праздника: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние (наследие) Твое, победы на сопротивныя (над врагами) даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство (общество христианское).

Кондак праздника: Вознесыйся на крест волею (по Своей воле вознесенный на кресте), тезоименитому Твоему новому жительству (носящим Твое имя, т. е. христианам) щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая (подавая) нам на сопостаты (над врагами), пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу (да имеем помощь Твою – оружие примирения и непобедимую победу – Крест).

Материал создан: 21.01.2015



Хронология доимперской России