Марфо‑Мариинская обитель милосердия был устроен на территории усадьбы на Большой Ордынке в Москве. Усадьбу с садом Елисавета Федоровна приобрела на деньги от продажи личного имущества. В главном двухэтажном доме была открыта больница с домовым храмом во имя святых праведных Марфы и Марии. Многие сравнивают организацию жизни в обители с раннехристианским опытом служения женщин диаконисс, которые в древней церкви помогали священникам. Со временем этот опыт служения полностью уступил место женскому монашеству.
Но Марфо‑Мариинская обитель была устроена не как обычный монастырь. Сестрами обители могли стать вдовы или девицы православного вероисповедания от 21 года до 40 лет; ими приносились традиционные монашеские обеты – целомудрия, нестяжания и послушания. Но, в отличие от монахинь, сестры обители могли в какой‑то момент оставить служение и создать семью. Великую княгиню и еще 17 женщин в 1910 году посвятил в сестры известный митрополит, а тогда еще епископ Трифон (Туркестанов, 1861–1934), ученик преподобного Амвросия Оптинского.
Когда митрополит Трифон был маленьким, он вместе со своей матерью, княгиней Варварой Александровной, совершил паломничество в Оптину. Когда они подходили к келье преподобного Амвросия, старец сказал собравшимся вокруг нее людям: «Дайте дорогу, архиерей идет». 10 апреля 1910 года за Божественной Литургией священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Московский и Коломенский, возвел великую княгиню Елисавету Федоровну в сан настоятельницы Марфо‑Мариинской обители, с тех пор сестры называли ее Великой Матушкой.
В обители действовала больница, которая считалась лучшей в Москве. Под наблюдением опытных врачей сестры оказывали помощь бедным женщинам и детям. На территории обители также находились дом для больных чахоткой женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, трапезная и гостиница. В 1908–1912 годах центром обители стал храм Покрова Пресвятой Богородицы, для создания которого Елисавета Федоровна пригласила выдающихся художников того времени.
Храм был построен по проекту знаменитого архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873–1949). Фасады храма оформлены рельефными клеймами с изображениями образа Святой земли и Распятия, выполненного известным скульптором, моим прадедом Сергеем Тимофеевичем Коненковым (1874–1971). Внутри церковь была расписана Михаилом Васильевичем Нестеровым (1862–1942) и Павлом Дмитриевичем Кориным (1892–1967). В 1918 году великая княгиня Елисавета Федоровна была арестована отрядом латышских стрелков и в том же году, вместе со своей келейницей инокиней Варварой (Яковлевой), живой сброшена в шахту неподалеку от города Алапаевска.
Обитель была вновь открыта в 1992 году. Сейчас в обители есть монашествующие сестры, а также сестры милосердия, как и во времена великой княгини. Небесные покровительницы Марфо‑Мариинской обители милосердия, праведные Марфа и Мария, были сестрами друга Спасителя, праведного Лазаря. Жили они в Вифании, селении, находящемся неподалеку от Иерусалима на одном из склонов Елеонской горы. Их жизнь, вера в Господа, а также пример служения ближнему всегда почитались христианами и являлись образцом для подражания.
В память о чуде, совершенном Господом с их братом, праведным Лазарем, в небольшом отдалении от Москвы, близ Свято‑Троицкой Сергиевой лавры в XVIII веке была основана одноименная пустынь Вифания. Пустынью обычно называют уединенную обитель, келью или лачугу отшельника, одинокого богомольца, уклонившегося от сует. Изначально пустынь Вифания была образована в мае 1783 года как кладбищенское отделение Свято‑Троицкой Сергиевой лавры, но впоследствии стала Спасо‑Вифанским монастырем. Место для основания Вифании было выбрано митрополитом Московским и Коломенским, а в то время еще архиепископом Платоном (Левшиным, 1737–1812).
Митрополит Платон был известным проповедником, в Москве его называли «вторым Златоустом». Он был законоучителем и воспитателем наследника российского престола, будущего императора Павла I Петровича. Центром пустыни стал задуманный митрополитом Платоном и реализованный архитекторами Николаем Матвеевичем Одоевским и Василием Семеновичем Яковлевым овальный собор, вытянутый с запада на восток с окнами в два ряда. Храм внутри поделен на два яруса открытыми хорами – большим балконом, на который ведут две лестницы и который опоясывает весь храм.
В восточной части церкви, прямо напротив входа, скульптор Конон Песков создал искусственную гору, символизирующую евангельскую гору Фавор, на вершине которой и находится главный алтарь круглой формы, освященный в честь Преображения Господня. Прямо под ним на нижнем уровне, будто в пещере, находится придел во имя Воскрешения Лазаря. Митрополит Платон, объясняя идею создания этого необычного собора, говорил, что между нижним храмом Воскресения и верхним Преображения есть таинственная связь.
Как выходя из нижнего храма, мы (живя в мире, подверженном тлению) восходим в верхний, так, «выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление». Нельзя удостоиться преображения, пока не удостоился воскресения. Гора, ведущая к главному алтарю, была покрыта мхом, цветами и другой растительностью, а на уступах, по свидетельству современников, сидели зверьки. Храм был закрыт в 1929 году, а снесен, по свидетельствам местных жителей, в 1950‑х. С 1997 года Вифания возрождается.
В настоящее время обитель действует как приписной к лавре Спасо‑Вифанский мужской монастырь. В 1797 году в Москве состоялась коронация Павла I. Перед коронационными торжествами император учредил больницу при Троицкой семинарии, а также сделал крупные пожертвования на ее содержание и содержание семинаристов. После окончания всех торжеств государь посетил лавру, а на следующий день захотел посмотреть пустынь Вифанию. На предупреждение митрополита Платона о том, что покои в Вифании слишком малы и приготовлений для трапезы там никаких не сделано, император ответил: «Хотя в уголку, но там буду обедать».
Вифания понравилась императору, и уже через несколько дней был готов указ о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря, с сохранением в нем функции быть кладбищем лавры и об учреждении в нем семинарии, которая открылась в 1800 году.
Категория: Монастырская жизнь с Олегом Робиновым
Автор текста: Робинов Олег (facebook)
Материал создан: 25.04.2021