Бывшая промышленная Украина в новом формате просто не в состоянии прокормить свое население. Из 45 миллионов имевшихся до переворота граждан в сельском хозяйстве было занято около 7 миллионов, что вместе с семьями составляло 14,5 миллиона человек, проживающих в сельской местности. По оценкам украинских правительственных экспертов (дававшимся в 2009-2012 годах), после реализации предусмотренных соглашением об ассоциации с ЕС реформ должна была произойти латифундизация сельского хозяйства. Мелкий и средний производитель (фермеры) не мог выполнить все требования соглашения и должен был разориться. Всего в сельской местности должно было остаться 2-3 миллиона работников (до 5-6 миллионов, если считать вместе с неработающими членами семей). Около 10 миллионов человек должно было быть вытеснено в города, где для них тоже не было работы.
После переворота постоянное население Украины сократилось примерно на десять миллионов человек. Из них с Крымом и ДНР/ЛНР было потеряно только пять миллионов.
Политическая эмиграция невелика и насчитывает в лучшем случае несколько десятков тысяч человек (включая беженцев из районов военных действий, не вернувшихся домой). Около пяти миллионов — трудовая эмиграция, и этот процесс набирает обороты.
Ранее для украинских гастарбайтеров были открыты два направления — ЕС и Россия. Кризис в ЕС западное направление практически закрыл. Работы становится все меньше, а местных жителей, готовых выполнять ранее "непрестижную" работу за ранее "унизительные" зарплаты, все больше.
Трудовая эмиграция с Украины все больше концентрируется на российском направлении и вливается в более ранние потоки мигрантов из Средней Азии и с Кавказа, которые также обещают только расти.
Пока еще административными методами сдерживают своих потенциальных трудовых мигрантов Узбекистан и Туркменистан. Но это не может тянуться бесконечно. Если не обеспечить отток созданного демографическим взрывом "лишнего" населения, для которого нет работы, то (с учетом того, что большая часть "лишних" людей приходится на долю молодежи) социальный взрыв обеспечен. В государствах, где стабильность и так поддерживается не без труда, такое накапливание пара грозит не сорвать крышку котла, а разнести на куски сам котел.
Вариант снижения социального напряжения один — открыть шлюзы трудовой миграции. Направление тоже одно — Россия, в которой не просто полно работы, но построенные и строящиеся предприятия притягивают все более-менее квалифицированные кадры. Следовательно, для мигрантов открываются неквалифицированные вакансии.
Уже в ближайшем будущем мы можем ожидать резкого (в разы) роста потока трудовых мигрантов в Россию. Причем отменить причины, вызывающие эту миграцию, мы не можем. Процесс реиндустриализации России и импортозамещения — не прихоть, даже не бизнес, как у Германии с ЕС, — это вопрос безопасности (а то и существования) государства.
Автор текста: Ростислав Ищенко
Материал создан: 04.07.2016
создано на основе этого материала