Известно, что древняя русская культура была, в основном, анонимной. То есть, мы практически не знаем, или почти не знаем, имен великих творцов того времени. Но, тем не менее, все таки сквозь века дошли до нас определенные имена, которые для своего времени, конечно, были великими. И для нас они великие потому, что они дошли до нас и мы можем сказать, что они выдержали испытание временем. И вот одно из таких великих имен русской культуры это имя Нестор Летописец. Мы со школьной скамьи со школьного учебника помним скульптуру Никольского: старец склонившийся над книгой, который пишет свою летопись.
Нестор Летописец жил в 12-м веке. Это интереснейшая фигура, одна из краеугольных фигур домонгольского периода русской культуры.
До нас дошло очень мало сведений о том времени и о биографии Нестора Летописца. Главное, что мы знаем о нем это, собственно говоря, сводится к двум вещам. Первое, что он был монах Киево-Печерского монастыря. Это первый древнейший русский монастырь, который был рассадником монашеской культуры по всей Древней Руси. И, конечно, там была библиотека. Конечно, там были люди, которые интересовались историей. И вот среди этих людей и проходила жизнь Нестора Летописца. Кроме того, конечно мы знаем о том, что он автор знаменитой летописи "Повесть временных лет", которая ассоциируется именно с ним, с Нестором.
Есть некоторые споры среди историков:повесть временных лет, такая как ее написал Нестор, до нас не дошла - года три спустя её редактировал игумен соседнего бельского монастыря по имени Сильвестр. И вот в редакции 1616 года она сохранилась до нас. Это корень древнерусского описания. Это уникальная историческая информация. Многое говорит уже само название "Повесть временных лет". Откуда оно взялось? Что оно означает? Дело в том, что это первая фраза текста летописи. Она начинается так: ...все повесть временных лет откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве и княжестве и откуда русская земля стала есть...
Это углубление в нашу историю. Это древнейшая русская история, которая начинается еще с времен Рюрика, первых киевских князей и нормандской теории. Легенда о Рюрике - все это там, и поход на киев Олега и создание древнерусского государства, и войны Святослава, Крещение Руси. Это всё повесть временных лет, всё оттуда понимаете.
В этом отношении, конечно, для нас "Повесть временных лет" - это основа нашей исторической информации о первых веках русской истории. На самом деле летопись это и исторический источник и литературное произведение. Как литературное произведение “Повесть временных лет” была образцом потому, что Нестор был не просто летописец, который фиксировал погодные записи - что было то было. Он был писатель, он был великий писатель, который чувствовал русский язык, который чувствовал, что история и литература - находятся в единой связке.
Так что, Нестор учил как как мастер. Понимаете? Мастер класс он давал для наших древних летописей и все смотрели на него, читали повесть о призвания варягов, о княгине Ольге. Это увлекательные истории. Были ли они на самом деле? Были! Летописец никогда ничего не врал. Понимаете? Потому, что он чувствовал ответственность перед Богом. Он чувствовал что он делает святое дело. “Ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу” - как Пушкин говорил.
И вот эта передача из поколения в поколение, каких-то ценных сведений и каких-то мучительных рассказов для летописца было долгом. И он не мог какую-то явную ложь писать. Другое дело, что летописец - живой человек и у него был свой взгляд на происходящее. Он считал, что эти князья правы, а эти неправы, что здесь они обманули, а эти благородно поступили. И это естественно. Потому, что он был живой человек. Но и в этом отношении “Повесть временных лет” пережила несколько редакций.
“Повесть временных” лет с тех пор становятся основой всех древнерусских летописей. То есть, это как бы корень, от которого во все стороны идут местные элиты, описанные традицией. И если мы возьмем, скажем, новгородскую летопись она начинается с “Повести временных лет”. И дальше уже 1116-й года - тут уже идет поле местной истории. Или скажем суздальско-ростовское описание или московское - все начинается с корня, начинается от Нестора. Он – основоположник.
Надо сказать, что до нас дошло немного подлинных летописей. Тех, которые дошли до нас в самом сказать оригинале. Самая старая, наверное, в новгородской первой летописи это синодальной список, который относятся к концу 13-го столетия в 14-м веке. Лаврентьевская летопись. Как они шли в то время - нам трудно сказать, но во всяком случае имена летописей такие как Николаевская летопись, такие как Симеоновская летопись. Это связано прежде всего с тем, где эта летопись была найдена.
Смоленская, новгородская летописи смонтированы из разных фрагментов. Летописиведение старается понять – откуда и для чего? А для того, чтобы более достоверно восстановить истину. Потому, что труды летописца были субъективные. И когда заказчик говорил игумену монастыря, тот говорил летописцу, что надо написать летопись, но так чтобы эта летопись понравилась,чтобы представленные в ней скажем князья, Ольга, вече выглядели блестяще и, наоборот, их противники выглядели совершенно так сказать в обратную сторону. Каждая летопись со своей колокольни смотрит на происходящее. Иногда летописец был просто вынужден это делать, иногда он от души это делал потому, что был патриотом своей земли и видел её в своем освещении. Во всяком случае это искусство - разобрать летопись по источникам, а потом собрать в единый или написанный свод. Это как реконструкция.
Это очень сложная, но очень интересная работа. Летописиведение напоминает работу часовщика, который восстанавливает механизм часов. Вот так и летописиведение - движениями ума воссоздать прошлое так, как оно действительно было из нескольких тенденций создать реальную историческую картину. Нас, конечно, интересует прежде всего московское описание потому, что оно ближе нам во всех отношениях. И вот московское описание, довольно позднее.
Была Троицкая летопись, знаменитая, с которой работал Карамзин. Она, в основе своей, была московская летопись, по крайней мере московские известия там хорошо читаются, но к сожалению 1812 й год, пожар Москвы и троицкая летопись погибла. Сколько погибло еще трудно сказать, даже представить себе. Так что самая первая летопись, которая сделана была скорее всего в Москве 1480 года составленная митрополитом Киприаном. Был такой книжный, болгарин по происхождению, митрополит Киевский и всея Руси. Он жил в Москве последние годы своей жизни и работал над московским описанием свод 1492 года.
Ну а дальше уже сохранилось больше летописей: от Ивана III целый блок летописей сохранился и в целом описание как особый литературный жанр и как особый вид исторического источника. Описания сохраняется примерно до времен опричнины. Опричнина заставила замолчать летописца. И вообще знаете, здесь происходит какое-то переосмысление понятия об истории. Дело в том, что материала стало так много, что он просто не вмешался в формат летописи и летописи предельно лаконичны. Каждый год сообщение, два, три. Всё, проехали, едем дальше.
А здесь уже иначе: там ливонская война, там татары, взятие Казани, всё это огромные повести, которая не влезает чисто механически в формат летописей - они живут самостоятельной литературной жизни. Кроме того, летописца стали просто бояться самостоятельно что-то от себя добавить потому, что время Ивана Грозного пошли и тут особенно не покритикуешь правительство.
Это наша политическая история прежде всего конечно. Летописи рассказывают нам о чем? О войнах, сражениях, бедствиях. Но эта часть жизни была, другая часть повседневная, но о ней никто не писал потому, что считали - ну зачем? А вот борьба, победы, поражения - это летописи. И читая эти летописи мы чувствуем как само время дышит на нас с этих пожелавших темных страниц. На чем писали летописи, кстати, тоже интересный сюжет. У нас вообще книги и рукописи писали на пергаменте - бумага появляется у нас только начиная с XVIII века.
Причем, сначала это идет итальянская бумага, немецкая, а потом уже, начиная с 16-го века, начали делать свою. Поэтому древнейшие летописи, каменные летописи - потом уже они идут на бумаге и по этому признаку можно датировать примерно. Если эта летопись написана на бумаге, то должны быть водяные знаки. Водяные знаки это тоже целая область исторической науки - как определять время по отдельным знакам. И вот вся эта разнообразная интересная историческая информация, вся как от корня идет от Нестора Летописца. Он для нас - это точка отсчета. Точка отсчета в нашей древнерусской культуре в нашей памяти о нашем отечественном прошлом.
Нестор Летописец. Лекция Николая Сергеевича Борисова
Материал создан: 26.04.2021