Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

О русских на Кавказе. Слово второе

Выступление на Ставропольском форуме Всемирного Русского Народного Собора, 12 декабря 2012 г.

Дорогие братья и сестры!

Я хотел бы выразить глубокое удовлетворение тем, что мой визит в Ставрополье, о котором я уже давно думал, к которому готовился и который я связываю с участием в очень важных мероприятиях, начался именно с форума Всемирного Русского Народного Собора.

Совершенно очевидно, что Всемирный Русский Народный Собор как одна из самых мощных общественных организаций современной России не мог не поставить на повестку дня национальную и религиозную темы, особенно здесь, на Северном Кавказе. И я глубоко убеждён, что подобного рода форумы помогают нам лучше понять, в чём заключается призвание России, каким образом должны строиться отношения между людьми, если мы действительно хотим сохранить Россию как великое государство.

В России сложились особые отношения между государствообразующим русским народом и другими народами, вошедшими в состав страны за всю её многовековую историю. Характерная особенность этих отношений – уважение к культуре и традициям каждого народа. Такой настрой позволил выстроить уникальную систему межнациональных и межрелигиозных связей. Образовался монолит российской государственности, 1150-летие которого мы отмечаем в этом году.

Размышляя о прошлом и настоящем Кавказа, вспоминаешь особые черты, присущие этому региону. Свободолюбие и гостеприимство, отвага и творческий порыв, дружба и преданность – эти качества характеризуют уникальную социокультурную среду, сложившуюся здесь.

Однако есть и ещё одна особенность, которая ярко выделяет народы Кавказа среди прочих народов России и мира. Это умение хранить вековые традиции предков, уважать старших, передавать традиционные ценности из поколения в поколение. Несмотря на смену эпох, развитие материального благополучия и научный прогресс, на Кавказе всё так же уважают и почитают эти традиции, ставят честь и долг во главу угла при воспитании молодёжи.

По оценкам специалистов, на Кавказе насчитывается до 110 народностей, каждая из которых хранит свою национальную культуру, свои обычаи и религиозные традиции. Давайте задумаемся, почему при таком спектре этнических сообществ это разнообразие не привело к тотальному конфликту, к распаду системы жизнеобеспечения региона? В чём причина многовекового устойчивого развития северокавказских народов и сохранения ими своей самобытности?

Прежде всего отмечу, что основа мирной жизни столь разных народов – это, конечно, мудрость веков, как мы слышали сейчас в гимне России, «мудрость народная». Люди понимают, что им никуда не деться друг от друга, и учатся взаимному уважению, вырабатывают свои способы урегулирования конфликтов, балансировки интересов, взаимной поддержки. Кавказ славится такими механизмами, вошедшими в саму плоть народной традиции. Их не нужно пытаться разрушить, объявив достоянием прошлого. Наоборот, их надо поддерживать и пропагандировать, и в этих традициях нужно воспитывать молодёжь.

Второй оплот мира на Кавказе – это русский народ. Будучи одним из исконных народов Кавказа, он обогатил его мультикультурную среду своими лучшими качествами: миролюбием, дружелюбием, умением сострадать, понимать и одновременно быть твёрдым в принятом решении, хранить верность данному слову. Эти качества приобретены нашим народом благодаря тысячелетней православной традиции.

Стремление русского народа укрепить межнациональный мир и геополитическую стабильность оформилось в виде одного из символичных центров Кавказа – Ставрополя, города Креста. Этот город и прилегающие к нему административные образования стали форпостами борьбы с беззаконием, с разного рода преступными элементами, включая работорговцев. Но основная задача Ставрополя и многих других городов края – сохранить благотворное присутствие разнообразных культур народов, населяющих этот регион, и, в первую очередь, русского народа, который является и скрепой всего государства Российского, и ферментом, создающим прочные межнациональные отношения в этом регионе.

К сожалению, отток славянского населения из северокавказских республик и даже из некоторых районов Ставрополья сегодня увеличивается. Одновременно происходит постепенная утрата вековой культуры и просвещения, что, несомненно, может негативно сказаться на духовных и нравственных устоях. Под угрозой разрушения может оказаться сам образ жизни и Ставрополья, и республик Северного Кавказа. Если из-под здания, которое во многом опирается на центральную колонну, убрать фундамент, то всё здание рухнет, несмотря на то, что у него есть стены, своды и другие элементы конструкции.

Сегодня предпринимаются агрессивные попытки дестабилизировать межнациональные и межрелигиозные отношения в регионе. Некоторым внешним силам не дают покоя геостратегическое положение Северного Кавказа и Закавказья, мирный настрой людей, здесь живущих. Основной удар приходится на простых людей: страдают и гибнут от терактов мирные жители, матери теряют своих детей, многие молодые люди дезориентированы и становятся игрушками в руках террористов.

Пропаганда недругов мира и стабильности на Кавказе пытается представить Российское государство захватчиком и поработителем, а русский народ – угнетателем и колонизатором. Друзьями кавказских народов объявляются зарубежные политические структуры, для которых этот регион – лишь транзитное направление поставок наркотиков и оружия, а также удобный плацдарм для политических и военных атак на Россию.

Необходима срочная и адекватная реакция власти и общества на сложившуюся ситуацию. И среди первоочередных мер должна быть всесторонняя поддержка русского населения. Нужно эффективно обеспечивать проживание, трудоустройство, лечение и образование для русских в регионе. Но самое важное – это обеспечение безопасности мирного населения. Для этой цели необходимо задействовать не только полицию и местные охранные сообщества, но и институт казачества.

Я не случайно делаю акцент на русском народе – не потому, что русский народ лучше или хуже других, но потому что он действительно является скрепой многонациональной общности, сформировавшейся здесь, на Северном Кавказе, как и на всём пространстве исторической Руси.

Если же говорить о казачестве, то в своё время именно оно сыграло особую роль в укреплении мира между народами Кавказа, в сохранении здешних традиций. Казаки стали тем элементом сложного этнополитического узора, который принёс в регион стабильность.

К сожалению, в революционную эпоху оборвались горизонтальные связи между народами. Вместо них навязывались искусственные, неорганичные для народной жизни идеи создания «нового человека», оторванного от своих корней и служащего прежде всего неким глобальным целям. В корне безнравственная политика переселения целых народов, когда безжалостно разрушались вековые связи между родами и семьями, привела в конечном счёте к междоусобным войнам. Затаившись на время, с новой силой вспыхнули пожары межэтнических столкновений.

Сегодня, после десятилетия неимоверных усилий государственной власти, религиозных организаций и общества, ценой тысяч жертв и колоссальных затрат, мы всё-таки можем говорить о возрождении Кавказа, который входит в стадию планомерного развития многих сфер жизни. Необходимо обновлять сельское хозяйство, наращивать обороты промышленного комплекса, развивать инфраструктуру и туризм. Однако всё это может быть реализовано только в случае достижения главной цели – сохранения преемственности народной жизни, верности заветам отцов, сохранения прочного межэтнического, межнационального, межрелигиозного мира. Где нарушается принцип уважения одного народа к другим, где нарушается принцип уважения к старшим, особенно к пастырям, где забываются обычаи гостеприимства и помощи ближнему – там не помогут никакие материальные блага, никакие достижения. Ни хорошие дороги, ни хороший транспорт, ни хорошие гостиницы не сделают людей счастливыми и не привлекут сюда столь необходимые для развития средства.

Очень важно, чтобы внешнее финансовое благополучие, при отсутствии культуры и твердых моральных устоев, не привело к разнузданности и ощущению вседозволенности. С примерами такого поведения приходится сталкиваться не только на серпантинах горных дорог, но и на столичных проспектах. Административные меры, а тем более агрессия общества в ответ на недружественное поведение приезжих ничего не смогут сделать. Нужно другое – помощь в образовании и воспитании кавказской молодежи. Нам, в том числе на площадке Всемирного Русского Народного Собора, необходимо продумать конкретные шаги по улучшению образовательной системы, повышению уровня подготовки педагогов, введению новых специальных курсов.

Также с учётом национальных и территориальных особенностей важно развивать предпринимательство. Необходимо разработать стратегию поддержки малых предприятий, семейных подрядов. Это может быть и субсидирование на закупку оборудования, и организация рынков сбыта по всей России и за рубежом, и помощь в освоении новых технологий. Здесь я предлагаю Всемирному Русскому Народному Собору проявить инициативу, потому что вопрос занятости, особенно молодёжи, является архиважным для стабилизации положения на Северном Кавказе.

Об этом я хотел бы сказать отдельно. Подчас телевидение и иные СМИ пропагандируют красивую жизнь без усилий и забот. В эту ловушку попадают прежде всего неокрепшие души молодых людей. Они растут и воспитываются на примерах лени, эгоизма, культа потребления и насилия. Необходимо показать молодёжи радость труда, удовлетворения от честно проделанной работы. Рабочие места должны соответствовать не только рыночной конъюнктуре: развитие региона предполагает востребованность квалифицированных специалистов, а не только таксистов и продавцов, хотя и они нужны, особенно если сфера обслуживания будет отличаться высокой культурой.

Важно обратить внимание на заботу о природных ресурсах. Рекреационный потенциал Кавказа огромен, но сегодня он используется без должной заботы о восстановлении экосистемы. Должны вестись научные исследования в сфере охраны природы Кавказа, необходимо реализовывать программы по утилизации отходов, восстановлению флоры и фауны. Уникальные грязелечебницы, источники минеральных вод, термальные водные ресурсы и лесные массивы – всё это требует неусыпного контроля.

Опасная ситуация складывается в отношении изготовления и хранения боеприпасов и наркотических средств. Вести наблюдение и информировать о возможных преступлениях должны все жители городов, сёл и горных аулов. Мы сможем избежать множества смертей, крушения судеб и накала криминогенной обстановки, если всё общество совместно с правоохранительными органами сплотится против преступников.

Я хотел бы сказать несколько слов и о роли религии в гармонизации межнациональных отношений. Народы Северного Кавказа всегда отдавали дань уважения религиозным традициям Православия, ислама и других традиционных религий. Те, кто сегодня пытаются расколоть общество и посеять вражду по религиозному признаку, толкают народы на путь самоуничтожения. Нельзя построить будущее одних людей на ненависти к другим, особенно если те являются носителями иного национального и религиозного начала. Только понимание личного выбора ближнего и уважение к его святыням, его обычаям, его традициям создаст плодородную почву для сотрудничества.

Совершенно очевидно, что нельзя построить своё счастье на несчастье другого, потому что это против воли Божией, это против Божиего замысла о мире и человеке. Бог не хотел, чтобы люди строили своё благополучие на несчастье других. Пролитая кровь, низвержение конкурента или противника во имя корыстных, эгоистических, узкоместнических интересов всегда приводят к жизненному краху, личному неблагополучию, трагедиям в семье, в личной жизни, а также в профессиональных делах. Божиими заповедями нельзя жонглировать, их нельзя употреблять лишь для подтверждения собственной жизненной позиции, в собственных корыстных интересах. Божии заповеди имеют объективный характер: только на них может быть основано счастливое мироустройство. Выдёргиваем кирпич – обрушивается здание; хотим построить своё благополучие, притесняя другого, разрушая его жизнь, дискриминируя, издеваясь над ним, – обрушиваемся сами. Этот тезис, который разделяют все религии, в том числе Православие и ислам, должен быть с молоком матери впитан нашей молодёжью: не поднимай руку на ближнего, не пытайся, обижая другого, создать своё собственное благополучие.

Необходимо уделять особое внимание межрелигиозным взаимосвязям. Совместные социальные программы по реабилитации больных и инвалидов, создание мест для молодёжного общения, поддержка заключённых, духовное окормление военнослужащих и полиции – эта деятельность, осуществляемая совместно представителями Православия и ислама, поможет укрепить взаимопонимание между людьми.

Особая роль в укреплении мира между народами и религиями принадлежит современному казачеству. Обладая большим потенциалом и актуализируя опыт прошлого, казаки могут поддержать развитие малого предпринимательства, образовательные программы, социальные инициативы, меры по охране общественного порядка и природы. Казачество сегодня, как и столетия назад, должно стать ключевым элементом в созидании мира и благополучия живущих здесь народов. В каком-то смысле ситуация, сложившаяся сегодня на Северном Кавказе, – это колоссальный вызов самой идентичности казаков, их подлинности. Если современное казачество ответит на эти вызовы, если оно солидаризируется, если оно самоорганизуется, значит, оно будет существовать – ощущая глубокое уважение со стороны всего русского народа.

Кавказ – один из богатейших регионов мира. Он богат не только природными ресурсами и деловыми возможностями, но и культурой и традициями. Есть много сил, которые хотят присвоить это богатство, растащить его по карманам в личных интересах или ради семейной выгоды. Но приумножить его, сделать достоянием миллионов людей может только дружба между русским народом и всеми народами республик Кавказа. Убеждён, что форум Всемирного Русского Народного Собора в Ставрополе послужит высокой цели поддержания единства народов на благо России. А поддержание межрелигиозного и межнационального мира на Кавказе означает, что этот мир и это согласие будут восходить от силы к силе и становиться ещё более прочным фундаментом существования России как великого государства. Благодарю вас за внимание.

Автор текста: Патриарх Кирилл

Материал создан: 10.09.2016



Хронология доимперской России