Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Образ Сергия Радонежского в русском искусстве

В русской истории есть имена, которые переросли хронологические рамки своей эпохи и стали для последующих поколений своего рода знаком, символом. «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя ее», — замечает священник Павел Флоренский. Имя Сергия Радонежского носит созданная им Троице-Сергиева Лавра. Сергий воспитал целое поколение замечательных подвижников. Он благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

В память о Сергии Андрей Рублев написал «Троицу» — икону, ставшую символом русской духовности. Сергий (в миру Варфоломей) родился в 1314 году в селе Варницы близ Ростова, в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. В начале 1330-х годов родители Сергия переехали в Радонеж, расположенный на северо-восточной окраине Московского княжества. Около 1337 года двадцатитрехлетний Варфоломей принимает монашество под именем Сергий и недалеко от Радонежа создает обитель, посвящая ее Живоначальной Троице.

В Троицком монастыре Сергий провел большую часть своей жизни. Здесь он прославился как выдающийся христианский подвижник. То состояние духовной сосредоточенности и общественного братства, которое существовало в монастыре, «незаметно изменяло направление умов, перестраивало весь нравственный строй души русского человека XIV века». В условиях постоянных татарских набегов и княжеских междоусобиц «примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее», — писал В.О.Ключевский. Это было началом нравственного, а затем и политического возрождения русского народа.

Не случайно, оценивая вклад Сергия в отечественную культуру, отец Павел Флоренский называет его «духовным родоначальником Московской Руси». Умер Сергий 8 октября 1392 года. По свидетельству «Жития Сергия», последние слова троицкого игумена были обращены к ученикам, которым он «единомыслие друг к другу хранити завеща, имети же чистоту душевну и телесну и любовь нелицемерну». В 1442 году Сергий был причислен к лику святых. На выставке, посвященной памяти Преподобного Сергия Радонежского, особое место занимает мемориальный раздел.

Здесь представлены немногие сохранившиеся памятники, связанные с именем троицкого игумена. Это священническое облачение Сергия — фелонь из коричневой крашенины и золотой крест-мощевик, по преданию, присланный радонежскому подвижнику константинопольским патриархом Филофеем. «Житие Сергия» сообщает, что однажды в Троицкую обитель явились «греки от Константин града от патриарха посланы к святому». Константинопольские послы передали игумену Сергию благословение византийского патриарха и патриаршие дары — грамоту, крест и схиму.

Ученику и преемнику Сергия, второму игумену «святой Троицы», преподобному Никону, принадлежала фелонь из белой итальянской камки и серебряная панагия «Вознесение». Наряду с мемориальными памятниками на выставке представле­ны произведения различных видов изобразительного и прикладного искусства с изображением Сергия Радонежского и его учеников. Это иконы, гравюры, памятники лицевого шитья, мелкая пластика (металл, дерево, кость, перламутр) , живописные эмали. Большая часть произведений из фондов Сергиево­Посадского музея-заповедника экспонируется впервые.

Образ Сергия Радонежского начинает складываться в русском искусстве с начала XV века. Наиболее ранним изображением троицкого игу­мена считается надгробный покров, шитый в 20-е годы XV века и, по преданию, подаренный Троице-Сергиеву монастырю сыном Дмитрия Донского великим московским князем Василием Дмитриевичем в 1424 году. Постоянное обращение к образам национальных святых, развитие старых и складывание новых культов — характерная черта русской сред­невековой культуры. В XV—XVI веках складывается единый общерусский пантеон святых, имевший важное значение для развития российской государственности.

Пользующийся высоким духовным авторитетом, Сергий Радонежский становится одним из наиболее почитаемых в этом ряду. Собрание иконописи в Сергиево-Посадском музее, основная часть которого происходит из Троице-Сергиева монастыря, включает немало живописных произведений с изображением Сергия. Самый ранний памятник, представленный на выставке, датируется началом XVI века. Это храмовая икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием». Она могла быть написана для местного ряда иконостаса надвратной церкви Сергия, построенной в 1512 году (разобрана в 1692 г.). В иконе используется типичный для памятников конца XV и XVI веков подбор житийных клейм. Плохая сохранность живописи не позволяет достаточно определенно говорить о художественных достоинствах произведения.

Однако иконографический тип, геометрически четкие, почти округлые очертания композиций клейм и средника, плавность линий свидетельствуют о принадлежности памятника искусству Москвы времени Дионисия. К XVI столетию относится небольшая по размерам икона с поясным изображением преподобного Пафнутия Боровского, ученика Сергия Радонежского. Образ Пафнутия тихий, кроткий, но не лишенный внутренней строгости и духовной дисциплинированности. Моделировка лика мягкая, плавная, объем минимальный, рисунок четкий, письмо тонкое и прозрачное, как бы сплавленное и малозаметное. Розово-коричневая гамма тонов, продуманная ясность рисунка, некрупные черты лика — эти признаки характерны для значительной группы московских икон середины XVI века.

Значительная часть представленных на выставке произведений связана с иконописной традицией Троице-Сергиева монастыря. Иконописание известно в Троицком монастыре с XV столетия В XVI—XVII веках иконы писали не только в самой обители, но и в специальной Иконной слободе. В работах местных иконописцев сложился определенный круг наи­более часто встречающихся иконографических сюжетов. Прежде всего это изображения радонежских чудотворцев: Сергия и Никона, Кирилла Белозерского, Саввы Звенигородского, Пафнутия Боровского, Стефана Махрищского, Максима Грека, различных вариантов «Собора радонежских святых». Памятники монастырского происхождения отличаются аскетич­ностью и суровостью письма, сдержанностью и отрешенностью образов.

Колорит произведений обычно определяется оливковым цветом фонов и коричне­выми, густо-красными, зелеными оттенками одежд со светящимися желтыми, светло-зелеными, белыми и черными пятнами. Желтовато-охристые лики пи­шутся плотно, почти без высветлений. Подчеркнутая тонкость и графичность рисунка, строгость и приглу­шенность колорита характерны для памятников монастырского письма второй половины XVI века. В 1591 году келарем Троицкой обители Евстафием Головки­ным написана икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием». Икона выполнена на доске от гроба Сергия Радонежского. В ней изначально была заложена идея чудотворности.

Серебряный оклад иконы сохранил надпись: «Лет 7099 (1591) го сий образ писан на чудотворцове раке на Сергиеве, а писал и окладывал троецкой Сергиева монастыря келарь Еустафьище Головкин... моляся... Троице и преподобному чюдотворцу Сергию о гсдре цре великом князе Федоре Ивановиче всея Руси и о его благоверной црце великой княгине Ирине и о их црском многолетном здравие и о их царском благородном чадородии». Подбор житийных клейм, их композиционное построение восходят к иконе «Препо­добный Сергий с житием» конца XV века из иконостаса Троицкого собора. В памятниках монастырского письма XVII века явно прослеживаются черты искусства предшествующего столетия. Ясностью замысла, просто­той и тщательностью исполнения отличаются небольшие моленные иконы, такие, как «Преподобный Сергий Радонежский, предстоящий Богоматери», «Преподобный Никон Радонежский, предстоящий Богоматери». Одним из ярких образов работы местных мастеров конца XVII века является икона «Преподобный Сергий Радонежский с учениками».

Она отличается миниатюрностью форм, тонкостью рисунка, ритмичностью построения. В трехчастной иконе троицкий игумен и его ученики изображены в рост, в молитвенных позах предстоящие Троице, написанной в верхнем поле иконы. В отличие от иконописи русское изобразительное (лицевое) шитье представлено на выставке в основном памятниками московского происхождения. Произведения царицыных светлиц, княжеских и боярских мастерских попадали в Троице-Сергиев монастырь в качестве вкладов «Святой Троице и Преподобно­му Сергию» по различным политическим, религиозным или личным мотивам. Предметы лицевого шитья — покровы, пелены, хоругви, покров­цы — являлись неотъемлемой частью православного богослужения и имели строго определенное назначение.

Этот вид искусства, тесно связанный с ико­нописью, пришел на Русь из Византии, но получил в русской средневековой культуре совершенно самостоятельное развитие. Шитые произведения испол­няли шелковыми, золотными, серебряными нитями, украшали жемчугом, самоцветами, золотыми и серебряными пластинами, в качестве фона использовали драгоценные западноевропейские или восточные ткани. Это такая тка­ная основа, благодаря которой поверхность изделий меняется в зависимости от освещения, переливается и мерцает, приобретает особую трепетную воздуш­ность, придает шитым произведениям черты неповторимости.

Покров «Преподобный Сергий Радонежский» был подарен в Тро­ице-Сергиев монастырь в 1525 году великим московским князем Василием III и его женой Соломонией Сабуровой. Изображение шито по синей камке шелками песочного, коричневого и голубого тонов. Кондак и тропарь святому на полях, вкладная надпись шиты жемчугом, напоминая изящный орнамент. Образ Сергия поражает красотой и величием. Во всем облике — полнейшее спокойст­вие, отсутствие малейших эмоциональных движений, отрешенность состояния и прямота взора. Он полон внутренней сосредоточенности и умиротворенности.

Как многие произведения великокняжеской мастерской, покров отличается вы­соким качеством исполнения и изысканной утонченностью. По стилистическим признакам к работам великокняжеской мастер­ской шитья первой трети XVI века следует отнести покров «Преподобный Никон Радонежский». Он является одним из наиболее ранних памятников с изображением этого святого (Никон умер в 1427 г., канонизирован в 1547-м). Произведение отличается удивительной гармонией цвета. Его колорит строится на сочетании теплых золотисто-песочно-коричневых тонов.

Во второй половине XVI века кремлевские светлицы находи­лись в ведении Ирины Федоровны Годуновой, жены царевича Федора Иоан­новича. В музее хранится несколько первоклассных произведений царицыных мастерских этого времени. На выставке представлен покров с изображением Сергия Радонежского, который по поздним монастырским описям считается вкладом в Троицкий монастырь царя Василия Шуйского. Однако по техническим и стилистическим признакам памятник можно отнести к работам мастерской Ирины Годуновой 60—80-х годов XVI века. Образ Сергия на покрове ясный, уравновешенный, без психологической характерности и ду­ховной углубленности. Он отличается откровенной красотой художественного воплощения и совершенством исполнения.

Покров сохранился до настоящего времени в прекрасном состоянии, почти без утрат шитья. Царским вкладом является покров «Преподобный Никон Радо­нежский» 1633 года. Он был подарен в Троицкий монастырь родоначаль­ником династии Романовых царем Михаилом Федоровичем и «его государева отца великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича».Четкость рисунка, тщательность шитья, разнообразие узоров, драгоценность материалов — характерные черты памятников работы царских мастерских XVII века. В произведении своеобразно сочетаются «таусинная» и голубая камка фона, песоч­ного цвета шитье лика с резкими притенениями и разноцветные шелка одежд, выполненные швом «вприкреп» и подражающие шитью золотом и серебром.

Из произведений царицыных светлиц середины XVII века боль­шой интерес представляет шитая по вишневой тафте двусторонняя хоругвь «Явление Богоматери Преподобному Сергию». Лики выполнены ат­ласным швом темными, почти коричневыми шелками без притенений, одеж­ды шиты пряденым золотом (шелковые нити, обвитые серебряной позолочен­ной проволокой). На кайме — надпись, шитая серебром, о вкладе хоругви в 9 1650 году повелением царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильинич­ны с молением о здоровье новорожденного сына Дмитрия. На выставке представлены также произведения XVI—XVII ве­ков, происходящие из разных мастерских шитья.

Покров «Явление Богомате­ри Преподобному Сергию» был подарен в Троице-Сергиев монастырь в 1524 году Матреной Вепревой, женой Федора Васильевича Вепрева, проис­ходящего из рода смоленских князей. Шитье теплыми по цвету шелками выполнено по хорошему рисунку с большим вкусом и мастерством. Первона­чальный фон покрова не сохранился, в XVIII—XIX веках шитье было перело­жено на бархат вишневого цвета. Прекрасным памятником второй половины XVII века является подвесная пелена «Преподобные Сергий и Никон, предстоящие Троице». Яркий малиновый атлас фона в сочетании с подчеркнуто усложненной техникой шитья золотными и серебряными нитями, низанием жемчугом со­здают общее впечатление нарядной изысканности, характерной для строга­новских произведений этого времени.

Палица «Явление Богоматери Преподобному Сергию» является ра­ботой мастерской «именитых людей» Строгановых. Опись Троице-Сер­гиева монастыря 1701 года сообщает: «Палица «Видение великого чудотворца Сергия». Шито золотом и серебром по червчатому атласу. Дача дмитриевския жены Строганова вдовы Анны и сына ея Григория» По особой тщательности отделки, виртуозной технике шитья, мастерски выполненному рисунку произве­дение близко работам строгановской мастерской 70—80-х годов XVII века. Представленная на выставке коллекция русского средневекового искусства включает не только хорошо известные памятники, но и совершенно неизученные произведения древнерусской иконописи и шитья.

Изображения Преподобного Сергия Радонежского в произведе­ниях прикладного искусства имеют свою самостоятельную историю. Коллек­ция Сергиево-Посадского государственного историко-художественного му­зея-заповедника, не обладая исчерпывающей полнотой, все же дает возмож­ность проследить основные этапы. В средневековой мелкой пластике, связанной происхождением с Троице-Сергиевым монастырем, образ его основателя чаще встречается на резных деревянных иконах и крестах. Эта традиция была заложена выдаю­щимся резчиком XV века Амвросием, впервые включившим сюжет «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» в композицию напрестоль­ного креста. Ее характерные стилистические варианты прослеживаются на иконах-складнях XVI—XVII веков.

На одном из них, вкладе старца Вассиана, сохранены особенности резьбы XV века с удлиненными пропорция­ми фигур, лаконизмом композиции, восходящие к специфике иконописного искусства. На складне вклада Василия Аврамова доминирует другая линия средневековой пластики, связанная с городской ремесленной средой. Более насыщенная композиция заполняет все поле иконы, пропорции фигур утяжеленные, с большими головами и кистями рук. Традиция наивного, почти лубочного примитива существовала параллельно с профессиональным элитарным искусством столицы и крупных монастырских мастерских. В этом процессе заметны влияния растущего поса­да и все увеличивающийся спрос на культовые предметы: кресты,панагии, складни. Их в обилии изготавливали троицкие мастерские в XVI—XVII веках.

Как правило, произведения окаймлялись плоским сканым орнаментом, выигрышно подчеркивающим резной рельеф. Таковы наперсные кресты с Рас­пятием и поясными фигурами Преподобного Сергия и Никона Радонежского среди избранных святых. Духовенство Троице-Сергиева монастыря заботилось о качест­ве изделий и профессиональной подготовке мастеров. В середине XVIII века «для обучения художествам» в Академию наук в Петербург были посланы ученики, в том числе для обучения резному мастерству — Михаил Иванов, столярному — Яков Васильев, токарному — Игнатий Матвеев. Видимо, троицким мастером резана небольшая овальная икона «Троица», копирующая иллюстрацию из Библии Пискатора.

Пластической разработ­кой композиции, ее отдельных деталей икона напоминает средник напре­стольного евангелия 1754 года, выполненного троицким эмальером. Секуляризация 1764 года оказала отрицательное воздействие на монастырскую художественную школу. Из огромного числа живописцев и мастеровых в штате Лавры были оставлены лишь единицы. Но к концу XVIII столетия наблюдается оживление в творчестве художников-прикладников. В середине XIX века в Троице-Сергиевой Лавре работал талант­ливый резчик и гравер монах Иона (Иван Ильин). В музее хранится целый ряд его работ.

Особенно интересен резной костяной складень с изображением Преподобного Сергия Радонежского с житием. Это произведение побывало в 1867 году на Всемирной Парижской выставке и возвращено с почетным отзывом. Иван Ильин был также резчиком по дереву, поэтому виртуозно исполненная костяная вещь все же несет на себе приемы резьбы по дереву, типичной для круга посадских мастеров XIX века: четкий, чуть сухо­ватый абрис фигур, высокий рельеф резьбы, строгий ритм вертикальных ли­ний, как бы послушных текстуре дерева.

В Сергиевом Посаде резьбой по дереву занимались целые семьи, изве­стнейшие из которых — Хрустачевы и Цирульниковы. Они сотнями поставляли в Троице-Сергиеву Лавру кипарисовые иконки, панагии, кресты. Несколько превос­ходных образцов, запечатлевших образ Преподобного Сергия, свидетельствуют о высоком уровне профессионального мастерства резчиков. Для Троицкой Лавры закупались, а также исполнялись лаврскими и посадскими мастерами в основном иконки с местными сюжетами: изображени­ями основателя и «Явление Богоматери Преподобному Сергию Радонежскому», именуемое для краткости в монастырских документах как «Посещение». Неизвестно точное происхождение большой перламутровой пла­стины XIX века, которая могла быть выполнена в Сергиевом Посаде.

Архивные документы хранят сведения о том, что посадские мастера работали с перламутром, писали по нему эмалями. Но перламутровые иконки, кресты, четки в Лавру привозили также из Москвы, Тамбова, Вятской губернии и даже из далекой Палестины. В среднике пластины — рельефная фигура Преподобного Сергия Радонежского, окаймленная тончайшим прорезным цветочным орнаментом. Ажурный узор подчеркивает хрупкость мерцающего полупрозрачного мате­риала, создает ощущение драгоценности и изящества. Необычайно близка стилистическая трактовка образа святого на перламутре и дереве, она вновь ориентирована, как в древности, на живописную культуру в стремлении к детальной проработке черт лица, волос, одежды, архи­тектурного фона.

С XV века в монастыре практиковалось искусство литья, но произ­ведения с изображением основателя монастыря не сохранились. Существуют сведения, что в Троице-Сергиеву Лавру во второй половине XIX века через купцов города Ростова поставлялись бронзовые образки, выполненные, видимо, в технике литья, а также бронзовые кресты и образки из московских лавок. Образ Преподобного Сергия Радонежского, запечатленный в литье XIX века, имеет средневековые изводы. Унаследовав тра­диции средневековой мелкой пластики, художники и литейщики XIX века обогатили искусство новыми формами, способами обработки. Лучшие изделия отличаются тонкостью моделировки пластин, дополнительно проработанных резьбой и чеканкой.

Особую оригинальность литым иконам придают яркие цветные эмали. Изделия из драгоценных металлов XVIII—XIX веков с изображе­ниями Преподобного Сергия Радонежского характеризуют местную троиц­кую школу. Искусство златокузнечного мастерства восходит в Троице-Серги­евом монастыре к XV веку, о чем свидетельствуют монастырские синодики и писцовые книги. Непрерывность традиции обеспечила высокий художествен­ный уровень произведений нового времени. К началу XVIII века относится кресте мощами Преподобного Сергия Радонежского и гравированным изобра­жением чудотворца на оборотной стороне. Изяществом и нарядно­стью крест близко соотносится с изделиями стиля барокко московских масте­ров петровского времени.

Архивные документы выявляют несколько десятков имен лаврских серебряников. Но атрибуция их произведений сильно затруднена, так как вещи, выполненные для «домашнего» пользования, клеймению не подлежали. Поэтому изображения преподобных Сергия и Никона Радонежских в некоторой степени служат определяющим фактором, как, например, на золоченой дарохранитель­нице с шатровым завершением первой половины XVIII столетия. О высоком профессиональном уровне троицких мастеров можно судить по чеканен­ному стакану второй половины XIX века со сценой благословения Преподобным Сергием Дмитрия Донского, где виртуозно проработаны фигуры, лики, антураж, орнаменты. Наиболее полно представлена в музее группа живописных эмале­вых образков с изображением святого.

Основным производителем живопис­ных эмалей в XIX веке был город Ростов. Он снабжал своими изделиями почти всю Россию. Огромные партии образков поставлялись в Троице-Сергиеву Лавру. Известны имена эмальеров-поставщиков XVIII—XIX веков: В.Г.Гвоздарева, А.А.Усачева, А.П.Тарасова, Н.И. Шапошникова и других. Само название — образок — предполагает назначение предмета как подвесной нагрудной иконки и определяет ее миниатюрный размер. На примере иконок с изображениями Преподобного Сергия стилистические осо­бенности ростовских эмалей раскрываются достаточно ярко. Образ святого выявлялся обобщенно, без детализации, что соответствовало прикладному назначению предмета, создавало его специфику в отличие от станковой мини­атюры.

Локальная разработка цвета также способствовала созданию образа­знака, понятного широким слоям российского населения. Предпочтение отда­валось голубому, красному, синему, зеленому. Несмотря на стилистическую общность, пластины свидетельству­ют о разнообразии художественного видения. Даже в рамках одного иконо­графического извода, например поясного изображения Сергия Радонежского, наблюдается индивидуальная самобытность авторских почерков. Однако се­рийность производства, редкость подписных изделий сближают живописную эмаль с народными художественными промыслами.

Необычайно популярные живописные образки-иконки произво­дились также в Москве, Петербурге, Воронеже, городах Сибири и других местах. В Троице-Сергиевой Лавре живопись на эмали практиковалась с XVIII века. В середине XVIII века здесь работали художники, обученные иеромонахом Павлом Казановичем. Среди них талантом выделялся Сидор Андреевич Леньков, о чем существуют свидетельства в мемуарной литературе того времени. Работой троицкого мастера следует считать двустороннюю панагию с изображениями Преподобных Сергия и Никона Радонежских. Как по живописным достоинствам, так и по технологии исполнения это первоклассное художественное произведение. Эмальер блестяще владеет ком­позицией, пунктирной техникой, тонко и умело подбирает цветовую гамму.

В XIX веке в Лавре продолжались традиции эмальерной живопи­си, известны имена мастеров, например монаха Игнатия, живописца «по финифту» Палицина, полуштатного служителя Николая Никулина. Лаврские серебря­ники делали на эмалевые пластины оправы для продажи иконок в часовнях. Под­писные лаврские эмали XIX века неизвестны, их невозможно выделить среди огромной массы сохранившихся пластин. Видимо, термин «ростовская эмаль» при­обрел в это время не только региональное, но и стилистическое значение. На выставке, посвященной 600-летию памяти Преподобного Сер­гия Радонежского, произведения прикладного искусства нового времени, со­седствуя с древним шитьем и иконами, не меркнут в тени блестящих достиже­ний средневековья.

Напротив, наряду с глубокими традициями они демонст­рируют самостоятельность художественных решений и высокое исполнитель­ское мастерство. Интересен и иконографический аспект темы, впервые собравший воедино данные произведения мелкой пластики, миниатюры и позволивший наглядно проследить творческие пути местной художественной школы. Мемориальная тема «Преподобный Сергий Радонежский» за­нимала одно из первых мест в работе лаврской литографской мастерской, существовавшей в 1843—1910 годах.

Уже в первый, организационный год деятельности нового заведения были подготовлены к изданию листы с изо­бражением личных вещей Преподобного Сергия Радонежского, хранив­шихся в монастырской ризнице: ковчега для креста, ризы, поручей, санда­лий, посоха, ложки и ножа, потира, тарели, дискоса, аналава. К этой серии были присоединены литографии с изображением личных вещей преподоб­ного Никона Радонежского — потира, дискоса и тарели, ризы, кадила, евангелия и служебника. Все вместе несколько позже они составили часть альбома «Древности Троице-Сергиевой Лавры», но выпу­скались и отдельными листами.

В коллекции музея находятся как тираж­ные экземпляры, так и первые цензорские оттиски 1843 года, за исключе­нием листов с изображением аналава Преподобного Сергия, священных сосудов, кадила и евангелия преподобного Никона. К 1849 году были изда­ны точные литографированные копии икон, связанных с памятью о Сергии: его келейные «Богоматерь Одигитрия» и «Святитель Николай», поясная и житийная иконы «Преподобный Сергий», икона «Явление Богоматери Преподобному Сергию» XVI века. В 1852—1853 годах была отлитографирована и издана копия лицевой рукописной книги «Житие Преподобного Сергия Радонежского» конца XVI — начала XVII века. Миниатюры древней рукописи переводил в рисунки для литографий мастер монастырской живописной мастерской Сергей Матвеевич Никулин.

Шесть экземпляров небольшого тиража книги были иллюминированы и представляли факсимиле лаврской редкости. Одновременно началось создание литографированных икон, для которых создавались новые рисунки во вкусах и понятиях иконности XIX века с включением элементов действительности. В 1845 году была подготовлена икона «Святые и Преподобные отцы, почивающие в Троице-Сергиевой Лав­ре», в которой фигурки святых помещены над изображением вида монастыря в XIX веке. В 50—60-е годы XIX века несколько раз предпринима­лось издание литографированной иконы «Житие и чудеса Преподобного Сер­гия», существовавшей в двух вариантах, отличающихся рисунком клейм, де­коративным строем и набором сюжетов. Главное место среди литографий о Сергии, созданных в Троице­Сергиевой Лавре, принадлежит сериям картин «Житие и чудеса Преподобного Сергия Радонежского».

Первые четыре житийных листа были подготовлены и выпущены в 1850—1854 годах. В 1850 году издавались литографии «Моление Преподобного Сергия Радонежского» , «Преподобный Сергий священ­нодействует» и «Видение птиц Преподобному Сергию». Последняя из этих картин подписана Михаилом Гадаловым, служившим рисовальщиком на камне в лаврской мастерской с 1850 по 1861 год. В 1854 году выпустили еще одну картину — «Преподобный Сергий кормит медведя». Тираж первых листов продолжался и в последующие несколько лет. Житийные картины решались в традициях бытового жанра с введением элементов натуральной жизни.

Эти начальные литографии отличались наивностью трактовки сюжетов и своего рода назидательностью отдельных деталей. В 1858 году началась подготовка новой серии, которая была заду­мана более широко, она включала помимо сюжетов жития и чудеса Преподобного Сергия. Первая часть литографий была закончена в 1862 году.

Она включала семнадцать листов:

  1. «Преподобный Сергий в молении»,
  2. «Видение отроку Варфоломею»,
  3. «Преподобный Сергий священнодействует»,
  4. «Препо­добный Сергий изгоняет злых духов»,
  5. «Преподобный Сергий кормит медве­дя»,
  6. «Преподобный Сергий строит кельи»,
  7. «Преподобный Сергий источает воду молитвами»,
  8. «Преподобный Сергий благословляет Великого князя Дмит­рия Донского на битву»,
  9. «Преподобный Сергий воскрешает отрока»,
  10. «Видение птиц Преподобному Сергию»,
  11. «Приобщение Святых Тайн Преподобным Сер­гием»,
  12. «Обретение мощей Преподобного Сергия»,
  13. «Преподобный Сергий ис­целяет бесноватого»,
  14. «Исцеление отрока от глазной болезни»,
  15. «Исцеление Симеона Литониева»,
  16. «Явление Преподобного Сергия с хлебами в Москве»,
  17. «Спасение утопающего молитвами Преподобному Сергию».

В 1865 году были добавлены еще два листа — «Труды Преподобного Сергия в хлебопекарне» и «Преподобный Сергий перед гробом родителей». В следующие три года были выполнены картины «Труды Преподобного Сергия с братией в портной», «Яв­ление Преподобного Сергия Великой княгине Софии под стенами монастыря», «Отречение Преподобного Сергия от святительской кафедры», «Явление Бо­гоматери Преподобному Сергию». В создании подготовитель­ных рисунков принимали участие мастера живописной мастерской Троице­Сергиевой Лавры, в том числе Иван Болдырев и Петр Михайлов.

В таком составе серия из 23 картин выходила до конца 80-х годов XIX века, пока качество работы литографской мастерской сохранялось на профессиональном уровне. По мере спечатывания литографских камней создавались новые ри­сунки начиная с конца 1860-х и в 1870-е годы. Так, например, рисунки лито­графий «Преподобный Сергий прогоняет злых духов» и «Преподобный Сергий исцеляет бесноватого» менялись дважды: первого в 1866 и 1872 годах, второго в 1868 и 1873 годах. Тиражи всех изданий колебались от нескольких десятков до 300—400 экземпляров и продавались в черно-белом и раскрашенном аква­релью вариантах в лавках и часовнях Лавры.

В музейной коллекции хранятся листы разных лет издания и разных вариантов рисунка. В литографиях этой серии художники, отказавшись от иконности в трактовке сюжета, попытались создать исторические картины на темы жи­тия Преподобного Сергия Радонежского. Реальность происходящего свойст­венна и житийным событиям и сценам чудес Преподобного. Трактовка сюжета скорее вневремённа, чем конкретна и соответственна XIV веку. Одеяния, архитектура, труд, молитва как бы неизменны и существуют в любом времен­ном отрезке.

Вневременность восприятия чудес позволяла, видимо, включать в композицию литографии и вид монастыря, и пейзаж, и епископский портрет XIX века в интерьере комнаты. Зрительная информация листов дополнена текстами, сопровождающими каждую картину и комментирующими смысл изображенного. В музейной коллекции хранятся литографии, происходящие из литографской мастерской Троице-Сергиевой Лавры. После закрытия мона­стырского заведения в 1910 году все оставшиеся листы, цензорские, тиражные и подготовительные рисунки были перенесены в шкафы Иконописной мастер­ской, где их обнаружили члены Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры и передали в музей.

Материал создан: 17.01.2016



Хронология доимперской России