Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Общественный строй в Московском государстве в XVII веке

Общественный строй в Московском государстве в XVII веке

Общественные классы

Соборное Уложение 1049 г. определило обязанности и права каждого из сословий, на который подразделялось население Московского государства. Сословие, или «чин», как говорили в XVII в., есть общественная группа, отличающаяся от других групп присвоенными ей правами или наложенными на нее обязанностями. В Московском государстве было два рода чинов, обязанных по отношению к государству: А) люди служилые — люди обязанные государству военной и приказной (гражданской) службой, В) люди тяглые — обязанные платить государству тягло (подать). В каждое из этих подразделений входят многочисленные чины, изображенные ниже.

Люди служилые

  1. Люди служилые по отечеству (по происхождению: боярство и дворянство)
    1. Чины думные
      • Бояре
      • Окольничие
      • Думные дворяне
    2. Чины московские
      • Стольники
      • Стряпчие
      • Дворяне московские
      • Жильцы
    3. Чины уездные
      • Дворяне городовые
      • Дети боярские
  2. Люди служилые по прибору (по добровольной вербовке: стрельцы, пушкари)

Люди тяглые

  1. Чины московские
    • Гости
    • Гостиная сотня
    • Суконная сотня
    • Черные сотни и слободы
  2. Чины городовые (посадские)
    • Посадские люди лучшие
    • Посадские люди средние
    • Посадские люди младшие
  3. Чины уездные
    • Крестьяне
    • Бобыли

Было в составе русского общества, в XVII в. еще два разряда людей, не служивших государству и не плативших податей. Это, во-первых, «люди вольные или гулящие»—свободные люди, по разным причинам не обложенные тяглом. Во-вторых, холопы.

Холопы (рабы) не облагались податями, потому что не считались подданными государства, а рассматривалнсь как вещи их господ. С XVI века класс холопов разделился на два вида:

  • а) холопы полные. Полный холоп составлял вечную собственность господина.
  • б) Холопы кабальные.

Кабалой называлась долговая расписка. Кабальное холопство возникало из займа. В кабальное холопство вступали свободные люди, занимавшие деньги с условием служить кредитору за проценты. Если такой холоп не мог погасить долга в срок, он становился холопом до смерти господина.

Люди служилые

Служилые люди в Московском государстве были двух видов:

  • во-первых, служилые люди по отечеству — но происхождению;
  • во-вторых, служилые люди по прибору — по найму.

Служилые люди по найму вербовались из свободных людей, желающих записаться в военную службу. Но раз записавшись на службу, они уже должны были оставаться на ней до конца жизни.

Думные чины: бояре, окольничие, думные дворяне были членами совета при государе — боярской думы, назначались главными командирами войска, отправлялись послами в чужестранные государства или посылались воеводами в важнейшие города.

Столичные дворянские чины: стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы владели поместьями и вотчинами поблизости от Москвы, в Московском уезде. Служилые люди этих чинов занимали должности второстепенных командиров в войске, отправлялись в иностранные государства посланниками и гонцами (дипломатическими представителями меньшего ранга), назначались на воеводства в небольшие города.

Уездное дворянство: дворяне городовые и дети боярские составляли главную массу московской армии — конное войско. Они соединялись в полки по уездам, в которых они владели поместьями и вотчинами. Полки эти носили поэтому местные названия, например, «тверичи», «коломенцы», «рязанцы». Из этих полков и состояла московская конная армия.

Служба была пожизненною и наследственною обязанностью боярства и дворянства. Но зато, начиная с Уложения, за служилыми людьми признается исключительное право владеть землею, населенною крестьянами. Право монастырей приобретать населенные крестьянами земли Уложение ограничивает.

С ХV века боярство резко отделялось от служилых людей дворян и держалось от них особняком. В XVII веке после казней и конфискаций Грозного и после бурь смутного времени знатнейшие бояре титулованных фамилий, например, князья Шуйские, Мстиславские, Воротынские и другие исчезли. Боярство стало худороднее.

В члены думы государь назначал и простых служилых людей, выдвинувшихся заслугами. Также незнатные государственные дельцы жаловались в чин думных дворян, а затем последовательно возвышались в чины окольничих и бояр. Но такие возвышения незнатных людей были в XVII веке все же исключениями.

По общему правилу знатность происхождения была тогда еще необходимым условием для движения по служебной лестнице. Сын родовитого боярина, начиная службу еще очень молодым человеком, прямо жаловался в чин стольника (полковника по-нашему), а затем, послужив несколько лет стольником, возводился прямо в окольничие или даже прямо в бояре, минуя чин окольничего, если принадлежал к одному из родов первостепенной знати.

С другой стороны, незнатный провинциальный сын боярский, хотя бы и много послуживший, к концу дней, на старости лет, мог рассчитывать только на повышение в чин городового дворянина или самое большое — стряпчего.

В XVI и XVII вв. в служилом обществе, в особенности на его верхах, существовал обычай местничества. Местничество это — счет служебными местами по знатности происхождения. При назначении на должность знатный человек не мог допустить, чтобы высшая должность досталась менее родовитому, хотя бы и более способному человеку.

Князья Куракины, например, были знатнее князей Барятинских. И князь Куракин ни за что не потерпит, чтобы его назначили в армию «вторыми воеводой», если бы Барятинского назначили первым. Он станет бить челом государю, что ему с Барятинским служить «невместно», и откажется от назначения. Он не согласится даже и за придворным обедом сесть ниже Барятинского и если его будут сажать насильно, то начнет выбиваться и спустится под стол, только чтобы не сидеть ниже Барятинского и тем не унизить рода Куракиных.

Всякие служебные назначения записывались в Москве в особый такт называемый «Разрядные книги». По ним и велись местнические счеты, и правительство при назначениях на службу должно было постоянно с ними справляться.

Посадские люди

Торгово-промышленное население городов обложенное податями, носило название людей. Древне-русский город состоял обыкновенно из трех частей:

  1. города (кремля),
  2. посада и
  3. слобод.

Городом, собственно, называлась крепость, возвышенный холм, обнесенный каменными или деревянными стенами с башнями, окруженный рвами. В небольших городах укрепления были проще и состояли нередко из вала со рвом и устроенного на валу частокола.

В город укрывалось городское и даже уездное населенье в случай нападенья неприятеля. В городе находился соборный храм, дом воеводы, «воеводская изба» (присутственное место, где заседали воевода и где находилась его канцелярия), амбары со складами казенного имущества (например, пороха, свинца и пр.) и другие казенные здания.

Под защитой городских стен ютился посад. В деревянных домах, в большом беспорядке расположенных на посаде, жило торгово-промышленное населенье — посадские люди. Центральными местом посада были торговые ряды с лавками и амбарами. На посадских людей было возложено тягло — обязанность платить подати и служить сборщиками податей, например, таможенными и кабацкими головами и целовальниками.

Но зато Уложение предоставило посадским людям исключительное право заниматься торгами и промыслами на посадах и запрещало эти занятия людям других чинов. По имущественной состоятельности посадские люди подразделялись на три
статьи:

  1. лучших людей,
  2. середних людей и
  3. молодших людей.

Пропорционально имуществу посадские люди разверстывали между собой тягло, т.-е. подати и повинности.

К посаду примыкали слободы, населенные служилыми людьми по прибору или разного рода промышленными и ремесленными людьми. Многолюдный московский посад делился на сотни и слободы, который носили название черных (казенных, государственных) сотен и слобод, в противоположность дворцовым слободам, населенным ремесленниками, работавшими на дворец.

В Москве существовали еще три высшие корпорации (общества):

  1. гости,
  2. гостиная сотня и
  3. суконная сотня,

Как только правительство замечало в каком-либо провинциальном городе разбогатевшего посадского человека, оно переводило его в Москву. Государь жаловал его в гости, в гостиную или суконную сотню, смотря по размерам его капитала. Членам этих корпораций давались важные поручения по финансовому управлению.

Из гостей, например, и членов гостиной сотни посылались таможенные головы в большие города. Корпорациям предоставлены были за то особые преимущества, отличавшия их членов от рядовых посадских людей. Так, например, гости имели право приобретать вотчины, населенные крестьянами.

Крестьяне в XVII веке и их прикрепление

Крестьяне по своей имущественной состоятельности подразделялись на два разряда:

  • а) крестьяне собственно,
  • б) бобыли.

Бобылями назывались маломощные, малосемейные или одинокие сельские жители, совсем не занимавшиеся земледелием или пахавшие гораздо меньшие участки, сравнительно с крестьянами. За смутное время множество крестьян, обеднев, перешло в бобыли.

Крестьяне не были собственниками земли. Они арендовали, как мы знаем, участки на чужих землях. Все земли в Московском государстве можно распределить на четыре вида:

  1. земли дворцовые — личная собственность государя. Доходы этих земель шли на дворцовое хозяйство;
  2. земли казенные, государственные, принадлежавшие всему государству в целом и никому в отдельности. Обширным пространства черных земель находились на севере России. Там правительство служилых людей не селило и поместий не раздавало, так как север был в безопасности от врагов и не нуждался в военной обороне;
  3. земли церковные, принадлежавшие патриарху, архиереям, монастырям и церквам;
  4. земли частновладельческие и иные.

Смотря по земле, на которой крестьяне жили, они назывались

  • дворцовыми,
  • черносошными,
  • патриаршими,
  • монастырскими,
  • помещичьими.

В XVII в. главная масса крестьян, 2/3 всего их числа, жила в вотчинах и поместьях служилых людей. Уже в XVI в., как мы припомним, подготовлялось прикрепление крестьян. Они были еще лично свободными, но находились в долговой зависимости от землевладельцев и были лишены средств эту зависимость прекращать расплатой с землевладельцами.

Если крестьянин почему-либо желал уйти от землевладельца, он или бежал от него, не расплатившись, или вступал в соглашение с другим землевладельцем, который его выкупал и вывозил на свою землю. Против этих двух явлений: крестьянского побега и крестьянского вывоза было направлено законодательство, начиная с конца XVI в.

Беглого крестьянина землевладелец мог разыскивать и возвращать к себе по суду. Если беглый укрывался в землях другого землевладельца, то происходила судебная тяжба из-за него между двумя землевладельцами. Таких тяжб возникало очень много; суды были завалены ими. Между землевладельцами шли бесконечные ссоры из-за крестьян.

С целью сократить число этих тяжб при царе Федоре Ивановиче в ноябре 1597 г. был издан указ, которым было установлено, что искать судом можно только тех крестьян, которые бежали от землевладельцев в 1592 г. и позже. Тех же крестьян, которые бежали раньше 1592 г., отыскивать судом запрещается.

Таким образом устанавливался пятилетний срок для отыскания беглых крестьян по суду. Если же в течение пяти лет после побега землевладелец не собрался начать иск о беглом, то беглый остается уже на том месте, где поселился. Царь Борис Годунов издал два указа, направленные к ограничению крестьянских вывозов. Крупный землевладелец, обладая денежными средствами, выкупал крестьян у мелких помещиков и вывозил их на свои земли.

Между тем, лишаясь крестьян, мелкий помещик лишался и доходов с поместья, потому что большую часть пашни сдавал крестьянами платившим ему оброк и отбывавшим на него барщину, а теряя доходы с поместья, служилый человеке не мог снаряжать себя на службу.

Чтобы предотвратить разорение мелких помещиков, Борис Годунов указами 1601 и 1602 гг. запретил крупным землевладельцам: боярам и монастырям, вывозить к себе крестьян из-за мелких землевладельцев без согласия последних. Крупные землевладельцы могли вывозить крестьян только друг у друга. В этих указах видна забота Бориса о мелкопоместном дворянстве, среди которого Борис, как мы знаем, пользовался расположением.

Наоборот, боярство было недовольно стеснением своих прав. При царе Михаиле Федоровиче срок для отыскания судом беглых крестьян был увеличен с пяти лет до десяти, а для некоторых землевладельцев (например, для Троицкого монастыря) до 15 лет. Наконец, по Уложению 1649 г. крестьяне окончательно потеряли свободу выхода и были прикреплены к землевладельцам.

Вскоре по вступлении царя Алексея Михайловича на престоле, в 1646 г. была произведена перепись тяглого населения в городах и уездах. В Уложение была внесена статья, гласившая, что крестьяне должны быть крепки темь землевладельцам за которыми они записаны в переписные книги 1646 г.

Вместе с тем срок для отыскания судом беглых крестьян отменялся. Сколько бы лет ни прошло со времени побега крестьянина, землевладелец не лишался права отыскивать его по суду и возвращать на свою землю. На деле свобода крестьян давно уже исчезла при долговой зависимости крестьян от землевладльцев. Уложение подтверждало лишь то, что давно существовало в действительности.

После Уложения неволя крестьян продолжала еще более развиваться. В вотчинах и поместьях служилых людей, на ряду с крестьянами жили нередко и крепостные люди землевладельцев — их холопы, рабы. Холопы служили во дворе господина, работали на господской пашне, а иногда получали ог господина отдельные дворы с пахотными участками и вели хозяйство совсем, как крестьяне. Помещики с течением времени переставали делать различье между теми и другими, зависимыми от них людьми: крестьянами и холопами, и переносили в обращение с крестьянами свои рабовладельческие привычки.

Со второй половины XVII в. помещики начали продавать своих крестьян, отрывая их от земли, целыми семьями и разрывая семьи, как продавали холопов. Так постепенно сложилась та власть землевладельцев над крестьянами, которую называют крыпостным правом. Но в XVII в. все же была большая разница между крестьянами и холопами. Холопы не платили государству податей. Они не были гражданами государства. Они были как бы вещами своих господ. Крестьяне были тяглыми людьми, платили подати в казну. Это было сословье, на которое, кроме платежа податей в казну, была наложена государством еще особая тяжелая повинность: содержать своим трудом помещиков и вотчинников служилых людей, в свою очередь обязанных государству службой.

Материал создан: 09.12.2015



Хронология доимперской России