Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Три поездки Ильи Муромца

Да ездил там стар по чисту полю,
Ото младости ездил до старости.
Да хорош был у стараво доброй конь, ,
За реку-ту перевозу мало спрашивал.
Да едет-де старый чистым полем,
Да большой-то дорогою Латынскою,
Да наехал на дороги горюч камень.
Да на камешки подпись подписана:
— Старому-де казаку да Илье Муромцу
Три пути пришло дорожки широкие:
А во дороженку ту ехать, убиту быть,
Во другую ту ехать, женату быть,
Да во третью ту ехать, богату быть.
Да сидит-де старик на добром коне,
Годовой-то качат проговариват:
— Да я кольки по святой Руси не езживал,
Такова-то чуда век не видывал.
Да на что мне-ка старому богачество,
Своего-де у мня много злата серебра,
Да и много у меня скатняго жемчугу.
Да на что мне-ка старому женитися,
Да женитися мне не нажитися.
Молодая-та^жена взять чужа корысть,
Да мне-ка старой жены взять не хочется.
Да поехал в ту дорогу, где убиту быть,
Да наехал на дороге-то станицу разбойников.
Да разбойников стоит до пятй их сот,
Да хотят они у старого коня отнять,
Да сидит-де старик на добром коне,
Да головой-то качат проговариват:
— Да вы разбойники братцы, станичники!
Вам убити-де старика меня некого,
Да отняти у стараво нечево,
Да с собою у мня денег семь тысячей,
Да точмяна узда в целу тысящу,
Да ковано мое седло во девять тысящей,
Своему-де я добру коню цены не знай,
Да я цены не знай бурку, не ведаю:
Да меж ушми у мня у коня скачён жемчуг,
Драгое самоцветное каменьё
Да не для ради красы-басы молодецкие,
Для ради темной ночки осенные,
Чтобы видно, где ходит мой доброй конь.
Да говорят ему разбойники станичники:
— Да ты старая собака, седатой пёс!
Да и долго ты стал разговаривать.
Да скочил-де старик со добра коня,
Да хватил-де он шапку со буйной головы,
Да и начал он шапкой помахивать.
Да к куды-де махнёт — туда улицы,
Да назадь отмахнёт — переулочки.
Да разбил ён станицю розбойников,
Да разбойников розбил подорожников.
Да садился старик на добра коня,
Да поехал он ко латыру камешку,
Да на камени подпись поднавливал:
— Да старому-де казаку а Илье Муромцу
На бою старику смерть не писана,
Да и та* была дорожка прочищена,
Да от стольнево города от Киева,
Да от Киева лежит а ко Чернигову,
Да еще было дорожка изведати:
— Отчево старику буде женитися,
Да женитися мне не нажитися,
Да молодая жена взять чужа корысть,
Да мне старой жены взяти не хочется.
Да поехал большою дорогою,
Да наехал на дороги крепость богатырскую.
Да стоит туто церковь-еоборная,
Да соборная богомольняя.
От тоё-де обедни полудённые
Идет двенадцать прекрасные девици,
Да посреде-то их идёт королевична.
Говорила королевна таково слово:
— Ты удалой дородний доброй молодец!
Да -пожалуй ко мне во высок терём,
Да напою накормлю хлебом солью.
Да соходил-де старик со добра коня,
Да оставливал он добра коня,
Не прикована да не привязана.
Да пошел-де старик во высок терём,
Да мосты-ты под старым качаются,
Переводники перегибаются.
Да зашол-де старик во высок терём,
Да садился за столы за белодубовы,
Да он ест-де пьёт проклажается,
Да весь долог день да до вечера.
Да выходил из-за стола из-за дубоваго,
Да и сам говорил таково слово:
— Ты ли, душечка, красная девушка!
Да где-ка твои ложни тёплые.
Да и где твои кровати тесовые,
Где-ка мяккие перины пуховые?
Да мне на старость старику бы опочинуться.
Да" привела его-де в ложни теплые.
Да стоит старой у кровати головой качат,
Головой-то качат проговариваг:
— Да я кольки по святой Руси не езживал,
Такова-де я-то чуда век не видывал, '
Да видна эта кроватка подложная.
Да хватил королевну за белы руки,
Да шибай ей ко стены кирпичные.
Обвернуласе кроватка тисовая,
Да увалилась королевна во глубок погрёб.
Да выходил старик на улицю паратную,
Да нашол двери глубокаго погреба,
Да колодьем-то были призавалены,
Да пескамы-ты были призасыпаны.
Да ён колодья ногами распихивал,
Да пески-ты руками роспорхивал,
Да нашол двери глубокаго погреба,
Да пинал ворота ногой вальячные,
Да с крюков с замков двери вон выставливал,
Да выпущал сорок царей сорок царевичев,
Да и сорок королей королевичев,
Сорок сильних могучих богатырёв.
Да и сам говорил таково-слово:
— Да вы подьте, цари, по своим землям,
Да вы короли по своим Литвам,
Да вы богатыри по своим местам.
Да идёт душечка красная девушка,
Да ён выдергиваёт саблю вострую,
Да срубил ей по плеч буй ну голову,
Да рассек, разрубил тело женскоег
Да куски-ты разметал по чисту полю,
Да серым-то волкам на съедение,
Да черным воронам на пограяньё.
Да садился старик на добра коня,
Да приехал он ко латырю каменю,
Да на камешки подпись поднавливал:
— Старому-де казаку да Ильи Муромцю
Да и та была дорожка прочищена.
Да от стольняго от города от Киева,
Да от Киева лежит а ко Царюграду,
Да еще было дорожка изведати,
Да отчего-де старику будё богачество.
Да поехал он большою дорогою,
Да наехал на дороги пречудной крест,
Да стоит у креста головой качат,
Головой-то качат приговариват:
— Да я кольки по святой Руси не езживал
Дакова-то-де я чуда век не видывал.
Да этот крест есть не прост стоит,
Да стоит он на глубоком на погребе,
Да есть несметноё злато серебро
Да соходил-де Илья со добра коня.
Да и брал крест ён на руки на белые,
Да снимал со глубокаго со погреба,
Да воздвигнул живот в славный Киев град.
Да построил он церковь соборную,
Соборную да богомольнюю.
Да и тут ведь Илья-то окаменел,
Да поныне ево мощи нетленные.

Материал создан: 02.11.2015



случайный русский баннер
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта